О Сергее Вершинине с печалью…
23 февраля 2015 года неожиданно, в расцвете сил ушел из жизни иконописец Сергей Валериевич Вершинин, яркий самородок Восточной Сибири…
Мне посчастливилось познакомиться с ним в июле 1998 года. В то время Иркутск и Улан-Удэ посетили два замечательных человека – супруги Зинаида Евгеньевна и Юрий Павлович Залесские, члены парижского общества «Икона», приехавшие познакомиться с иконописанием Восточной Сибири. В Улан-Удэ Залесские вместе с группой иркутских иконописцев и искусствоведов ездили специально для встречи с Сергеем Вершининым, о мастерстве которого стало тогда известно уже далеко за пределами Бурятии. Парижане и иркутяне были приятно поражены увиденным в Улан-Удэнском Троицком храме, для трех иконостасов которого, а также для оформления алтарей и стен церкви Сергей уже написал более шестидесяти икон. Кроме того в 1998 году вместе с помощником – московским художником Дмитрием Лазаревым Сергей выполнял фрески на стенах храма. Удивительно, что огромный объем работ был сделан в сравнительно короткий срок. Парижские гости отметили, что иконы и фрески созданы на высоком профессиональном уровне, что все, начиная с формы иконостасов, икон на стенах, паникадил, подсвечников, хоругвей, детально продумано и способствовало молитвенному настроению. Порадовала гостей и хорошая организация работ в Троицком храме, которую взял на себя Сергей, будучи старостой этой церкви. Кроме иконописной мастерской при храме уже работали в полную мощь кузница и столярная мастерская. Они располагались в отдельных помещениях. Кирпич для этих зданий делали сами церковные мастера, купив машину для его изготовления. Сергей Вершинин был прекрасным руководителем и исполнителем, проектировщиком и строителем, талантливым художником и иконописцем. Без сомнения, личность этого человека поразила и Залесских, и меня…
Сергей Вершинин родился 18 марта 1963 г. в Улан-Удэ. Окончив девять классов, поступил в Улан-Удэнское педагогическое училище № 1 на художественно-графическое отделение. Татьяна Вершинина, жена и помощница иконописца, рассказывала, что у Сергея был прекрасный педагог – Виктор Иванович Жидяев. Именно он развил у юноши тягу к творчеству. Организовав в училище кружок любителей живописи, Виктор Иванович во внеурочное время много занимался с учениками. Мастерским владением техникой рисунка Сергей обязан именно своему педагогу.
И вот – учеба позади. После службы в армии Сергей четыре года работал преподавателем специальных дисциплин в художественной школе Улан-Удэ.
В 1989 г. началась реставрация Свято-Троицкой церкви в Улан-Удэ. Впрочем, реставрация – это громко сказано. Храм разрушен – не было крыши, пол до половины окон завален грудой мусора. И, тем не менее, группа молодых художников, в числе которых был и Сергей, решила провести в стенах церкви выставку своих картин. А после выставки горожане с таким воодушевлением принялись за уборку и внутреннего помещения, и территории, что не осталось сомнений: им нужен этот храм.
«Люди работали, не уставая. Казалось, разгребая завалы, они наводили порядок и в своих душах», – вспоминал Сергей.
Сергей с первых дней участвовал в восстановлении Троицкого храма и позже возглавил все строительные работы. В 1994 г., уже став ктитором (Ктитор — (греч. строю, приобретаю) – в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме), был награжден Патриархом Алексием орденом русской православной Церкви во имя св. равноапостольного великого князя Владимира III степени – за восстановление храма.
Когда основная работа была сделана, встал вопрос о внутреннем убранстве храма. Тогда Владыка Вадим (ныне Митрополит) предложил Сергею как художнику написать несколько икон. «Согласившись, я осознанно поставил точку на карьере художника», – вспоминал Сергей. Искру Божию в деле иконописания он получил в Псково-Печерском монастыре, где два года работал рядом со знаменитым российским иконописцем Зиноном, соблюдал устав, подробно изучал мельчайшие детали творения иконы. Творчество архимандрита Зинона (Теодора) – одна из самых ярких страниц иконописной традиции конца XX в. Созданные им иконы стали серьезным шагом, закрепившим в России курс на каноническую икону. Это очень важное в храмосозидательном деле направление воспринял и творчески развивал в Сибири Сергей Вершинин.
