В морозные дни 1973 года был введен в эксплуатацию мост через Ан-гару – первопроходцы опытные монтажники, приехавшие на Усть-Илимскую землю из разных уголков. В их числе — бригадир Борис Щербак.
Он строил мост
В марте следующего года Борис Яковлевич готовится встретить 85-летний юбилей. Несмотря на столь почтенный возраст, он наизусть читает стихи, любит пошутить на любую тему и с удовольствием вспоминает моло-дость… На долю нашего героя выпало военное детство. Старший брат погиб на фронте, отец – в керченских катакомбах. Когда на Кубани станицу Тро-ицкая оккупировали немцы, маленькому Боре было 7 лет, а его старшей сестре Паше – 10. Чудом брату и сестре удалось спастись от отправки в Гер-манию. Мама намазала им головы нигрозином (сине-черная краска для са-пожных мазей – прим. авт.) и повязала платочки. «Нас тоже поймали и при-вели в комендатуру, где уже было человек 15 детей, – рассказывает Борис Яковлевич. – Когда подошла наша очередь, с нас сдернули платочки и спро-сили, что за пятна на голове? Старшая сестра не растерялась и говорит: «Да это стригущий лишай!» Нас пинками выгнали. Мы побежали домой, и тут началась сильная бомбежка. Меня ранило в трех местах, сестре оторвало пальцы на левой ноге. Мама нас выходила…»
Вязали из металла ажурные кружева
Постепенно затянулись раны. Наступила мирная жизнь. После школы Борис выучился в ФЗУ на слесаря и по направлению поехал в Грузию на строительство гидроэлектростанции на реке Риони. Там пробыл недолго. Манила его Сибирь. Так Борис Щербак оказался в Красноярске, где устро-ился монтажником в мостоотряд №7. С тех пор мосты вошли в его жизнь. На реке Кан, притоке Енисея, строил два моста, протяженностью 300 метров. Когда работы завершились, Щербака направили в командировку в Усть-Илим на строительство моста через Ангару. Это был 1970 год. К тому вре-мени у него уже была семья: жена и сын-первенец, а в этом же году в Усть-Илимске родилась дочь.
– Это был первый в Советском Союзе экспериментальный мост, где семь 110-метровых пролетов предстояло собрать «в полный навес» с устройством соединений на высокопрочных болтах вместо традиционных заклепок. К тому же в очень сложных климатических условиях, – вспоминает Борис Яковлевич. – Опора моста нижней части собиралась на берегу скали-стого Тонкого мыса, где кроме ГАИ ничего не было. Подъездных дорог то-же. До строящейся опоры мы на себе носили доски, а это – километра три.
Борис Яковлевич рассказал, что его супруга Надежда Андреевна рабо-тала вместе с ним на строительстве моста. Женщины отмывали болты от ма-зута и сушили их. В бригаде было два бригадира – Борис Щербак и Стани-слав Федоров. В подчинении у них – 100 человек. Работали звеньями по 12 часов. Возглавлял участок Владимир Тищенко. В дружный коллектив мо-стовиков вливались ребята, которые только что демобилизовались из армии. Сразу втроем на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку Усть-Илимской ГЭС приехали Алексей Кетрарь, Виктор Козыченко, Иван Янюк. «Крепкие смелые парни в солдатских гимнастерках подобно паукам вязали из металла ажурные кружева моста на 40-метровой высоте над бурлящей Ангарой», – образно рассказывает мой герой.
Первыми учителями-наставниками были прорабы В.М. Тарабан, Ф.В. Котов, старший мастер П.К. Димитров, мастера В.П. Торубаров, В.Н. Ни-кишов, механик Е.И. Чирков.
Каждый узел конструкции, каждый болт проверялся зорким глазом партгруппорга, старшего инженера технического отдела Николая Виногра-дова. На одном узле было 800 болтов. Каждый болт по повороту гайки на определенный угол затягивался полутораметровым динамометрическим ключом. Эту сложную работу выполняло звено в составе шести человек.
