СтраницаОбразование. Наука

Они опережают время

Публикация Ирины Песковой  об образовательной системе г. Усть-Илимска из книги : Усть-Илим – на далекой таёжной реке… : [Усть-Илимск – 35 лет]. – Усть-Илимск : «Пятый цвет», 2009. – С. 83-85 : фото.

        «В Усть-Илимске продвинутые учителя, уровень образования настолько высок, что не во всех столичных школах-то встретишь!» - эта фраза из интервью с Марком Максимовичем Поташником, профессором из Москвы, академиком РАО, пожалуй, характеризует систему образования в городе.

... А начиналось все в 1965 году. В поселке Усть-Илим, население которого составляло 2200 человек, появилась первая, тогда еще начальная, школа. Возглавила ее Зоя Андреевна Давина. Сама она из местных, к тому времени имела педагогический опыт, а также опыт работы руководителя в Тушамской, Кеульской школах.   В 1968 году состоялся выпуск учащихся, этот год и считается рождением школы №2.

Одновременно с начальной школой в 1965 году по просьбе «Братскгэсстроя» была открыта школа работающей молодежи. Это было необходимое и значимое событие. На Усть-Илим вслед за песней А. Пахмутовой ехали парни и девчата. Судьбы многих из них были опалены войной, не все смогли окончить школу. В 60-е годы школа рабочей молодежи была настоящим центром для молодежи, тысячи молодых строителей обучались в ней.

Сегодня в г. Усть-Илимске 46 образовательных учреждений: 23 дошкольных образовательных учреждения, 14 общеобразовательных школ, комплекс «Детский сад - начальная школа», городской экспериментальный лицей, городская гимназия, специальная (коррекционная) школа, частная школа, 2 вечерних (сменных) школы, Центр дополнительного образования, Центр детского и юношеского научно-технического творчества.

Администрация города сделала и делает все возможное, чтобы система образования Усть-Илимска не только сохранилась, но и получила свое развитие.

Многие годы в городской образовательной системе, возглавляет которую Заслуженный учитель Российской Федерации Лариса Ивановна Лысак, реализуется федеральный проект «Пайдейяполис - XXI век» (в переводе с греческого «Пайдейяполис» - город образования).

Проект является зонтичным и включает в себя все инновационные учреждения и площадки. Основная идея проекта: социально-экономическое развитие города средствами образования.

На период 2006-2013 гг. разработана новая инновационная программа развития муниципальной системы образования «Пайдейяполис – развитие». Реализация программы помогает решать стратегические задачи десятилетия - модернизацию образования, переход образовательных учреждений города в качественно иное состояние в соответствии с целями современного образования.

Инновационное движение по развитию образования в городе было начато в 1992 г. в период деятельности мэра города А. А. Дубаса. Тогда были открыты городская гимназия, экспериментальный лицей. Ныне действующий мэр города В. В. Дорошок делает все возможное для поддержки и развития муниципальной системы образования.

Образовательная система г. Усть-Илимска зарекомендовала себя как одна из ведущих не только в области, но и в России. Все учебные заведения города тесно сотрудничают не только друг с другом, но и обмениваются информацией, опытом с научными центрами и образовательными учреждениями Москвы, Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Томска, Республики Бурятия. В школах города созданы условия для сетевого многопрофильного обучения, реализуются программы углубленного изучения предметов и разработанные совместно с учащимися индивидуальные учебные планы. Введено раннее изучение иностранных языков, информатики.

Старшеклассники проходят профессиональную и допрофессиональную подготовку по специальностям; лесовод, повар, оператор ЭВМ, секретарь-референт и другие. Коллективы школ заботятся об укреплении здоровья учащихся: дополнительные уроки физической культуры, никогда не пустующие спортивные залы во внеучебное время, развитая сеть секций, внедрение здоровьесохранных технологий. Социальную и психологическую поддержку осуществляют высококвалифицированные педагоги. Обучающимся предоставляется широкий спектр дополнительных образовательных услуг. В  образовательных учреждениях города развиты общественные, творческие объединения. Эти формы работы вызывают особый интерес родителей и учащихся. Все школы в городе работают как единое целое и в то же время не похожи одна на другую, каждая зарекомендовала себя в том или ином направлении на областном, всероссийском или международном уровнях.

Например, школа № 5 неоднократно лидировала в сфере экономики, дети становились победителями областных и российских олимпиад. Школа № 8 десятки лет побеждает во всероссийских президентских играх в г. Сочи. В школе № 10 развита предпринимательская деятельность среди детей, получающих начальное профессиональное образование. Учителя школ №№ 9, 11 дают глубокие интеллектуальные знания, помогают детям раскрыть свои индивидуальные способности и определиться в жизни.

Созданная в школе № 12 система творческого развития личности стабильно обеспечивает высокие результаты обучения и воспитания детей. Постановлением губернатора школе № 13 присвоено имя конструктора ракетно-космической системы, дважды Героя Социалистического Труда, нашего земляка Михаила Янгеля. В школе № 14 введение образовательных технологий позволяет сделать обучение творческим, интересным, продуктивным. А школа № 15 выстраивает систему экологического образования. Школа  № 2 формирует для детей и педагогов совместное здоровьесберегающее пространство. Усть-Илимский экспериментальный лицей и школа № 17 успешно внедряют идеи разновозрастного обучения учащихся.

Одно из элитных учебных заведений города - гимназия № 1. Ее преподаватели активно сотрудничают с Академией наук России, внедряют инновационную программу «Школа-2100». Школа № 4 стала культурным центром своего микрорайона, а учащиеся школ №№ 1, 7 максимально используют связи с социумом.

Вечерние школы 1 и 2 стали, по выражению учащихся, для них вторым домом, столько заботы и внимания уделяет им педагогический коллектив.

Два центра дополнительного образования решают важнейшие задачи социализации и творческого развития личности в процессе образования, воспитания учащихся через совместное сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.

Участие в национальном проекте ≪Образование≫ показало , насколько высока конкурентоспособность системы образования город а Усть-Илимска . Победителями национального проекта ≪Образование≫ стали 11 школ города, получив государственную поддержку в миллион рублей за внедрение инновационных программ, 34 учителя награждены премией президента в размере ста тысяч рублей! Это высокая оценка инновационной образовательной системы. И как результат, усть-илимские выпускники школ составляют сильную конкуренцию при поступлении в престижные вузы России.