Владимира Дунаева и Сергея Толстикова — воспоминания ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС — Народная энциклопедия

Владимира Дунаева и Сергея Толстикова — воспоминания ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

10-09-2024

Приказы не обсуждаются
Семьи Дунаевых и Толстиковых дружат 40 лет. Главы семейств – во-дители Владимир Дунаев и Сергей Толстиков еще и коллеги, много лет трудились в УММ-2 «Братскгэсстроя». В ноябре 1986 года друзья попали во вторую волну ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
–  В управлении механизации № 2 мы с Сергеем работали на маши-нах-бетономешалках, – рассказывает Владимир Дунаев. – По приказу ру-ководства предприятия меня, Сергея Толстикова и Ивана Попова в ноябре 1986 года командировали на строительство вахтового поселка для рабо-чих, расположенного в 40 километрах от Чернобыльской АЭС. Никто нашего согласия не спрашивал, как известно, приказы начальства не об-суждаются. Вместе с нами отправили пятерых водителей из Братска, тоже «умовцев». Разместили нас в пионерлагере недалеко от Киева. По два раза в день приходилось мыть в комнате пол, чтобы не поднималась пыль, очень вредная после взрыва на АЭС.
Мы сутками возили бетон для фундаментов домов. Приедем, выгру-зимся и быстро назад, старались там не обедать, хотя на территории стройки была хорошая столовая. Привыкли к тому, что всегда после сме-ны мыли машины, а там нас предупредили, что делать это нельзя, остатки раствора нигде не выгружать, на обочинах не останавливаться и т.п. Про-езжали мы туда и обратно через дозатор. Однажды моя машина «зазвене-ла», и ее сразу отправили на мойку, обработали специальным раствором. Там все хоронили, сжигать не разрешалось даже опавшие листья. Расска-зывали, что на Припяти в глубокие ямы закапывали автобусы «Икарусы», работавшие на территории АЭС.
– Я всю жизнь прожил в Сибири, на Украине был впервые, – добав-ляет Сергей Толстиков. – Мне очень понравился Киев. В ноябре у нас — зима, а там теплая золотая осень. В пионерлагере для нас были созданы нормальные условия, круглосуточно можно было в любое время, вернув-шись из рейса, вкусно поесть. А вот сама работа была организована не-важно. В апреле 1986 года первая партия водителей съездила на Украину и вернулась: не было работы. Мы оказались в похожей ситуации. Из раз-ных республик бывшего СССР тогда собрали уйму водителей, машины которых, как и наши, по нескольку часов простаивали на бетонном заводе в ожидании заявки. Не раз бывало, кто-то уже возвращался на завод по-рожним, отмахав больше сотни километров, а мы все еще стояли, ждали отмашки. Считаю, ни к чему было объявлять в стране всеобщую «мобили-зацию» водителей, для которых, по крайней мере, там, куда нас направи-ли, не было объема работы. Аварий тогда было много, особенно среди парней-украинцев, которые хотели побольше заработать и «летали» по трассе, не задумываясь о последствиях. Нам повезло, что мы попали не в Припять, а на Зеленый мыс. По своей воле туда я бы, конечно, не поехал, но работа есть работа. Сибиряки – народ крепкий, закаленный, поэтому на нашем с Владимиром здоровье, к счастью, чернобыльская командировка не отразилась.
P.S. Сегодня оба друга-водителя – на пенсии. Вырастили де-тей, помогают воспитывать внуков. У Владимира и Татьяны Дуна-евых – внук и две внучки, у Сергея и Нины Толстиковых, наобо-рот, – два внука и одна внучка. Жизнь продолжается.
Дунаев, В. Приказы не обсуждаются / подготовила Любовь Жгунцо-ва // Вестник УИ ЛПК. – 2016. – 29 апр. (№ 30). – С. 6 : фот.