Отдельная история происходила с подводным бетонированием 12 свай на Ангаре. По словам Бориса Щербака, ширина бура составляла 1220 мм. Стальная труба опускалась примерно на глубину 8-10 метров. В нее поме-щалась сваренная арматура, куда заливалась бетонная смесь. Под давлением бетон выдавливал воду, и труба уже намертво бетонировалась. После из котлована насосами выкачивали воду и приступали к установке опалубки. Подводное бетонирование велось только зимой. Всегда ждали низких темпе-ратур воздуха и воды, т.к. нужно было вымораживать воду из опалубки фундамента. Транспортировка материалов осуществлялась баржами летом, а зимой – по ледовой переправе.
«Мы слишком быстро работали!»
Мостовики понимали, что строят они на века, поэтому относились к делу с огромной ответственностью. Искренне радовались завершению каж-дого этапа. Когда в ноябре 1973 года прошло испытание мостового перехо-да, объект посетили председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, заместитель министра ЦБП СССР Михаил Бусыгин и главный проектиров-щик Николай Нахамчик. До сих пор помнит Борис Щербак рукопожатия этих важных людей.
Мост через Ангару построили на год раньше срока. Как говорит Бо-рис Яковлевич, дату сдачи объекта им устанавливала совесть.
– Работа была интересной, но и потели, мы, конечно, неплохо, – улы-бается первостроитель. – В морозы взаимодействовали и с бетоном, и метал-лом. Приходилось даже мост приподнимать, так как во время укладки шпал в клетку проседал пролет, рассчитанный весом на 750 тонн. Были трудности – постоянно задерживали поставки конструкций, которые везли из Вороне-жа. Мы слишком быстро работали! Когда сдали этот мост в эксплуатацию, министр Бусыгин дал указание построить в Улан-Удэ точно такой же завод по изготовлению металлоконструкций для мостов, чтобы ближе было. Завод построили, и на БАМ уже стали поставлять металлические конструкции из Улан-Удэ.
Открытие прошло с выкупом!
Самый кульминационный момент – сдача моста в эксплуатацию – за-висел от бригадира Бориса Щербака. 27 декабря в ожидании открытия уже стоял вагон с цементом для Усть-Илимской ГЭС, прибывший по железной дороге Хребтовая – Усть-Илимская.
– В этот день съехались все руководители, причастные к строительству моста, митинг шел, играла музыка, но просто так давать отмашку я не хотел, – рассказывает Борис Яковлевич. – Взял, да и перекрыл мост, и сказал глав-ному инженеру СМП-219, что даром мост не откроем, ведь 100 человек на нем трудилось! Он спросил: «А что вы хотите?» Я говорю: «10 ящиков вод-ки, 20 ящиков пива и тушенки!» Три часа мы прождали, но просьбу мою выполнили. И только тогда я открыл движение первого вагона с цементом для ГЭС.
После запуска моста через Ангару, который соединил две Всесоюзные ударные стройки – Усть-Илимскую ГЭС и железную дорогу Хребтовая – Усть-Илимская, бригада Щербака продолжила монтажные работы на эста-каде ГЭС, а затем на объектах строительства лесопромышленного комплек-са. Даже стелу на въезде на площадку ЛПК делала бригада Бориса Щербака.
По его стопам пошел сын Богдан, который сегодня работает на целлю-лозном заводе бригадиром монтажников. Дочь Татьяна трудится здесь же, только лаборантом в варочном цехе. Внук Сергей занимает руководящую должность на строительстве второй ветки БАМа. Внучка Екатерина окончи-ла с красным дипломом Новосибирскую академию и работает на Усть-Илимской ТЭЦ. Правнучка Соня – студентка медицинского института. Под-растает еще одна правнучка Аленка.
На вопрос, считает ли себя Борис Яковлевич счастливым человеком, он с улыбкой ответил: «Конечно! Прожить столько лет, такой город построить! Со своей супругой больше полвека вместе. Внуки и правнуки радуют! А че-го еще в жизни надо?»
Иванишина, Н. Он строил мост / Наталья Иванишина // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2021. – 24 дек. (№ 50). – С. 19 : фот.