В 1974 г. на гигантской стройке, каковой был тогда весь Усть-Илимск, появился новый лозунг – «Даешь подстанцию Промышленная!»
«Усть-Илимская правда» в 1974 году писала, что «эти слова сегодня на устах механизаторов и строителей мехколонны № 70 и СМП-219. Коллективы в конце года намерены открыть рабочее движение до площадки строительства», до станции Промышленная, которую называли воротами стройки СЭВ.15 километров железнодорожного полотна проложили быстро: в месяц укладывали по три-четыре километра.
Для, как сегодня принято говорить, координации реализации проекта в составе дирекции строящихся предприятий УИ ЛПК работало объединение временной эксплуатации (ОВЭ), там и был создан в начале 1975 года железнодорожный цех, который 13 февраля возглавил Фарид Забиров. И эта дата стала официальным днем рождения сегодняшнего филиала «Финтранс ГЛ» в Усть- Илимске.
В августе 1975 года «строители Усть-Илимского лесопромышленного комплекса подготовили достойный подарок к празднику – Дню строителя. Первая очередь базы импортного оборудования готова принять грузы из социалистических стран. Техника, поступающая в адрес крупнейшего комплекса по переработке древесины, разместится на открытых бетонированных площадках. Их территория – 10 тысяч квадратных метров. Площадь законченных складов-навесов – 7,5 тысячи кв. метров». (Усть-Илимская правда, № 95, 9 августа 1975 года).
Так и началась история железнодорожного звена большой технологической цепи.
А теперь, ровно через 45 лет, история повторяется.
А ведь правда, – удивляется директор филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске Ольга Найко, сегодня лозунги 45-летней давности очень актуальны. Только вместо «Вперед на станцию Промышленная!» можно смело провозгласить «Даешь проект по логистике ЦКК в срок!». На это наш коллектив работает уже года полтора. Пять наших руководителей вошли в состав проектной группы, четверо из них совмещают основную работу с проектом. Для нас это принципиально. Так я уверена, что все будет построено правильно. Ведь им же потом это эксплуатировать, а в профессионализме наших людей я уверена.
Для ЦКК строим станционные пути, склад готовой продукции, расширяем сами станции, закупаем новые локомотивы большей грузоподъемности и т.д. и т.п. Объем работ практически тот же, что и для ЛПК 45 лет назад. Ведь предстоит вывозить товарной продукции даже больше, чем тогда. А в ближайшее время будем завозить и разгружать строительные грузы, оборудование. Так что все повторяется.
Оглядываясь назад, Ольга Григорьевна подчеркивает, что не просто все повторяется, а еще и возвращается. Так, склад готовой продукции комбината с самого начала входил в состав ОВЭ.
После ОВЭ в 1980 году было образовано управление железнодорожного транспорта и погрузо-разгрузочных работ, склад был в его структуре. В 1988-м мы стали самостоятельным предприятием железнодорожного транспорта (ПЖДТ) в составе производственного объединения УИ ЛПК. В 1991 году стали арендным предприятием, но уже без СГП, который стал подразделением ЦЗ. За 10 лет были и АО, и АООТ, и ОАО, и ООО. В 2009 году стали филиалом «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске. По большому счету, от юридического переименования суть нашей работы не менялась. Мы вывозим готовую продукцию УИ ЛПК и доставляем предприятиям промплощадки различные грузы. Правда, в 90-ые годы доработались до того, что в сутки отправляли всего по два вагона. Для сравнения, сегодня – 250-300 вагонов. Тогда было трудно. Даже всем коллективом по заявлению согласились сократить сами себе заработную плату на 30 процентов. Все было, – вспоминает Ольга Найко. Впрочем, это уже славная и трудная история железнодорожного комплекса.
Трудности закаляют, уверены в филиале «Финтранс ГЛ», и подвигают к развитию, заставляют думать. Последние несколько лет филиал уверенно идет по пути развития, причем не только в части реализации проекта ЦКК. В текущем стратегическом режиме приобретают тепловозы, позволяющие вывозить поезда до 4000 тонн, раньше было 3000 тонн. Запустили инвестиционные маршруты.
— Это мы так называем контейнерные поезда на длиннобазных восьмидесятифутовых платформах, которые мы приобрели в прошлом году. С февраля 2019 года отправили 15 таких маршрутов с нашей целлюлозой на Дальний Восток. Раньше тоже отправляли, но на чужих платформах, теперь на своих, что хорошо сказывается не только на нашей экономике, но и на экономике компании в целом, – говорит Ольга Григорьевна.
Еще один важный момент – это следствие уже реализованного РУМ-1: изменились формат и вес кипы целлюлозы, что даст возможность грузить ее в новые 20 футовые контейнеры более оптимально. До сих пор грузили по 17 тонн, теперь в тот же контейнер входит 20 тонн. Нужно только приобрести новые погрузчики с большей грузоподъемностью.
Штрихов нового в работе филиала много. Директор смеется, что уже привыкли жить в режиме постоянных изменений: «Наверное, проще было бы жить стабильно, выполнять изо дня в день свою работу. Но без изменений нельзя, застой будет. Так что пожелать всему нашему коллективу стабильности в режиме изменений».
Коллектив филиала во всех смыслах – одна семья. «Знаете, а практически все сегодняшние руководители служб выросли с рабочих должностей. Многие из них пришли по стопам родителей, а когда сами повзрослели, привели детей. Так что мы действительно семья», – делает вывод директор филиала. Впрочем, семейные отношения в оценке специалиста никакой роли не играют – только профессионализм и стремление к развитию, собственному и предприятия.
А профессионалов в филиале воспитывают сами – создают условия, но только после того, как человек пройдет через горнило службы пути или службы эксплуатации. Многие начинают монтерами пути, пробуют подступиться к диспетчерскому пульту. Выдерживают не все. Но кто выдержал, вошел в культуру предприятия, для того открыты все возможности для роста.
Так, Денис Прохоров пришел водителем погрузчика, зарекомендовал себя на организации участка контейнерного терминала, сейчас руководит службой отгрузки и учится от предприятия в железнодорожном институте. Начальник участка ремонта локомотивов Роман Романов начинал слесарем. И так многие в филиале…
Бережно сохраняются в коллективе традиции ОВЭ, когда человеку помогали стать профессионалом, когда дисциплина соблюдается неукоснительно, а ответственность – важнейшая профессиональная компетенция для всех: от составителя вагонов до директора. Специфика у филиала такая.
В прошлом году в состав филиала вошел коллектив «Илимлестранса». Ольга Найко честно призналась, что для всех это стало вызовом года, с которым справились, и выразила надежду, что коллектив теперь уже автотранспортной службы разделит традиции и культурные ценности филиала.
Пользуясь случаем, Ольга Григорьевна передала поздравления коллективу филиала с 45-летней годовщиной, поблагодарила за самоотверженный труд: «Хочу пожелать, чтобы у нас всегда была работа, а с остальным мы справимся. Желаю благополучия в семьях, чтобы у всех было побольше радостных мгновений в жизни».
Костицина, Т. Все начиналось с ОВЭ // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2020. – 14 февр. (№ 5). – С. 4 : фот.