Транспорт — Народная энциклопедия

Транспорт

10-09-2024

В разделе представлена информация о транспортной инфраструктуре города Усть-Илимска, включающей: автомобильный, железнодорожный, водный и электрический транспорт. А также об истории строительства автодороги Братск-Усть-Илим в начале 1960 годов, о значении этой трассы для строительства ГЭС и города. Освещено строительство железнодорожной линии Хребтовая — Усть-Илимская 1966-1973 г. Раздел содержит основную информацию о предприятиях города, связанных с транспортом.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт представлен магистральной однопутной тупиковой линией Хребтовая – Усть-Илимск и рядом ведомственных подъездных железнодорожных веток, обслуживающих промышленно-коммунальные зоны города. Линия Хребтовая-Усть-Илимск построена по нормам 1 технической категории, тяга тепловозная, весовая норма грузовых поездов 3200 т, имеется двухсторонняя полуавтоматическая блокировка.

Основная железнодорожная станция «Усть-Илимская» расположена в п. Железнодорожный, в 5 км юго-восточнее Усть-Илимска. По характеру работы станция является смешанной, выполняющей грузовую, сортировочную и пассажирскую работу.

На станции размещаются следующие сооружения:

  • пассажирский вокзал, вместимостью 100 человек, площадью 554 м 2, здание двухэтажное капитальное;
  • низкая пассажирская платформа длиной 300 м;
  • локомотивное депо;
  • грузовой двор и ряд других, более мелких сооружений.

Путевое хозяйство станции состоит из 3-х приемоотправочных путей, 3-х вытяжных, 9 сортировочных, 3-х путей отстоя и пути надвига. К станции примыкают 11 подъездных путей, обслуживающих Карапчанский и другие леспромхозы, Усть-Илимский ЛПК и ряд других предприятий. Размеры движения на подходах к станции составляют 12-15 пар поездов в сутки.

Автомобильный транспорт

В настоящее время внешние автомобильные связи города осуществляются по следующим автодорогам:

  • в юго-западном направлении по автодороге 1У технической категории областного значения Усть-Илимск-Братск, имеющей 8-ми метровую проезжую часть и асфальтобетонное покрытие;
  • в юго-восточном направлении по автодороге У технической категории местного значения Усть-Илимск – п. Железнодорожный-Туба, имеющей 6-и метровую проезжую часть и асфальтобетонное покрытие на головном участке, далее – гравийное;
  • в северо-западном направлении по автодороге 1У технической категории местного значения Усть-Илимск-Кеуль, имеющей 7-и метровую проезжую часть с асфальтобетонным покрытием до аэропорта, далее – гравийное. Имеется также ряд лесовозных дорог, по которым частичного осуществляются местные связи и связи с соседними районами Красноярского края. Усть-Илимск связан автобусными маршрутами с пос. Невон, Ершово, Карапчанка, Бадарма, г. Братск, г. Иркутск и дачными массивами.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Илимска по своим техническим характеристикам относится к первой категории международной организации ИКАО. По принятой в России классификации аэропорт носится к 1У-В классу, взлётно-посадочная полоса имеет бетонное покрытие и способна принимать самолеты типа ТУ-134, ТУ154, АН-24, ЯК-40, ИЛ-76 и Боинг-737. В настоящее время Усть-Илимский аэропорт функционирует не в полном объеме.

Водный транспорт

Речной порт Усть-Илимска расположен в Карапчанском заливе водохранилища в районе пос. Железнодорожный. В настоящее время 90% перевозок по Усть-Илимскому водохранилищу составляют лесные грузы из приречных леспромхозов на Карапчанскую лесоперевалочную базу 26 Усть-Илимского ЛПК. База служит для перегрузки леса с воды на железную дорогу. Для этой цели в порту имеется рейд выгрузки хлыстов, представляющий собой участок водной акватории и территорию берега, оборудованную крановыми эстакадами. Сквозного судоходства по Ангаре нет, т.к. плотина не имеет судопропускников. Пассажирские перевозки в настоящее время не осуществляются, т.к. ранее существовавшая линия Братск – Усть-Илимск – Березняки стала для пароходства убыточной и прекратила свое существование.

Улично-дорожная сеть

Существующая улично-дорожная сеть города сформировалась, в основном, в соответствии с утвержденным генеральным планом города, проектами детальной планировки и застройки отдельных районов. Однако, не все существующие улицы и дороги имеют поперечный профиль, все элементы которого выполнены по проекту. Например: Братское шоссе имеет ширину проезжей части 10,5 м вместо предусмотренных проектом 15 м, проспект Дружбы Народов имеет только 7-и метровый местный проезд и трамвайные пути, ул. Мечтателей, на участке к востоку от проспекта Дружбы народов, выполнена в ½ профиля.

Городской транспорт

Городской транспорт г. Усть-Илимска представлен различными видами автомобильного транспорта.

Трамвайный маршрут протяженностью 30 км, соединяющий город с лесоперерабатывающим предприятием, с декабря 2022 года перестал функционировать.

Муниципальное унитарное предприятие «ПАТП», насчитывающее 94 автобуса, и обслуживающее 9 городских и 10 внешних маршрутов перестало существовать в декабре 2014 года, в связи с банкротством предприятия. На смену муниципальному предприятию пришел частный перевозчик ООО «Попутчик».

Текст подготовлен:

Дата публикации: ГОССТРОЙ РОССИИ Государственное унитарное предприятие научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов/Генеральный план города усть-илимска иркутской области (корректировка), Санкт- Петербург 2004 г