Общество «Икона» в Париже
Общество «Икона» в Париже представляет из себя организацию, которая объединяет иконописцев, знатоков иконы и иконолюбов. В отличие от иных организаций, изучающих икону как искусство и археологию, общество «Икона» есть орган, рассматривающий ее с точки зрения церковной надобности и религиозного почитания. Общество было создано по инициативе Владимира Павловича Рябушинского в 1927, и его членами стали его брат С. П. Рябушинский, П. П. Муратов, И. Я. Билибин, Г. Н. Трубецкой, Н. Л. Лихачев и многие знатоки древнерусского искусства, а также иконописцы, среди которых особо можно отметить монаха Г. Круга, А. Успенского, Г. В. Морозова. С первых же лет деятельности общества его работа определилась сама собой. По существу, члены общества старались сохранить тот бесценный багаж православной культуры, который накопился в России за многовековой период развития православия и который старательно уничтожался в СССР в богоборческие времена.
С 1952 года, в течение двадцати семи лет председателем общества «Икона» в Париже был Николай Иванович Исцеленнов (1891-1981).
Родившись в 1891 году в Иркутске в семье иркутского городского головы Ивана Федоровича Исцеленнова и получив прекрасное образование в императорской Академии художеств, Николай Иванович выбрал специализацию по строительству храмов, работая в Петербурге, Костроме и других городах России. В 1920 году он вынужден был покинуть Россию и после нескольких лет странствований поселился с женой в Париже. Будучи крупным специалистом в области архитектуры древних храмов и опытным иконоведом, он много сделал для успешной деятельности общества «Икона». Николай Исцеленнов занимался проектированием храмов, иконостасов, писал иконы и картины, связанные с церковной тематикой. Своим главным произведением он считал храм-памятник в Брюсселе, воздвигнутый в 1934 году «В память Царя-Мученика Николая II и всех Русских людей, богоборческой властью в ему те убиенных».
После Николая Ивановича Исцеленнова председателем общества «Икона» стала Зинаида Евгеньевна Залесская.
Начиная с 1963 года, они с мужем регулярно ездили в Россию и стали свидетелями знаменательных событий, происшедших здесь, одно из которых – празднование тысячелетия крещения Руси (1988 г.). Оно широко было отмечено во всем православном мире и стало мощным толчком для возрождения православия в России.
В 1996 г. супруги Залесские посетили только Иркутск. Их интересовали памятные места, связанные с Исцеленновым. А через два года Зинаида Евгеньевна и Юрий Павлович приехали, чтобы подробно познакомиться с иконописанием Восточной Сибири. Они побывали в иконописных мастерских и действующих храмах в Иркутске, Байкальске, Слюдянке, Улан-Удэ и других городах.
Очень радовались гости из Парижа тому, что православная духовная культура стала активно возрождаться на всей территории России, что повсеместно мощно начали работать иконописцы, резчики по дереву, и других профилей мастера. Причем многие из них, по существу, являлись самоучками. Ведь в учебных художественных заведениях СССР преподавание соответствующих знаний было под запретом, и за долгие годы был прерван естественный процесс передачи художественного опыта от мастеров к молодому поколению.
Супруги Залесские пригласили Сергея в Париж, познакомили со всеми членами общества «Икона», показали французские православные храмы. Обмен опытом был двусторонним. В 2008 г., давая рекомендацию для вступления иконописца в члены Союза художников России, Зинаида Залесская написала: «Сергей Вершинин – талантливый, мировой известности сибирский иконописец, ученик о. Зинона, церковно и богословски сведущий, активный и трудолюбивый. Многочисленные им исполненные иконописные работы (иконостасы, иконы, стенопись) являются примером его высокого творческого сознания».
