О коллекции старинных граммофонов, патефонов, напольных и настенных часов, русских самоваров, а также фототехники Вячеслава Михайловича Рагулина.
Путешествие в СССР
Жителю Усть-Илимска удалось собрать уникальную коллекцию старинных экспонатов.
Помню, в детстве я как-то не на шутку увлеклась коллекционированием марок. Интерес к столь необычному делу у меня вспыхнул случайно. Никто из моих одноклассников, друзей и родственников этим не занимался. Рядом с моим домом был магазин-филателия, и я частенько забегала туда за школьной канцелярией. Что меня всегда поражало, так это то, что в нём в любое время было много народу. В очередях в основном стояли пожилые люди, которые с серьёзными лицами и надвинутыми на глаза очками рассматривали витрины с марками, а затем их приобретали в огромных количествах. Глядя на них, я стала тоже подолгу разглядывать эти интересные бумажки, и вот тут-то неожиданно во мне проснулась настоящая страсть. Мне непременно захотелось купить несколько красивых почтовых картинок. В общем-то, так и начался мой первый опыт коллекционирования. Отныне все свои карманные деньги я относила в магазин, чтобы вновь и вновь становиться обладательницей новеньких интересных экземпляров. Но увлечение моё, увы, было обречено. Мой любимый магазин закрыли, друзей-филателистов у меня также не появилось, и интерес к коллекционированию постепенно угас. И вдруг, по прошествии двадцати лет некогда забытое увлечение вспыхнуло с новой силой. Мне снова страстно захотелось собрать какую-нибудь коллекцию из необычных и редких вещей. А помог это понять один замечательный и удивительный человек — Вячеслав Михайлович Рагулин. Нет, он не увлекается марками. Просто пять лет назад его привычный мир перевернулся, благодаря коллекционированию. И теперь это дело является самой главной отдушиной его жизни. Побывав у него в гостях, я словно совершила путешествие в далёкую эпоху СССР. Вы не поверите, но его трёхкомнатная квартира — настоящий исторический музей! Переступив порог этого уникального жилища, вы сразу попадаете в галерею часов с кукушкой. Пройдя чуть дальше, окажетесь в зале, где представлена богатая экспозиция старинных граммофонов, патефонов, напольных и настенных часов. А в соседней комнате перед вами предстанет огромная и разнообразная коллекция советской фототехники. Но и это ещё не всё! Гостеприимный и радушный хозяин домашнего музея пригласит вас на кухню, где в современный интерьер вписана коллекция раритетных самоваров. Вячеслав Михайлович, как опытный экскурсовод, рассказал нам об истории каждого экспоната из своей коллекции.
«Я всю жизнь проработал в лесопромышленной отрасли. На хобби свободного времени почти не оставалось. Да и когда вышел на пенсию, о том, что когда-нибудь всерьёз увлекусь коллекционированием, даже и не думал. Однако в детстве у меня было одно интересное увлечение. Когда я учился в пятом классе, отец мне купил фотоаппарат «Зоркий 2С» и я начал заниматься фотографией — сам печатал, готовил растворы, проявлял плёнку. В общем, работа была кропотливая, но мне всё это безумно нравилось. Со временем у меня появился другой фотоаппарат, более усовершенствованный, а затем ещё один. Так, за всю жизнь накопилось шесть советских моделей. Современный мир не стоит на месте. На смену плёночной фототехнике пришла цифровая. И я, как многие фотолюбители, поспешил прикупить новенькую зеркальную камеру. Плёночная техника была не у дел и просто несколько лет лежала без дела где-то в шкафу. Поэтому я решил её подарить тому, кому будет интересен антиквариат. Пришёл в один местный фотоклуб и хотел передать раритеты в их музей. Мне пообещали позвонить, но прошёл месяц, два – тишина. В общем, я так и не дождался от них ответа. Пристроить фотоаппараты одному из фотографов тоже не получилось, так как он коллекционированием не занимался. Но и выкинуть на помойку или сдать в металлолом родные вещи я никогда бы не смог. В тот же день, придя домой, окончательно решил, раз они никому не нужны, то пусть и дальше будут у меня. Я поставил их на полки, на самом видном месте в своей комнате. И эти шесть фотоаппаратов, в общем-то, и стали моей первой экспозицией. Но не прошло и двух месяцев, как моя маленькая коллекция стала пополняться. Мои друзья шли в гости и приносили мне свои старинные аппараты. Так, около 50 экземпляров мне подарили знакомые, остальные я просто купил у местного населения. Сейчас в моей коллекции более 300 фотоаппаратов. Здесь собраны все представители советской и импортной фототехники, а это целые серии «ФЭДов», «Зенитов», «Зорких», «Смен», «Москвы», «Любителей», «Киевов», «Фотокоров» и многих других. Но особой гордостью экспозиции является несколько уникальных и очень редких экземпляров. Например, немецкий фотоаппарат, рассчитанный на пластинку 9×12, с объективом «Перископ», который я купил у своего бывшего учителя в Воронеже несколько лет назад, когда довелось приехать в этот славный город на встречу одноклассников. Эта немецкая техника была выпущена в 1906 году и на данный момент является самым раритетным экспонатом. Немцы в фотоделе были первыми и весьма в этом преуспели». Есть в коллекции Вячеслава Михайловича и советские фотоаппараты, скопированные с немецких моделей. Это «Фотокоры», которые начали выпускать в 1930 году, а после войны сняли с производства. Интересно, что практически все эти старинные «фотомонстры», несмотря на свой значительный возраст; находятся в рабочем состоянии. И если бы герой этой статьи смог найти соответствующие светочувствительные фотопластинки, с помощью которых и делалась съёмка, он, несомненно, сделал бы немало изумительных снимков. Конечно, современного человека один только вид фотоаппарата 19 века может привести в замешательство, вызвать неподдельный интерес и удивление. Как возможно с помощью этой необычной коробки из металла, похожей на баян, добиться хороших фотографий?
