Слово о рабочем поэте — Народная энциклопедия

Слово о рабочем поэте

25-11-2025

На областной, девятой по счету, конференции «Молодость, творчество, современность» Усть-Илим был представлен тремя поэтами. Стихи Владимира Пламеневского и Сергея Квитко получили одобрение руководителей поэтического семинара, а Михаилу Рябикову был вручен диплом первой степени. Долгожданное, заслуженное признание!

…Вспоминаются первые строчки дипломанта. В феврале 1970 года ко мне пришел паренек с рыжеватой бородкой и, забыв представиться, попросил послушать его стихи. Читал он громко, увлеченно, отбивая ритм взмахом сильной рабочей руки. Эта горячность, непосредственность автора обращала на себя внимание больше, чем его первые рифмованные строчки. Чувствовалось, что человека тянет к слову неудержимо, но слово еще не дается, и нужны немалые усилия, чтобы подчинить его ритму стихотворной речи. Недостающие звуки в строчках Миша при чтении заменял паузами, чутьем находя размер.

Так в клубе «Поиск» появился новый автор. Шагал он стремительно. Выслушав мой приговор своим первым слабым стихам, Миша сказал просто:

— Напишу лучше!

С рабочей уверенностью сказал. И вскоре принес стихи о весне. В них была уже зримая картина, проглядывало что-то «рябиковское». О тающем на крышах снеге, рождающем сосульки, он сказал:

Скатертью с кистями

С крыш ползет зима.

Стремясь к образности, занялся Миша словотворчеством; край наш сибирский назвал он — сопколесым, то есть, краем сопок, покрытых лесом; поэт у него был «мыслесветлый». По аналогии самого Мишу из-за рыжей бородки звали в клубе «ржебрадым».

А потом явилась «Моя трасса». Михаил прошёл от Братска к Усть-Илиму через тайгу, прокладывая трассу, названную впоследствии «трассой мужества». Он имел право назвать эту трассу своей. Впечатления отлились в рифмованные строчки, после которых мы поняли, что Миша Рябиков — поэт.

Только день па улицы
                      прольется,
Я тебя с собою позову
В те места, где ключ в тени
                      смеется,
Серебря зеленую траву...
               («Моя трасса»).

Есть еще одна страсть у Михаила – охота. Правда, эту страсть соединил он с поэтической: богатая зверем и птицей тайга дарит ему не только охотничьи трофеи, она учит его наблюдательности, чуткости ко всему живому, вызывает боль за варварское обращение с природой.

Боль задевает сердце и, пройдя через него, рождает гневные строки:

…Здесь были хапуги:
весь в бутылках и перьях, 
                            тальник.
И, скрываясь в кустах, 
     словно пьяным напуган, 
свищет тихо в распадке 
                            родник.
У лабаза березы исколоты 
                            дробью
так, что я ощущаю их боль…
                       («Воль души»).

Гражданская позиция поэта, ясна: он призывает сделать природу другом и союзником и, как истинный друг, встает на ее защиту.

Десять лет творчества подвинули Михаила Рябикова далеко вперед и в литературном теоретическом самообразовании. Вспоминается конференция «Молодость, творчество, современность» 1970 года. Отвечая на вопросы руководителя семинара, Миша с некоторой даже бравадой сказал тогда, что он почти ничего не читает. Это далекое время прошло, Миша обложился словарями, справочниками, пособиями. Поиск емкого слова сочетается у него с поисками правомерности применения этого слова. Как-то в одном из своих стихотворений я допустил выражение «деревянное ярмо».

— Неправильно, – возразил Михаил, – ярмо – это и есть деревянная колодка. И подал мне словарь, дескать, не веришь – проверь. Ученик выходил из младенческих пеленок.

«В жизнь, в жизнь надо поглубже вгрызаться», — повторял он частенько, и вгрызался, осмысливая острую, например, проблему взаимоотношения города и деревни. Он размышляет в стихах о том, что «надо для детей лужок смоленский с квартирой городской соединить». Эта тема занимает в творчестве М. Рябикова значительное место, и не случайно, ибо сам автор соединил в себе и город, и деревню.

Я делами и сердцем - 
                          рабочий,
ну, а кровью - 
крестьянский мужик.
(«В гостях и деревне»).

Михаил много читает и читает критически, резко отмечая то, что не находит в нем отклика, не трогает его. Творчество рабочего поэта остросовременно и актуально.

Творцы грядущего и слуги, 
мы – связи будущих почал; 
как жизни тоненькие руки,
 белеют цепи на плечах.

Так сказал он о монтажниках, идущих на работу, — «на сцену строгой высоты». Строчки эти — квинтэссенция его работ о товарищах-строителях. Бригадир Михаил Рябиков хорошо знает душу рабочего, поэт Михаил Рябиков отливает этот материал в найденные творческим трудом строки. Не случайно диплом М. Рябиков получил за стихи, воспевающие рабочего-сибиряка. В этом году одолел Михаил новую высоту — от коротких стихотворений шагнул к поэме. Поэма — не только большое стихотворение, но и обобщение мыслей, взглядов автора, выражение его мировоззрения. О чём она? О детстве, о трудных послевоенных годах, о восстановлении нашей страны.

Поэма Михаилу удалась. Правда, встречаются в ней и досадные недоработки, выражающиеся в неточностях, нарушениях ритма, в необязательных словах. Видимо, это следствие спешки в работе над большой и сложной вещью. Но главное – в ней виден автор с его раздумьями и переживаниями. А недоработки легко устранимы. Отрывок из поэмы публиковался в «Усть-Илимской правде», поэтому я здесь не привожу из нее цитат.

Теперь – следующая высота – сборник стихов. Думаю, что стихи М. Рябикова, созданные за десять лет и собранные вместе, порадуют читателей правдивым и искренним повествованием о них самих.

С. Александров,
участник 6-ой и 7-ой областных конференций

Источник: Александров С. Слово о рабочем поэте [дипломате областной конференции «Молодость, творчество, современность»] // Усть-Илимская правда. – 1980. – 22 марта.