Аркадий Михайлович Волков — Жизнь, связанная с морем — Народная энциклопедия

Аркадий Михайлович Волков — Жизнь, связанная с морем

10-09-2024

Елена Фролова, учёный секретарь краеведческого музея

Статья об Аркидии Михайловиче Волкове, почётном гражданине г. Усть-Илимска, моряке, участнике Великой Отечественной войны,  вошедшая в сборник «Материалы областной научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Морская слава» (г. Усть-Илимск, Краеведческий музей, 2012 г.).

Аркадий Михайлович Волков родился в 1927 году в городе Баку на берегу Каспийского моря. Воспитанием маленького Аркадия занима­лись дедушка Пётр Платонович и бабушка Мария Степановна. Пётр Платонович служил на военно-морском флоте судовым механиком. В 1905 году принимал активное участие в знаменитой Бакинской заба­стовке. После военной службы работал в нефтедобывающей промыш­ленности, был Героем труда Советской социалистической республики Азербайджан, а для маленького Аркадия он всегда был образцом для подражания.

С раннего детства мальчик мечтал стать отважным моряком. Именно с детской мечты о морских походах началась жизненная исто­рия Аркадия Михайловича Волкова — Почётного гражданина нашего города.

После седьмого класса Аркадий поступил в военно-морскую спецшколу, а затем в Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Но окончить его помешала война.

Аркадий Михайлович Волков исполнял свой воинский долг с апреля 1945 года по октябрь 1948 года за пределами СССР, в составе команды по сбору и охране трофейного имущества тыла Краснознамён­ного Балтийского флота.

A.M. Волков рассказывает: «В нашу задачу входило «висеть на хвосте» наступающих войск и захватывать всё, что уцелело и имеет отношение к флоту. Насколько я понимаю, самые главные трофеи бы­ли на судоверфях Данцига (Гдыни), строящей подлодки, постов служ­бы наблюдения и| связи по всей береговой полосе, различного имуще­ства в военно-морской базе в Свинемюнг и городе Росток, на судовер­фи которого строили тральщики.

Что поразило и осталось в памяти по сей день, так это огромное количество боевой техники, войск, в спешке брошенные дома и квар­тиры. Толпы разноплеменных людей, освобождённых из плена, с фла­гами своей страны пробирались домой. Вслед за Советскими войсками они двигались на освобожденные территории с нехитрым скарбом за спиной или на тележках.

Мы продвигались на автомашинах и поездах среди тыловых ча­стей, сплошь состоявших из женщин-воинов: регулировщиц, медиков, связистов, полевой почты, прачечных, кухонь и прочих не боевых ча­стей. Так и казалось, что воюют одни женщины. Постоянно подстерегала опасность ступить на заминированную землю или попасть под огонь не сдавшейся фашистской группы».

После окончания войны Волкову посчастливилось наблюдать парад Победы союзных войск в Берлине, объездить многие города от Балтики до Чехословакии, несколько месяцев прожить в Берлине, побывать на развалинах Рейхстага.

Потом была многомесячная командировка из Ростока в Таллин на пароходе «Росток». «Из многих матросов и старшин, отправляемых с трофеями, я оказался единственным, вернувшимся в свою часть. Не знаю уж, кому принадлежала идея такой авантюры: отправить пароход с немецкой командой, с немецким капитаном и штурманом по зимней Балтике средь минных полей, в сопро­вождении одного лейтенанта, нескольких матросов и старшин: рулевого, кочегаров и машинистов. Нас спасло только то, что лейтенант взял на борт человек двадцать отпускников и командировоч­ных. На вторые сутки немецкая команда, кроме капитана и штурмана, забастовала. Лейтенанту пришлось отпускников ставить не только впередсмотрящими, но и кочегарами, и смазчиками. Так за неделю похода до Таллина я побывал сутки впередсмотрящим и шестеро — кочегаром. Единственным моим преимуществом перед другими матросами и старшинами, как хозяина всего груза на корабле, было право сидеть в кают-компании по левую руку от капитана.

В Таллине, как только нас пришвартовали у пирса, немецкая команда во главе с капитаном была арестована пограничниками и увезена с корабля. После Таллиннской командировки наша часть стала заниматься получением репараций через Советскую военную администрацию».

После окончания войны и службы в армии Аркадий Михайлович поступил в Московский железнодорожный институт. При распределении в 1955 году, как участник войны, он имел право выбора. И Аркадий Михайлович выбрал … Сибирь, строительство железнодорожной линии Решёты-Богучаны. Там и познакомился со своей будущей супругой Марией Алексеевной, которая ра­ботала учительницей истории в одной из школ города. Очень красивый, молодой, интеллигентный человек сразу же понравился девушке, а затем, конечно же, сыграли свадьбу. В семье родились сын Игорь и дочь Марина.

5 ноября 1973 года A.M. Волков побывал на Усть-Илиме — в числе приглашённых участво­вал в торжественном митинге по приемке в постоянную эксплуатацию железной дороги Хребтовая-Усть-Илимская. А в 1978 году Волков был приглашён на работу в Дирекцию строящихся предприятий Усть-Илимского лесопромышленного комплекса и города Усть-Илимск в должности заместителя генерального директора по транспорту.

С первых дней работы в городе и по настоящее время Аркадий Михайлович активно участ­вует в общественной жизни города. С момента создания городской ветеранской организации мно­гократно избирался в состав городского Совета, более девяти лет являлся председателем Совета. По его инициативе создана и действует общественная организация ветеранов Усть-Илимкого ЛПК. Он успешно продвигает новые формы военно-патриотической работы с молодежью, активно инициирует различные формы поощрений ветеранов города и лесопромышленного комплекса.

Здесь, в Усть-Илимске, детская мечта Аркадия Михайловича вновь обрела явственные очер­тания. Он, яхтсмен, рулевой I класса, стоял у истоков создания и становления правобережного яхт- клуба: закупал яхты, собирал яхтсменов, являлся главным судьей парусных соревнований, органи­зовывал работу с детворой.

Но настоящее море с боевыми кораблями, море его мечты не давало спокойно жить. И вот в конце 2005 года, будучи уже на посту председателя Совета ветеранов Усть-Илимского лесопро­мышленного комплекса, Аркадий Михайлович ищет и находит единомышленников по созданию общественной организации ветеранов-моряков. Ему же принадлежит идея создания клуба «Румб». 2 марта 2007 года решением центрального совета Межрегиональной общественной организации (МОО) ветеранов Военно-Морского Флота клуб был принят в состав МОО (зарегистрирован в Москве как отдельное крыло ветеранской организации У И ЛПК).

За достижения в производственной и общественной деятельности A.M. Волков награжден орденом «Знак Почёта», медалями « За победу над Германией», «За доблестный труд. В ознамено­вание 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». A.M. Волков носит звание «По­четный работник лесной промышленности», «Ветеран города Усть-Илимска», «Ветеран Усть- Илимского ЛПК», имеет многочисленные Почетные грамоты и поощрения. В 2010 году Аркадий Михайлович был удостоен звания « Почетный гражданин города Усть-Илимска». Аркадий Ми­хайлович пользуется заслуженным уважением жителей города.