Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр?
Затем, что он освежает нашу душу…мощными и разнообразными впечатлениями…
и открывает нам новый преображенный и дивный мир страстей и жизни!
В.Г. Белинский
B городе Усть-Илимске есть свой театр. A появился он чуть больше двадцати лет назад, когда выпускник Щукинского театрального училища Евгений Пиндюрин основал театральную студию «Диалоги».
Но началось все гораздо раньше. Появление в Усть-Илимске в 1975г. Василия Владимировича Гуляева ознаменовалось открытием в городе любительского театра трудящейся молодежи (ТТМ). Именно тогда, в 1975 году, он собрал под свое крыло наиболее яркую, мыслящую молодежь нашего города. «Гуляев был неуемный человек, страстный созидатель театра. B конце 70-х — начале 80-х годов он создал в Усть-Илимске коллектив, который в те времена считали диссидентским. Спектакли по пьесам советских драматургов официальными властями принимались со скандалами», — рассказывает Евгений Пиндюрин.
Театр трудящейся молодежи ставил пьесы, которые волновали умы людей, o которых говорили и спорили., просуществовал он семь лет, a в 1981г., после постановки спектакля «Кто сказал, что земля умерла», о Владимире Высоцком, который запретили. Гуляеву пришлось уехать из города. Но идея театра в Усть-Илимске не умерла c закрытием ТТМ.
К тому времени Евгений Пиндюрин окончил школу и спустя несколько лет поступил в театральное училище имени Щукина. A в 1985 году вернувшись вУсть- Илимск, собрал и возглавил театральную студию «Диaлоги». «Случайно зашел в общежитие, где в красном уголке располагался комсомольский клуб «Диaлоги».
На тот момент он уже не действовал. Комендант общежития разрешила там разместиться театру. Я от руки написал объявление о наборе. И ребята пришли!» , — рассказывает Евгений Пиндюрин.Первым спектаклем студии было поэтическое представление «При свете жизни» (1985). На спектакль пришла директор ДК «Ровесник» Татьяна Геннадьевна Сафиулина, а на следующий день пригласила студию «Диалоги» работать в «Ровесник» . Любителей театра на тот момент в городе было мало, многие жители не воспринимали всерьез, развешенные везде маленькие афиши. Поэтому и зрителей у начинающего театра было не так много. Зачастую, выставленные прямо на сцене, 25-30 кресел наполовину пустовали. Но именно в этот театр опять стала стекаться наиболее образованная, мыслящая молодежь города. Кто в качестве постояннык зрителей, а кто-то, перешагнув стеснительность, в качестве студийцев.
За время существования театра-студии «Диалоги» зрителям было представлено несколько спектаклей. В 1988 году со спектаклем «Сорок первый» Б. Лавринева театр стал лауреатом областного конкурса народных театров (театр тогда ещё не являлся народным, а на фестиваль его пригласили в качестве исключения), и вскоре после этого студии присвоили статус народного театра.
Из интервью с Е. Пиндюриным:
«Мы стали выпускать спектакли, ездили по фестивалям, получали неплохие отзывы. За годы работы мы выпустили на свет немало постановок и более половины из них до сих пор в репертуаре» .
Выросла и значимость театра. Появился постоянный зритель. Нередко можно было увидеть семейные пары или компании друзей, на спектаклях по произведениям классиков появились первые школьньre коллективы. Встал вопрос об увеличении мест для зрителей, о специально оборудованном театральном зале. Кроме этого перед режиссером театра возникли и другие вопросы, связанные с дальнейшим развитием театра.
Из интервью с Е. Пиндюриным
«До конца 90-х годов мы работали дружно и непринужденно. Потом наступил кризис. Дело в том, что уровень самодеятельности мы прошли, развиваться дальше не позволяли рамки, установленные любительством. Ребятам надо было выбирать, оставаться ли с театром, целиком посвящая себя режиму его работы, или уходить из него. Однажды, расставаясь на летние каникулы, я сказал, что осенью могут приходить только те, кто хочет серьезно связать свою судьбу с искусством.
Это лето было не из веселых. Со страхом ждал осени — придут ли? Пришло три человека — А. Лопатин, Е. Таксиди, А. Курек, я был четвертым, начали работать в режиме репертуарного театра. Кроме епектаклей для взрослых, ставили сказки для детей, пробуя себя в жанре игрового и кукольного театров. Труппа постепенно пополнялась».
