Коррекционная школа: вчера, сегодня, завтра — Народная энциклопедия

Коррекционная школа: вчера, сегодня, завтра

10-09-2024

Специальная коррекционная школа г. Усть-Илимска Общественность приняла не сразу

Шел 1983 год. Для Усть-Илимска, прославленного всесоюзными стройками, лирическими песнями Александры Пахмутовой на весь Советский Союз, это было время расцвета. Стабильно высокая рождаемость – и вот, пожалуйста, принят в эксплуатацию новый роддом, один за другим открываются детские сады в третьем, пятом микрорайонах, общеобразовательная школа №11.

Но уже тогда стало заметно, что растет и число детей, которые не могут усваивать образовательные программы в общеобразовательных школах. И очень часто это ребятишки из вполне благополучных семей, чьи родители вовсе не хотели бы расставаться со своими чадами на время обучения в специнтернатах других городов. Тем более, что город наш достаточно удален даже от соседей по региону. Решение было принято, и в Усть-Илимске открыли свою вспомогательную школу. Но, как рассказывает зам. директора по учебно-воспитательной работе ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска Екатерина Апухтина, тогда общественность не сразу приняла эту школу.

Под специальную школу было занято здание самой обыкновенной общеобразовательной школы №3 по ул. Братская, 25а. Родители тех школьников были очень возмущены тем, что их детей перевели в другие школы. Но школа №3 подходила для этих целей как нельзя лучше: маленькая, компактная, по домашнему уютная – как раз для ребятишек, которые большую часть дня проводили в школе. И до сих пор коррекционную школу устьилимцы между собой называют «третьей школой», хотя школа давно переехала. Первый набор во вспомогательную школу ограничивался девятью классами, численность в каждом классе была разная, где-то доходила и до 20 человек. Самым старшим классом тогда был седьмой, а обучение в школе — восьмилетним. Первым директором школы был назначен Василий Петрович Суробашев.

Школа должна развиваться

Прежнее здание школы физически не смогло бы вместить нынешнее количество учеников. Сегодня в школе учится 223 ребенка, а это уже 21 учебный класс, где в каждом обучаются не более 12 детей. И здание теперь не одно, а целых два. Начальная школа располагается в здании детского сада в третьем микрорайоне, а средняя и старшая школы – в бывшем детском саду в левобережье. И там, и там свои учителя, дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги. Вот уже 14 лет возглавляет команду почетный работник общего образования Галина Федоровна Акимкина. Пожалуй, все глобальные преобразования в коррекционной школе связаны с именем этого человека, которая в апреле на II всероссийском образовательном форуме «Школа будущего» была удостоена памятного знака «Директор года».

Изначально коррекционные школы восьмого вида, к которым относится наша школа, предназначены только для ребят с легкой умственной отсталостью. Но еще до вступления в силу Конвенции о правах ребенка в нашей школе обучались ребятишки с гораздо более тяжелым отставанием. «Мы защитили учебный план, по которому могли обучать детей и 10 лет, — рассказывает Екатерина Апухтина. – Это касалось детей, которые не смогли за 9 лет социально адаптироваться, не прошли педагогические, психологические тестирования. Таким детям мы давали дополнительные социально-трудовые навыки. Образовательных предметов было уже немного, в основном трудовое обучение. Но просуществовал такой опыт в нашей школе четыре года». Ну а после появления Конвенции о правах ребёнка дети с умеренной умственной отсталостью были признаны обучаемыми, и должны были учиться в специальных коррекционных школах по желанию родителей.