И тем не менее та столь старинная техника в далекие времена, несмотря на свои допотопный вид и полностью механическую конструкцию, демонстрировала на фото непревзойдённое качество съёмки. Вспомните старинные снимки царской семьи Романовых дореволюционного времени. Все они чёрно-белые, но их резкость и светопередача просто поражает современных фотографов. Тех неповторимых эффектов, что можно увидеть лишь в фотоархивах, сейчас пытаются добиться многие мастера. Вот такой уникальной была когда-то техника! Не менее увлекательна и сама история создания некоторых советских фотоаппаратов. Один из ценнейших экспонатов коллекции нашего героя — советский узкоплёночный аппарат 1934 года под названием «ФЭД». Как и многие другие, этот экземпляр также является раритетом. Мало кто знает, но именно эту модель по немецким чертежам впервые стали производить в Харькове, в колонии, обычные беспризорники под руководством известного педагога Макаренко. Сначала подростки делали их почти кустарным способом, можно сказать, обыкновенными напильниками. А через некоторое время производство данной модели запустили на специально оборудованном заводе. Кстати, интересный факт все советские предприятия, выпускающие фототехнику, были тогда военными или относились к оборонной промышленности. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые можно увидеть на первых моделях «ФЭДов»: «НКВД-ССС Харьковский комбинат им. Ф.Э. Дзержинского». Этой надёжной и довольно лёгкой в использовании техникой «вооружали» военных корреспондентов и сотрудников спецслужб. Имеется в экспозиции Вячеслава Михайловича и настоящий «шпионский» фотоаппарат — «Киев-30». Этот экземпляр настолько компактный и миниатюрный, что легко помещается на ладошке. А для того чтобы сделать нужный кадр, достаточно «взвести» затвор и нажать на спусковую кнопочку. Если легендарные «ФЭД» и «Киев» по внешнему виду всё же чем-то напоминают современные фотокамеры, то некоторые раритеты плёночной
техники, находящиеся в музее нашего героя, любого неподготовленного новичка приводят в изумление. К таким фотоаппаратам можно отнести целую серию «Любителёй», которые начали делать в 50-е годы. Только представьте, в корпусе этого «фотомонстра» встроены целых два объектива, один из которых служил для визирования, а через другой непосредственно шла съёмка. Для того чтобы сделать фотографию, мастеру нужно было смотреть сверху, а не держать аппарат на уровне глаз прямо перед собой. Конструкция, скажу я вам, довольно оригинальная, но не очень — то удобная. «Вы ещё не видели технику с тремя объективами,- смеётся коллекционер, доставая с полки какую-то непонятную коробочку странной формы. — Эта один из редчайших фотоаппаратов под названием «Спутник». Можно сказать, что он сделан на базе двух «Любителей». Здесь центральный объектив служит для визирования, а два остальных, которые, кстати, работали синхронно, — для съёмки. В итоге получалась стереопара из негативов, с которых можно было сделать два отпечатка и смотреть на них через специальные очки — получалось изображение, подобное современному 3D. Так что всё новое, ребята, это далеко забытое старое!» И наш герой абсолютно прав. Мало кто знает, но современные зеркальные фотоаппараты -это далеко не технологическая новинка. Те же знаменитые «Зенит», «Любитель» и «Киев» являются, по сути, зеркальными фотоаппаратами, вот только производили их в далёкие 50-е годы. Правда, во всех них использовалась плёнка, достать которую, равно как и специальные химикаты для её проявления, в нашем городе уже проблематично. Но Вячеслав Михайлович не унывает: «Меня, как настоящего фотолюбителя, это не пугает. Если нужно достать плёнку или какую-нибудь деталь, чтобы починить сломанный экземпляр, я обращаюсь за помощью к интернету. Вообще, в больших городах есть такие «чудаки», которые, несмотря на современные тенденции, не перешли на цифровую технику, а продолжают по-прежнему заниматься плёночным фотоискусством. У них есть и фотолаборатории, и специальные химикаты, и всё