«Народный театр пережил немало трудностей, кризисов, но в 2000 г., благодаря поддержке мэра города Дорошка В.В. и начальника управления культуры Сафиулиной Т.Г. самодеятельный театр получил новый статус – Муниципального театра. (Постановление главы Администрации г.Усть-Илимска от 10.12.1999г.№1498 «О создании в городе Усть-Илимске Муниципального учреждения культуры «Театр драмы и комедии»).Торжественное открытие состоялось 27 февраля 2000 года. Свою лепту в дело открытия профессионального театра в городе внес ведущий актер Иркутского драматического театра Виталий Венгер. Он очень высоко оценил возможности театрального коллектива на фестивалях различного уровня и приехал в город, чтобы поддержать эту идею. Но, полученный статус требовал соответствующего уровня квалификации, и вскоре актеры театра поступили в Иркутское театральное училище. Это было необычно тем, что впервые в России, специально для актеров Усть-Илимского театра в училище был организован куpc актерского мастерства по заочной форме обучения. Для этого пришлось переделать даже Устав Иркутского театрального училища. Сегодня в театре работает преимущественно профессиональный состав актеров.
В Иркутской области пять профессиональных драматических театров — один из них в Усть-Илимске. У нашего муниципального драматического театра сегодня есть дом, актеры, которые учатся мастерству, ставят спектакли для детей и взрослых. У коллектива ес гь страстное желание работать, а значит — быть интересным зрителю.
Сегодня Усть-Илимскому театру двадцать два года, в его репертуаре 23 различных спектакля для взрослых и детей. Есть кукольные спектакли — для совсем маленьких, начинающих зрителей, а есть пьесы современных сказочников Ю.Елисеева «Сладкий пирог», «Неразменный рубль», «Два мастера»,М.Бартенева «Считаю до пяти». С помощью этих спектаклей дети учатся понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Спектакли «Прошедшая история» Л. Толстого, «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова, «Как бы этак выразиться» по А. Чехову, «Жорж Данден» Мольера. «Бальзаминов и К», «Поздняя любовь» А. Островского, «Фаол» по Даниилу Хармсу познакомят зрителей с классическим репертуаром театра.
Есть постановки и современных авторов. Это: «Анданте» и «Золотая богиня» Л. Петрушевской, «Пять вечеров» А Володина, «Пули для любимой», «Осторожно женщины А. Курейчика.
Спектакль «Я жду тебя любимый» Д. Фо и Ф. Раме знакомит нас с современным направлением в итальянской драматургии. Спектакль «Вдовы» по пьесе Мрожека — яркое проявление «театра абсурда». Постановка «Дорогая Памела» по пьесе Дж. Патрика (фото № 8) затрагивает очень важные вопросы о ценностях нашей жизни, о нравственном выборе.
При театре уже несколько лет существует юношеская театральная студия — таким образом, театр готовит и подбирает для себя будущих актеров. В конце февраля 2006 г. состоялась премьера спектакля «Почти как в сказке» Е. Шварц. Спектакль получился замечательным, он стал лауреатом областного конкурса молодежных театров, проходившего в апреле 2006 года. Торжественное открытие фестиваля состоялось на сцене театра им. Охлопкова спектаклем «Почти как в сказке».
В сентябре 2006 года впервые при финансовой поддержки Администации города появилась возможность пригласить из г. Иркутска режиссера-постановщика, лауреата международных театральных конкурсов Ксению Торскую для постановки детского спектакля «Царевна-лягушка» Г. Соколовой. Работая в полном взаимопонимании, режиссер и творческий коллектив театра в течение одного месяца завершили работу. Спектакль идет при полном аншлаге. В 2007 году по рекомендации главного режиссера Пиндюрина была выбрана пьеса неизвестного автора начала 16 века «Венецианка», постановщиком которого вновь стала К. Торская.
Из книги отзывов: «Спасибо за прекрасный, красивый, зрелищный спектакль! «Венецианка» – это супер!» — благодарный зритель.
Станиславский К. писал «…театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из наших рук этого важного элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться… Но вы пришли и сели, а режис сер незаметно пересадил вас в кресло участника той жизни, которая происходит на сцене».
