Белый-Кругляков Александр Виленович

Судьба разведчика коротка
Александр Виленович Белый-Кругляков родился 23.02.1961 года в Городе Усолье-Сибирское. В 1973 семья переехала в город Тулун.
После окончания средней школы уехал в Москву поступать в Москов¬ский институт инженеров транспорта. При поступлении в ВУЗ завалил устный экзамен по математике и чтобы не терять год, поступил в Москве в Техническое училище №78. Окончил училище по профессии монтажника и трудился на строительных объектах столицы. В 1980 году был призван Перовским РВК города Москвы на срочную службу. Попал в Учебное Подразделение, расположенное в городе Минске.
Здесь прошёл полугодовой курс подготовки специалистов по эксплу-атации и обслуживанию станций наземной артиллерийской разведки (СНАП-6; СНАП-10).
В октябре 1980 года был направлен для прохождения службы в Афганистан. В сопровождении «покупателя» добрались железной дорогой до пересыльного пункта в городе Самарканд. В Афганистан прибыл авиарейсом Самарканд-Кабул 14 ноября.
Афганистан произвел на меня неизгладимое впечатление, кото¬рое сохраняется до сих пор. Горы, солнце, восточный колорит, бед¬ность и война... Конечно, бывало страшно, особенно в начале, но человек ко всему привыкает. Наша часть располагалась на подступах к Кабулу. С одной стороны виднелся дворец Амина, с другой – окраины афганской столицы, с третьей стороны – подножие горного массива, а к четвертой примыкал пехотный полк. Бывая в патруле по Кабулу, наблюдали и восточный базар с его ароматами, криками зазывал, продажей дров на весах, и женщин, стирающих белье в реке Кабул и здесь же купающих детей, и индийцев отличавшихся одеждой и статусом (как правило, это была интеллигенция – врачи или учителя).
Ночью в городе нередкими были перестрелки и небо над Кабулом освящалось трассерами. Нашу часть тоже иногда обстреливали с гор. Две батареи нашего полка несли дежурство на одном из блокпостов Джелалобадской дороги и по охране аэропорта в Баграме.
Служить я попал в 1049-й зенитно-артиллерийский полк. Сначала в ремонтную роту, а потом во взвод управления – разведчиком.
Разведка сводилась к наблюдению через специальную аппаратуру за ситуацией вокруг подразделения или вокруг блокпостов. Наш полк не принимал участие в специальных операциях и рейдах, мы несли службу по охране объектов, но ребята гибли и в нашей части. На моей памяти пятеро погибших, были и раненые, и контуженные.
За год службы в Афганистане произошло много случаев, связанных с опасностью, особенно запомнились три. Первый из них – это когда в составе группы из четырех человек, проходя по руслу высохшей горной реки, попал под огонь снайпера и одна пуля ударила в скалу буквально в сантиметре от головы. Второй – когда мы втроем ехали на грузовой машине из Баграма в Кабул без колонны и машина попала под обстрел. В кузове находился я один, обстреливали из «зеленки» (виноградник), у машины загорелось колесо, но Слава Богу, мы доехали до следующего блокпоста живыми. Третий – по недоразумению остался вдвоем с прапорщиком ночью на горной дороге.
Весь срок службы в Афганистане прожил в палатке. Сначала часть ничем не ограждалась и вся безопасность строилась на бдительности караульных, но в дальнейшем было обустроено ограждение с «колючкой» и заградительным валом. Кормили нас на «троечку», но в отличие от «учебки» выдавали горный паек в виде сыра и сгущенного молока. Дедовщина присутствовала, но заключалась она не в каких-либо унижениях, а в том, что молодой солдат меньше спит и больше трудится. Негативных воспоминаний связанных с этим у меня нет.
К местному населению относились дружелюбно, но пленных душманов командирам нередко приходилось защищать от расправы. Особенно нетерпимы к ним были те, чьи друзья погибли.
Из Афганистана наш полк выводили в ноябре, 1981-го ровно через год моего прибытия в ДРА. Выводили в связи с заменой техники на более современную. Колона шла маршем пятьсот с лишним километров с одной ночевкой. Вышли к городу Термез в Узбекистане. На этом пути и случилась история, когда я остался с прапорщиком ночью на горной дороге. В Термезе полк погрузился на платформы и отправили в пункт Тоцк под Оренбургом.
За хорошую службу в Афганистане моим родителям из части было направлено благодарственное письмо.
Демобилизовался в Москву, откуда и был призван. Вскоре вер¬нулся в Иркутскую область и женился на девушке Любе, с которой дружил еще в школе. У них замечательные дети: Катерина, Марк, Мария, Иван и Яков. Яков учится в городе Москве в Сретенском мо¬настыре. Иван в данное время служит в Российской армии в Крыму.
В 1989 году стал священнослужителем: служил в Крестовоздви-женском храме города Иркутска. В 1992 году был направлен в город Усть-Илимск, настоятелем Свято-Сафрониевского Храма. В 2002 году стал настоятелем Храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Для всех «афганцев» отец Александр все эти года верный друг и товарищ и духовный наставник. Награжден юбилейными медалями: в честь вывода войск из Афганистана и Знаком общественного признания в честь 40-летия города Усть-Илимска.
 
Афганский излом 2 : сборник документальных очерков. – Иркутск : Издательство ИРНИТУ, 2016. – С. 19-21 : фот.