В 1997 г. Сергея пригласили обучать иконописи студентов семинарии св. Германа на Аляске (остров Кадьяк). В силу своей скромности, он мало об этом рассказывал. Высокую оценку его профессиональных качеств дал декан семинарии о. Михаил Олекса: «Промыслом Божьим, я встретил Сергея в Улан-Удэ на празднике Преображения в 1995 году. Он занимался окончанием письма иконостаса и фресок в местной церкви, и, после Божественной Литургии, пригласил нас в свою мастерскую, которая находилась в башне колокольни. Там он создавал эскизы убранства церкви, лично готовил пигменты и писал иконы на досках в самом традиционном, древнем русском стиле.
Сергей также провел меня по лесам на купол, где он заканчивал фрески. Его работа была блистательна – в стиле Феофана Грека и Андрея Рублева. Когда я вернулся в Улан-Удэ весной 1996-го, Сергей уже заканчивал работу над куполом и подготавливал большие иконы для иконостаса.
Два года спустя я пригласил Сергея на Аляску, где он преподавал иконопись и написал несколько икон для Семинарии Святого Германа на острове Кадьяке. Я был свидетелем того, как быстро и точно Сергей мог делать акварельные зарисовки пейзажей, как красиво он запечатлевал сцены из повседневной жизни обитателей деревень, которые он посещал. Кроме того, Сергей представил технику яичной темперы местным аляскинским иконописцам, которые никогда до этого не имели возможности овладеть этим древним методом. Он не только отличный иконописец, но и отличный учитель иконописи и теологии икон.
Годы спустя, другой иконописец из России посетил меня и немедленно обратил внимание на икону Святого Германа Аляскинского, написанную Сергеем. Виктор Козанин возгласил: «Кто написал этот шедевр?!» Я был не удивлен, что один из ведущих иконописцев России в Америке узнал и оценил высокое качество работы Сергея Вершинина.
Я не могу искренне и с восхищением не рекомендовать Сергея Вершинина. Я считаю его самым лучшим иконописцем, которого я встречал, а его работы – самого высокого качества, которое я видел в своих многочисленных путешествиях по Греции, Болгарии, Румынии, Украине, Польше, Сибири, России, или где бы то ни было в США. Его работы глубоко традиционны и излучают свет, который сложно повторить…
В 1999 г. вместе с семьей Сергей переехал в Усть-Илимск. Здесь возводился прекрасный трехпрестольный каменный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших (освящен 12 июля 2002 г.). Церковь имеет центральный алтарь – в честь Всех русских святых, а также два придела – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Сергей написал иконы для иконостаса Богородичного придела, иконы для стен, а также выполнил роспись стен обоих приделов.
Особо необходимо отметить его разработку и художественное воплощение очень важной для Иркутской епархии темы: житие Святителя Иннокентия Иркутского, который, будучи первым епископом Иркутской епархии, внес неоценимый вклад в развитие православия в Восточной Сибири. Его мощи, ныне находящиеся в Иркутском Знаменском соборе, являются великой духовной сокровищницей Иркутской епархии.
Иконография Святителя Иннокентия корнями уходит в XVIII столетие. Как свидетельствовал протоиерей Прокопий Громов, известный иркутский церковный историк, иконы Иркутского чудотворца появились еще до официального признания его святым. В XIX — начале XX в. практически во всех храмах Иркутской епархии обязательно присутствовали его иконы, но среди них крайне редко встречались такие, на которых были изображены клейма жития и чудес Святителя. До нашего времени дошла житийная икона, написанная в 1888 г. иркутским художником Максимом Ивановичем Зязиным (1846 — 1900), который с 1881 года жил в Иркутске и преподавал рисование в Иркутской гимназии и Духовной семинарии. Средник иконы, изображающий Иркутского чудотворца в рост, и восемь житийных клейм написаны в реалистической манере. Икона хранится в Иркутской Крестовоз- движенской церкви. Этим же художником была создана литография «Чудеса Святителя Иннокентия», отпечатанная в 1888 г. в Иркутске типографией Мишалева (один из отпечатанных экземпляров хранится сейчас в редком фонде Научной библиотеки Иркутского госуниверситета). Им также были выполнены настенные росписи в Иркутском Вознесенском соборе одноименного монастыря на сюжеты: «Чудеса Свт. Иннокентия» (не сохранились, так как здание собора в 1920-е годы было уничтожено). Т.е. достоверно можно констатировать, что житийная тематика в иконографии Святителя Иннокентия Иркутского дореволюционного периода была крайне скупо разработана.
