На Усть-Илимской ТЭЦ сейчас трудится немало специалистов, которые отдали станции по 20 и более лет. Сегодня они обладают богатейшим опытом и глубокими знаниями, а ведь когда-то пришли совсем «зелеными» юношами и девушками, только-только окончившими учебные заведения. Нынешней молодежи, да и старшему поколению, безусловно, небезынтересно будет узнать, как вливались в коллектив люди, ставшие сегодня «золотым фондом» УИ ТЭЦ. На этот раз мы предлагаем вниманию читателей воспоминания инженера производственно-технического отдела В. Н. Трухан.
В ноябре 1989 года меня приняли на должность машиниста обходчика вспомогательного оборудования турбинного цеха. Как встретила вахта? Понятно, настороженно. Как показывал опыт, женщины, да еще с высшим образованием, долго в их подразделении не задерживаются, сбегают быстро. Мол, посмотрим, на сколько этой хватит.
Следует сказать, что в истории турбинного цеха одна единственная женщина проработала много лет обходчиком – Тамара Семенова. С ней у меня взаимопонимание было с первых дней, а вот мужчины устраивали проверки. К примеру, один отправляет проверить состояние задвижки на отметку 8, 0. Другой на отметке 12, 0 смотрит, куда пошла, а затем ориентировочно над моей головой бросает на отметку рогатку. Кто работал в цехе, тот знает эти звуки: район пароперепускных труб, свистит пар по уплотнениям штоков клапанов, жара, стесненные условия… И вдруг резкий, «не вписывающийся» в привычную обстановку грохот. Присядешь, осмотришься, определишься, откуда был звук, и быстро «делаешь ноги». Вот уж доставила веселых минут моим коллегам. Потом они увлеченно, с жестами и мимикой рассказывали, как я испугалась, какой вид имела и куда бежала. Вместе и хохотали.
До сих пор отчетливо помню, как однажды в рваных до пояса штанах бежала в раздевалку, чтобы переодеться и чтоб никто не увидел. Ведь это сейчас наделали много площадок обслуживания для задвижек, а раньше много чего не было. Особенно неудобно было добираться до одной из задвижек на первой очереди теплосети на трубе диаметром, если не ошибаюсь, 1200 мм. Одна нога упирается в колонну, вторая в трубопровод, в одной руке рогатка, вторая – как балансир. Когда мне нужно было оторваться от колонны и сделать шаг на трубу – штаны и порвались. До сих пор не знаю, видел кто или нет мой казус.
Наверное, до конца жизни не забуду ощущения, когда под ногами подпрыгивает при гидроударе отметка обслуживания входной задвижки по пару на пиковых бойлерах второй очереди. А дело было так. Нам определили задачу поставить бойлер на отмывку. Мой опытный напарник обходчик Игорь Артамонов говорит: «Ты дай парку побольше, поставь под давление 3 кгс/см2, а я пойду воду открою на бойлер».
Выждав довольно длительное время, «парку» то я дала, а воду открыть он не успел (долго шел, за ним такое водилось). Пар под высоким давлением пошел в пустой холодный бойлер со всеми вытекающими последствиями. Даже машинист ЦТЩУ-4 выбежал со щита на эти оглушительные гидроудары. Я же вручную (от электропривода не получилось) в бешеном темпе закрывала паровую задвижку. Когда Артамонов взлетел с нулевой отметки ко мне на восьмую, все было уже тихо.
А разве забудешь, как в первый раз попала внутрь котла прямо в топку. Замкнутое пространство, тусклый свет. Страшно! И в то же время красиво. Мне, по крайней мере, так показалось. Ведь то, с чем раньше была знакома лишь по чертежам, увидела своими глазами. Зашлакованные горелки и под, много золовых отложений, пыль на зубах… Впечатлило!
Однажды вместе с тогдашним руководителем группы наладки и испытаний оборудования А. Ю. Смирновым (сейчас он начальник ПТО) мы обследовали схемы температурного контроля пароперегревателя на котлоагрегатах. Облазили все котлы, так как надо было выяснить места установки термопар, куда уходят линии связи, как промаркированы и т. д. Передвигаемся по теплому ящику. Андрей Юрьевич идет первым, я за ним, подсвечивая себе под ноги и слегка ему фонариком. Считаем пакеты, ступени, перемещаемся далее. Когда же свет от лампочки внутри теплого ящика уже не доходит до места, где мы находимся, я вдруг теряю напарника из виду. Окликаю, но никто не отвечает… И тут мне стало конкретно не по себе. Где коллега, что с ним случилось? Страшно было осознавать, что одна не найду путь к выходу, а искать нас никто не будет (котел в ремонте, и мы никого не предупредили, что пошли в теплый ящик). Понимаю, метаться бесполезно, надо успокоиться и постараться вспомнить, как мы сюда попали. Сижу, думаю. Сколько времени прошло, не знаю. Мне показалось – вечность. Вдруг из-за какой-то ступени пароперегревателя весь в золе, как «черт из табакерки», вылез Смирнов. Оказалось, что он вообще ничего не слышал и не понял, почему я притихшая тут сижу. Как я была рада ему в тот момент!
Незабываемые впечатления бесценный опыт! Да, теоретически нас всему научили в институте, но здесь мы получи ли практические знания, которые помогают в работе по сей день. И я очень благодарна коллективу вахты «А», в котором начала трудовую деятельность на Усть-Илимской ТЭЦ. Огромное «Спасибо! » хотелось бы сказать Василию Васильевичу Сныткину, который работал в то время главным инженером. Ведь это он сказал, мол, хватит женщине задвижки крутить, такие в управлении нужны. И перетащил меня в ПТО. Правда, потом с моей стороны были две попытки вернуться в вахту. Ведь очень непросто быстро «перекроить» мозг на инженерную работу. Я благодарна многим-многим людям на нашей Усть-Илимской ТЭЦ, которые помогли мне узнать станцию, оборудование, преодолеть трудности, познать себя и стать настоящим инженером.
Текст подготовила: Александр Геннадьев
Дата публикации: Незабываемые моменты // Усть-Илимская правда. – 2014. – 1 окт. (№ 40). – С. 7: фот.