Валерий Лаур — Народная энциклопедия

Валерий Лаур

11-09-2024

ХУДОЖНИК И ГОРОД

Живописец. Монументалист. В Усть-Илимске с 1978 по 1989 годы

В ОТЛИЧИЕ от многих, связавших свою жизнь с Устъ-Илимском, Валерий Лаур не стремился в таежную глухомань. Он всегда любил и любит родной Таллинн, где вырос, получил образование. Горожанин во всем, он умеет чувствовать характер и настроение города, видеть то, что его красит, и то, что уродует. Усть-Илим ворвался в его судьбу неожиданно. Первый приезд был просто служебной командировкой. Группа эстонских художников выполняла заказ Братскгэсстроя на изготовление сувенирной продукции в честь пуска 15-го агрегата (последнего, как предполагалось по проекту) Усть-Илимской ГЭС. Это был трудовой подарок города трех ударных комсомольских строек к 60-летию Великого Октября. Задача художников заключалась в том, чтобы создать памятные медали, вымпелы, посвященные этому событию.

Дома, в Таллинне, остались друзья, родные, интересная работа. После окончания Государственного художественного института В. Лаур преподавал в нем технологию монументально-декоративной живописи. Летом, незадолго до поездки в Сибирь, занимался исполнением в натуре своего первого монументального произведения — витража в кафе таллиннской фабрики «Балтийская мануфактура». Годом раньше участвовал в реставрационных работах на юге Эстонии. Вот, пожалуй, и весь творческий багаж, в котором надежды пока явно перевешивали то, что сделано.

Первая поездка в Усть-Илимск оставила в памяти Валерия ощущение праздника. Очень доброжелательно встретили его в городском отделе культуры. Выполненные им и его товарищами работы пришлись всем по душе. Встречи, знакомства с людьми и городом — все радовало. Поэтому, получив предложение поступить на работу в Братский художественный фонд, он без долгих раздумий дал согласие.

Рабочим местом молодого художника стал Усть-Илимск. К тому времени город перешагнул через Ангару, и островок первого микрорайона уже обживали счастливые новоселы. Заканчивалось строительство общественно-торгового центра, где Лауру предложили выполнить настенную живопись в молодежном кафе.

Весенняя голубизна неба и нежная зелень первых побегов стали доминирующими в цветовой гамме. Юные лица героев росписи символизировали молодость, новь растущего города. Здесь проводились вечера самодеятельной песни, дискотеки. А сколько свадеб сыграно…

Замыслы рождались один за другим. В мастерской тем временем появились новые эскизы. Вот небольшие яркие фрагменты росписи декоративного панно для банкетного зала ресторана «Таежный». Сочные, насыщенные «краски» охотничьей трапезы удачно сочетаются с интерьером небольшого зала. Рядом несколько планшетов с эскизами на тему «История ремесел». Сейчас они выполнены в натуре в Доме быта с солнечный названием «Радуга».

Роспись состоит из шести сюжетов, каждый, как страничка увлекательной книги, рассказываем о мастерах. Часовщик, фотограф, цирюльник, портной, сапожник, лудильщик и ювелир словно приоткрыли двери мастерских, приглашая нас посмотреть на творение рук своих. И мы не просто смотрим, а любуемся их искусством.

Вот часовщик. Он скорее хранитель времени, философ, чем просто часовых дел мастер. Окружающие его предметы (солнечные часы, старинные хронометры, песочные часы) символизируют быстротечность, неумолимый ход времени. Человек издревле стремился постичь тайны бытия, одна из которых — бесконечность и необратимость времени. И вместе с тем часовщик не отрешен от земных дел. Красновато-коричневые тона — основа цветовой палитры сюжета — согревают, как тепло домашнего очага.

Совсем иной характер у героев следующего сюжета. Вместе с художником мы улыбаемся, глядя, как предприимчивый фотограф старается угодить клиентам. За полуоткрытой шторкой виден фанерный лист с нарисованным автомобилем — новоявленным чудом начала века. Подходи, подставляй лицо в специальную прорезь, и получишь снимок, удостоверяющий твою причастность к обладателям бесценного сокровища.

Сюжет с цирюльником переносит нас во времена напудренных париков и тугих локонов. Тишиной и уютом веет от мастерской портного, где с нетерпением ожидает примерки молодая модница. Рядом лихой гусар мило беседует с веселой девицей, нимало не заботясь, скоро ли сапожник, добродушный бородатый старик, починит его ботфорт. Завершают композицию мастера по металлу, спокойные, уверенные.

Художнику удалось передать радость, которую испытывает каждый мастер, занимаясь любимым делом. Именно это и объединяет такие разные по настроению части. Кажется, вся роспись выполнена на одном дыхании, так легко и органично слилась она с архитектурой здания, общим интерьером помещения. Это кажущаяся легкость — самое весомое доказательство верности замысла и мастерства художника, отдавшего работе немало бессонных ночей. Валерий Лаур начал роспись, когда строители заканчивали отделку здания, а завершил на глазах у первых посетителей.

Его одержимость заставляла только удивляться. Ночами работалось лучше всего по той простой причине, что никто не мешал. Он тщательно выписывал детали, выверял цвет, тональность, настроение каждого сюжета. А днем вместе со строителями убирал высокие радиаторы, закрывавшие часть росписи, помогал плотникам сколачивать ограждение для новых, низких радиаторов, перекрашивал колонны. Валерий привык все делать добротно, с уважением к тем людям, которые будут приходить сюда. Именное такое отношение к ремеслу он передал героям своего произведения, ставшего отныне частью облика города.

А в мастерской тем временем появились новые эскизы. Варианты росписи кают-компании яхт-клуба, наброски портрета одного из первостроителей Усть-Илнмска Бориса Тамма соседствуют с рисунками герба города, который он создавал вместе с женой Маргаритой Лаур, выпускницей художественно-промышленного института имени Е. Мухиной. Герб уже утвержден, и о нем стоит рассказать подробнее.

Он представляет по форме традиционный щит, разделенный по диагонали молниеобразной трехцветной полосой, символизирующей героику трудовых свершений, молодость строителей, электрическую энергию, рожденную бурными водами Ангары. В верхней части щита на серебряном фоне изображение фантастического зверя — бабра, единственной и главной фигуры Иркутского герба. Бабр держит в пасти красного соболя. Эта часть указывает на областное подчинение городу Иркутску. Нижняя часть герба напоминает ель, на зеленом фоне которой серебряный знак СЭВ.

Для того, чтобы образно и лаконично рассказать о городе, надо не только хорошо знать его историю, но и прирасти к нему сердцем, что происходит, если художник живет, не замыкаясь в стенах мастерской. Знакомясь с городом Валерий Лаур встретился со многими -интересными людьми, в чьи трудовые биографии красной строкой вписаны сначала Братск, затем Усть-Илимск. Их судьбы — это живые страницы исторического освоения таежного края. Серия портретов первостроителей ГЭС, положившей начало городу на Ангаре, —новая творческая задумка В. Лаура.

Художник и город… Сегодня этот союз не разделим, ибо нельзя отделить творческие силы от родников, их питающих. Расти и хорошеть юному Усть-Илиму, городу славных трудовых традиций, городу будущего. Расти и радовать своим динамично развивающимся творчеством молодому художнику, чей путь уже с первых шагов отмечен самобытностью, новизной, стремлением к поиску.

/Т. ГРИЦЕНКО. — Усть-Илимская правда.- 1981г.- 1 октября.- с. 3-4/