Сергей Вершинин, приступая к росписям Иннокентиевского придела Усть-Илимской Всесвятской церкви, взял на себя огромный труд перевести в художественные образы важные события земной жизни Святителя Иннокентия, его труды, угодные Богу, и прославление в лике святых. На Иннокентия легло бремя организации всех сторон жизни новой епархии. И сейчас, с высоты нашего времени, мы можем констатировать, что ему удалось за короткий срок заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие здесь церковной жизни. Одним из важнейших направлений деятельности вновь организованной Иркутской епархии Святитель считал проповедь христианского учения среди аборигенов (бурят, эвенков и других народностей). В церковных песнопениях его называют «проповедником веры во языцех монгольских», подчеркивая его заслуги в миссионерской деятельности.
Сергею удалось выделить и заострить внимание на важнейших моментах земного пути Святителя. Этому посвящены росписи на южной и северной стенах Иннокентиевского придела: «Рукоположение во епископа», «Обучение детей», «Крещение народов Сибири», «Проповедь веры Христовой во языцех монгольских» и «Второе обретение мощей». Но наиболее мощно прозвучала тема небесного прославления Св. Иннокентия, его духовной значимости в православном мире. Ее выражает многофигурная композиция «Молитвенное предстояние паствы Святителю Иннокентию», расположенная на западной стене. В центре, на фоне многочисленных узнаваемых храмов Иркутска, в круглой лучистой мандорле лазурного цвета представлена величественная фигура Святителя с крестом и Евангелием в руках. Этими главнейшими христианскими символами, выражающими суть православия, он приветствует свою паству, предстоящую в нижней части композиции. Здесь мы видим крестьян, горожан, женщин с детьми, священнослужителей, русских и представителей коренных народов. Мажорная многоцветная гамма создает настроение праздничности, духовного подъема и единения. На восточной стене, над иконостасом, помещен «Собор сибирских святых», где композиционно подчеркнуты главные иерархические роли двух сибирских святителей – Иоанна Тобольского и Иннокентия Иркутского: они ближе всех предстоят к Спасу Вседержителю. Необходимо еще раз подчеркнуть, что данные росписи являются уникальными, поскольку Сергей разработал и воплотил в росписях композиции жития Святителя Иннокентия. Икону Святителя, написанную Сергеем, мы можем увидеть и на раке с мощами в Знаменском соборе Иркутска.
Поражает невероятно обширный объем художественных работ, выполненных Сергеем Вершининым. Кроме Троицкой церкви Улан-Удэ и двух храмов Усть-Илимска (Всесвятского и Софрониевского), Сергей написал иконы для строящегося храма Рождества Христова в Братске, для храмов в Бозое, Карапчанке, Киренске, Москве, Саянске, Тулуне, Усть-Куте, Усть-Уде и других городов.
В 2009 году он был приглашен в Нью-Йорк и расписал алтарь православного в честь Святой Троицы храма в Бруклине. Через год выполнил настенные росписи в алтаре церкви пос. Студенки в Рязанской епархии.
В рамках журнальной статьи невозможно охватить и проанализировать все творческое наследие Сергея. Для всех желающих познакомиться с его работами существует сайт (www.svershinin.ru) , где можно посмотреть множество его икон, росписей, проектов.