Наш город был одним из первых, кто начал обучать таких ребят. Раньше дети с таким диагнозом просто сидели дома. Чтобы набрать первые классы, педагогам коррекционной школы приходилось брать информацию в городских поликлиниках, составлять списки потенциальных учеников, потом ходить по домам и буквально уговаривать родителей привести ребятишек в школу. К тому же не было никаких методических разработок, учебников для таких детей – все это пришлось разрабатывать самостоятельно. Это сейчас наши методички ложатся в основу разработок педагогов из других школ области, а тогда все было вновь. Старания не прошли даром, с 2004 года наряду с детьми с легкой умственной отсталостью в школе обучаются и дети с умеренной умственной отсталостью. «Основная наша задача, — считает Екатерина Борисовна, — это социализация наших учеников. Конечно, мы даем им знания в полном объеме в соответствии с программой. Но, может быть, большую ставку мы делаем на трудовое обучение и дополнительное образование. Это наши кружки по интересам, проектная деятельность с учащимися; обучение в мастерских: столярное, швейное дело, вязание, берестяное дело, обработка кожи и т.д. Мы прививаем учащимся навыки ведения домашнего хозяйства, работы по дому; проводим с учениками, их родителями, нашими педагогами много совместных праздников. А видели бы вы вечера нашего клуба «Алые паруса», где ребята с удовольствием читают серьезные и большие по объему стихи, играют на гитарах, поют, сами шьют костюмы. И, вы знаете, наших выпускников педагоги училища неизменно характеризуют как трудолюбивых, воспитанных людей». Школе всегда важно знать, как сложилась дальнейшая судьба каждого своего ученика. Достигли ли педагоги своей главной цели – сумел ли их ученик найти себя, создал ли семью, нашел ли работу? Вот только куда пойти учиться после школы у выпускника коррекционной школы города Усть-Илимска выбор небольшой, только ПУ-66, и то на две специальности. А как же отправить подростка 16 лет после школы в другой город? На это не каждый родитель решится. Если бы круг специальностей стал шире, то и возможностей для реализации себя у детей стало бы намного больше. Вспоминается мне рассказ одной моей знакомой, правда истории этой уже лет 15-ть. Приехала она тогда с выставки поделок ребят коррекционной школы. Пребывала в явном восторге: «Ну что за ребятишки, ну и молодцы! Может быть, им и не даются точные науки, зато то, что они делают своими руками – не каждому такое под силу». «Нынешние ученики, — говорит Екатерина Борисовна, — конечно, отличаются от учеников предыдущих лет. Они стали более технически подкованными, как и все современные дети, но с ними, честно говоря, и интереснее работать».

Мечты коррекционной школы

Одно из желаний руководителей школы связано со спортом. Благотворное воздействие на физическое и психическое развитие воспитанников школы, безусловно, оказывает специальная физкультура, а вот тренажеров для этих занятий не хватает. Своими средствами приобрести школе такие тренажеры не под силу, остается одна надежда на благотворителей — крупных предприятия и предпринимателей города. Впрочем, молодые педагоги школы пытаются различными способами воплотить общешкольные мечты в жизнь. Так, учитель дополнительного образования по игре на гитаре Денис Василенко пробует реализовать идею музыкального школьного ансамбля с помощью краудфандинговой* площадки Planeta.ru. Чувствовать себя такими же, как все, — об этом для своих подопечных мечтают все учителя коррекционной школы, в их числе и Денис Василенко, который до сегодняшнего дня является участником городской музыкальной группы «Полемика». «Навыки, приобретенные моими учениками в музыкальном ансамбле, — рассуждает Денис Юрьевич, — помогут в дальнейшем успешно вливаться в молодежные компании, участвовать в музыкальных коллективах или заниматься любимым делом на протяжении всей жизни. В общем, вполне успешно и по-настоящему социализироваться в обществе». Для реализации проекта необходимо приобрести ударную установку, бас-гитару, электрогитару, микшерный пульт, усилитель, акустическую систему.

«Но самая большая наша мечта — единое здание для нашей школы, — признается Екатерина Апухтина. – Нам хочется, чтобы это не было приспособленным зданием. А чтобы это действительно была школа — с просторными светлыми классами, с комнатами отдыха, со спортивным и актовым залами, с мастерскими для наших талантливых ребят…» Пусть сбудутся хорошие, правильные мечты, направленные на развитие одной из 100 лучших школ России.

Текст подготовила: Самодумова, Г. // Коррекционная школа: вчера, сегодня, завтра

Дата публикации: Вестник Усть-Илимского ЛПК.- 2014.- 5 сент. (№68). – С.6 : фот.