необходимое для своего творчества. Они считают, что с плёнки фотографии получаются качественнее и интереснее. Их завораживает сам процесс изготовления, поэтому совсем не удивительно, что каждый снимок получается настоящим шедевром. Это, по сути, и есть настоящие мастера своего дела. Если, благодаря современной цифровой камере, фотограф может не напрягаться и, просто нажимая спусковую кнопку, спокойно сделать 100-200 кадров, а потом в итоге выбрать из всех около 5 удачных снимков, то на плёночной технике всё обстоит совсем по-другому. Чтобы сделать один уникальный кадр, у мастера в лучшем случае было всего 10-15 попыток: ведь плёнка не бесконечна. Поэтому каждый свой шаг фотограф тщательно продумывал, и все фото прежних лет были не случайными, а проработанными до мелочей её автором. В этом и заключается профессия фотографа. А ещё посредством интернета приобрёл много друзей, таких же коллекционеров, только из разных уголков нашей страны. Мы активно общаемся, делимся своими знаниями, а порой меняемся различными экспонатами, отправляя их друг другу по почте. Встречаются, конечно, и такие фанаты, для которых ни расстояние, ни средства не помеха — готовы бросить всё и приехать за желанной вещью в другой город. И мне совсем недавно выпала такая возможность. Месяц назад я навещал своих родственников в Воронеже, был проездом в Липецке, в Москве. Как раз в столице мне удалось побывать на знаменитом блошином рынке, что находится в Измайловском парке. Эту огромную ярмарку даже за неделю не обойти. Вообразите, почти километровые ряды бутиков, магазинов, киосков. И каких безделушек, вещей там только нет! Нашёл я и то, что искал: такие же раритетные фотоаппараты, в том числе и те, которых в коллекции у меня пока нет, вот только купить я их так и не смог московские цены сильно кусаются, но зато я видел экземпляры воочию, держал их в руках, и это имеет для коллекционера огромное значение».
Помимо фототехники у Вячеслава Михайловича есть не менее ценные «собрания» других раритетных вещей. В зале находится основная экспозиция старинных напольных и настенных часов, а также патефонов и различной советской радиоаппаратуры. И почти все предметы на данный момент находятся в исправном состоянии благодаря золотым рукам нашего героя. «Когда я приобретаю новый экземпляр для своих коллекций, он нередко имеет плачевный вид. Людям, которые отдают раритеты, старинные «безделушки» долгие годы были не нужны. Эти вещи пылились где-нибудь на дачном чердаке или в сарае. Большинство из них просто были сломаны. Поэтому мне приходится их реставрировать, наводить, так сказать, лоск, зато потом каждый экспонат становится как новенький. Сейчас в моём частном музее — более 10 старинных патефонов, а к ним — около 100 пластинок таких известных исполнителей, как Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Леонид Утёсов и многих других. Прекрасно дополняет экспозицию музыкальной техники и оригинальная выставка механических часов различной модификации, среди которых есть один экспонат 19 века. В коридоре у меня представлена коллекция часов с кукушками не только отечественных, но и зарубежных производителей. А это большая редкость. Их я выписал по интернету у одного коллекционера из Германии. Антикварная вещь искусно оформлена резным деревом, а ещё в неё встроена музыкальная шкатулка. В общей сложности за пять лет своего достаточно молодого увлечения мне удалось собрать около 80 часов. Но и это ещё не всё! Сравнительно недавно, 2 года назад, я решил создать новую коллекцию русских самоваров, которых на сегодняшний день у меня около десяти»,- говорит мой собеседник.
Как ведите, быть коллекционером — это не только хобби, но и настоящее призвание. А труд и увлечение Вячеслава Михайловича очень интересен не только его друзьям и людям «антиквариата», но и современной молодёжи. Ведь в его уникальном музее можно прикоснуться к истории нашей огромной и великой страны.
Екатерина Вежливцева
Вежливцева, Е. Вечерний Усть-Илимск. – 2016. – 3 авг. (№ 30).