Более двадцати пяти лет своей жизни посвятил Сергей иконописи, и можно с уверенностью сказать о сложившемся стиле его икон. Ему свойственны певуче-упругая линия, лиричность и духовная наполненность образа. Стиль Сергея отличает виртуозный рисунок, гармония в соблюдении пропорций, четкое ритмическое построение композиций. Сергей как истинный художник не останавливался в своем профессиональном развитии, всегда был в поиске, очень много читал, изучал, смотрел, отлично знал историю Церкви, обладал энциклопедическими знаниями в области искусства.
Все эти поиски, несомненно, отражались на его иконописных работах, и особенно это видно в изменении интенсивности колорита. В последних работах колорит на иконах Сергея достигает почти первозданной яркости, его иконы буквально «горят», они насыщенны и глубоки по цвету. Сергей уже не боится их открытого и яркого звучания, которое усиливается использованием гладкого золота на фонах. А тончайшие золотые нити на одеждах (так называемый ассист) под его кистью кажутся излучающими потоки света, светоносными. Сергей считал, что время само сделает свое дело: пройдут годы, иконы естественно состарятся, будут выглядеть тусклее и темнее, чем сегодня, и поэтому иконописец не должен скупиться на цвет. Ведь икона – свидетельство Царства Божия, красота которого первозданна и непреходяща, она должна сиять, как светильник, который не хранят под спудом.
В последнее время Сергей значительно расширил поле своей деятельности. В возглавляемой им мастерской писались не только иконы. Много внимания Сергей уделял внутреннему убранству храма, ибо считал, что красота должна присутствовать везде: паникадило, подсвечники, киоты, престол, жертвенник, аналои – все должно подчиняться одной идее, быть в эстетическом ансамбле. В мастерской с успехом делались киоты с оригинальным золоченым узором (их можно увидеть в храме пос. Железнодорожный, в Успенском храме Усть-Кута), выполнено не имеющее аналогов декоративное украшение иконостаса в ныне действующем временном храме Рождества Христова в Братске – золоченые капители, колонны «под мрамор», панно с птицами в полотенцах местного ряда, запрестольные выносные иконы, престол и жертвенник – это все оригинальные авторские замыслы Сергея, воплощенные в его мастерской. Так же необычно смотрятся накладные нимбы с гравировкой по белому золоту и вставками с полудрагоценными камнями на некоторых иконах.
Во всей этой многогранной деятельности проявилась уникальная личность Сергея. Он умел буквально все, был универсальным мастером – мог спроектировать храм и разработать конструктивную часть для строителей, сделать любые чертежи для столяра или для выполнения металлоконструкций. У него был большой опыт в строительстве, под его руководством можно было без боязни поднимать золоченые купола и крепить кресты. Нет задач, с которыми бы он не справлялся. После ухода Сергея многие батюшки почувствовали потерю, и в этих областях пока таких универсалов не находится.
Каждая икона Сергея рождалась в результате многодневных, мучительных поисков не только точности рисунка, выверенности композиционных построений, колористических решений, но и гармонии строгого канона и художественного творчества, искусства и богословия. Все это требовало большого напряжения духовных и физических сил.
Мы скорбим, что так внезапно и рано ушел из жизни большой художник, Иконописец (с большой буквы). Но мастерская Сергея Вершинина продолжает жить, его помощники и последователи не прекращают работы. В настоящее время пишется оставшийся незаконченным иконостас в строящийся храм Рождества Христова г. Братска, изготавливается золотое декоративное украшение для него.
У иконописцев не принято подписывать свои работы. Созданные ими образы не принадлежат художнику, они – откровение Церкви. Художника нет, но остались замечательные иконы, перед которыми будут молиться люди до тех пор, пока стоит храм. Без сомнения, Сергей оставил огромный след в иконописи, в душах тех, кто его знал и любил, тех, кому дорога память о нем и кому предстоит изучить и по достоинству оценить его вклад в области иконописания Восточной Сибири.
Тамара Крючкова, кандидат исторических наук,
Заслуженный работник культуры, член Союза художников России
Крючкова, Т. О Сергее Вершинине с печалью…/ Тамара Крючкова // Врата. – 2015. – № 4 (7). – С. 79 –107. (Братский Епархиальный Журнал)