Под видом развлечения кроется возможность самопознания, а это очень важно для режиссера.
«Осторожно женщины» А Курейчика – французская комедия, в которой играют – Якимкин Павел, Ефимова Валентина, Таксиди Елена, Лысенко Олеся. Сколько лукавого озорства и мудрой сочуственной человечности в героях новой постановки Пиндюрина Е.
Из книги отзывов:
«Я давно так не смеялась, все жизненно, красиво, качественно!» — Ирина.
«После спектакля повысилось настроение, захотелось на многие жизненные ситуации посмотреть с улыбкой!» — Власова Светлана.
Дарить людям радость МУК «Театр драмы и комедии» имеет возможность и на городских мероприятиях таких, как «Проводы зимы», «Международный день защиты детей», «Семейные встречи в театральном фойе», традиционные новогодние праздники.
Данью уважения к старшему поколению стало ежегодно проводимое в мае мероприятие «Театр – ветеранам Великой Отечественной войны».
«Интересно, красиво, смешно» — это критерий детских оценок спектаклей и театральных встреч. Усть-илимский театр берет на вооружение опыт работы режиссера А. Брянцева и строит из своих постановок «Театр детской радости» — в начале сезона посвящая первоклассников в зрители, а в марте встречая на фестивале «Театр — детям».
За годы своего существования в театре сложились традиции и суеверия. Если вы увидите, что человек на улице роняет, к примеру, сумку или пакет, после чего садиться на него, не думайте, что в сумасшедшем доме день открытых дверей. Перед вами актер или актриса Усть-Илимского театра драмы и комедии, а в сумке не что иное, как текст новой пьесы. Уронишь его, отдашь в чужие руки или положишь на острые, колющие или режущие предметы — все, считай, пропало. Слова забудутся, спектакль сорвется. Может кто-то и посмеется, но в театре с этим не шутят.
Актеры – это люди, которые говорят чужие слова чужим голосом. Иногда им приходиться рыдать, когда на сердце весело и смеяться когда хочется плакать. Такая профессия – обманывать. Обманывать достоверно. Иначе в след за Станиславским зрители скажут «Не верю…».
Сегодня в театре служат :
Артисты:
Булатова Анна
Ефимова Валентина
Курек Александра
Лопатин Андрей
Лысенко Олеся
Савина Светлана
Таксиди Елена
Тетеревлёв Вадим
Харькова Ксения
Якимкин Павел
Кандрова Татьяна Геннадьевна – директор театра
Пиндюрин Евгений Анатольевич – главный режиссер
Говоря о театре, прежде всего, принято вспоминать артистов и режиссеров, но ведь не один спектакль не родился, ни один творческий замысел не реализовался бы без служителей закулисья. Хочется назвать этих людей кто не выходит на аплодисменты, чей труд порой невидим и неприметен, но без него не мыслим театр.
Художественный, административный, технический персонал:
Кокшарова Татьяна Павловна – руководитель литературно-драматургической части
Евлампиева Татьяна Ивановна – старший администратор
Панфилова Юлия Александровна – художник-постановщик
Бахлынова Надежда Геннадьевна – художник-конструктор
Плысак Прасковья Федоровна – заведующая хозяйством
Берлизева Мария Ивановна – закройщик
Кузякова Лидия Георгиевна – контролер билетов
Восемь лет, как на театральной карте России появился усть-илимский театр. Сколько оставлено здесь смеха, восторга, сколько пролито слез, сколько горьких, серьезных и нужных размышлений пробудило искусств в душах зрителей. Здесь одновременно воспитывают своих артистов и свою публику. Каждый находит и обретает в театре что-то глубоко личное, заставляющее работать на сцене с полной отдачей или приходить сюда вновь и вновь на спектакли, где счастье и боль, надежда и отчаянье, удивительная полноценность и объемность мира – открывается в каждой постановке.
Жизнь похожа на театр, театр похож на жизнь, но между ними есть существенное различие… В театр можно вернуться…
Мы ждем Вас, дорогие зрители!
Анна Пиндюрина, Татьяна Кокшарова // Книга: Культура и время. Усть-Илимск. — 2008.- С. 147-154.