История

История создания, становления и развития учреждений культуры неотделима от истории города. Вместе с ростом города появлялись и новые учреждения культуры. Первая музыкальная школа была открыта в 1968 году, а в 1969 году в этом же здании было выделено помещение для первой государственной районной библиотеки.

В 70-е годы были открыты две детские художественные школы, музыкальная школа и три библиотеки. Музыкальные, художественные школы, библиотеки, размещались зачастую в приспособленных помещениях. Отдельные помещения они получили значительно позже.

В 80-е годы открылись: Дворец культуры энергетиков (с 1990г. Дворец культуры им. И.И. Наймушина), Дворец культуры «Дружба», библиотека искусств, кинотеатр «Яросама».

В 90-е годы культура Усть-Илимска пополнилась рядом новых объектов – открылись краеведческий  музей, картинная галерея, школа народных ремесел, библиотека семейного чтения, библиотека духовного возрождения. Переехали в более комфортные и специально построенные здания школы искусств.

На начало 2012 года в городе работают 8 учреждений культуры:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» в состав, которой входят 6 библиотек (сайт www.uicbs.ru),
Муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец культуры «Дружба»» (сайт www.uidk.ru),
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры имени И. И. Наймушина» (сайт http://ust-ilimsk.ru/index.php),
Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования :
«Школа искусств №1(сайт http://ust-ilimsk.ru/index.php)
«Школа искусств №2» (сайт http://art2.ust-ilimsk.ru),
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Картинная галерея» (сайт http://ust-ilimsk.ru/index.php),
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий музей» (сайт http://ust-ilimsk.ru/index.php),
Муниципальное автономное учреждение культуры «Городской театр драмы и комедии» (сайт http://ust-ilimsk.ru/index.php).

Организует, контролирует и осуществляет координацию деятельности муниципальных учреждений культуры на территории Муниципального образования город Усть-Илимск Управление культуры Администрации города Усть-Илимска, являясь их Учредителем (http://ust-ilimsk.ru/index.php).

Муниципальное автономное учреждение культуры «Городской Дворец культуры "Дружба"»

www.uidk.ru

Дворец культуры «Дружба» был открыт в 1986 году. Руководил «ГДК» с 1986 по 2010 год А.С. Редьков, с 2010 года директором становится Т.Г. Кандрова.

В 1993 году «ГДК «Дружба» получил статус муниципального учреждения.

В 2011 году «ГДК «Дружба» становится муниципальным автономным учреждением культуры.

Двадцать пять лет Дворец культуры «Дружба» радушно открывает двери для всех категорий населения. За эти годы дворец стал настоящим центром культурно-досуговой деятельности, любимым местом отдыха, общения и развития талантов, способностей, как для людей старшего поколения, так и для молодёжи.

Творческие коллективы ДК «Дружба»: народные коллективы ансамбль песни и танца «Сибирь»,  «Хор ветеранов»,  камерный хор «Благовест», хореографические ансамбли «Движение», «Этна», «Фантазия».

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «ДК им. И. И. Наймушина» 

(http://ust-ilimsk.ru/index.php).

Первый Дворец культуры в городе Усть-Илимске был открыт в 1982 году в левобережной части города. Находясь в ведомстве Усть-Илимской ГЭС, носил название - ДК «Энергетиков».

Директором Дворца культуры была назначена З.А. Чайковская, впоследствии В.Б. Дударев,  А.В. Выприкова, затем Н.А. Дударева.

4 декабря 1990 года ДК «Энергетиков» был переименован в ДК им. Ивана Ивановича Наймушина. Имя Дворцу культуры было дано в честь начальника Братскгэсстроя.

В 2003 году муниципальное учреждение «ДК им. И.И. Наймушина» преобразовано в «Киноконцертный комплекс «ХL» Дворец культуры им. И.И. Наймушина».

В течение 30 лет Дворец культуры им. И.И. Наймушина является активным и любимым местом досуга для жителей города (особенно, его левобережной части).

В ДК имеются различные коллективы художественной самодеятельности, секции, клубы по интересам. В стенах Дворца работают коллективы, которые носят высокое звание «Народный»: Народный хор ветеранов войны и труда, Народный ансамбль «Русская песня», Народный театр балета «Солнечные блики».

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Картинная галерея»

(http://ust-ilimsk.ru/index.php).

Картинная галерея открылась  4 июня 1992 года. Из  Постановления Президиума Усть-Илимского городского Совета от 02.10.1991 г.: «Обращая внимание на возросшую острую необходимость в открытии городского выставочного зала и имеющиеся для этого возможности (готовые выставки местных художников), разрешить Комитету по культуре открытие выставочного зала».

4 июня 1992 года открылась первая выставка.

Директором Картинной галереи была назначена Н.В. Волкова, впоследствии О.Н. Полунина, затем Ю.Ф. Дмитриева.

За 20 лет работы, сотрудникам Картинной галереи удалось собрать коллекцию художественного фонда, насчитывающую более 1300 произведений живописи, графики и скульптуры.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №1»

( http://ust-ilimsk.ru/index.php).

Первая музыкальная школа в г. Усть-Илимске открылась в 1968 году. Первым ее директором была назначена А.Я. Миронова.

В сентябре 1994 года детская музыкальная школа №1 была преобразована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №1», возглавила ее Т. В. Сигачева.

Открытие двух новых отделений - театрального и хореографического – принципиально поменяло форму и статус учебного заведения.

Детская художественная школа в левобережье существовала с 1974 года. Основоположником и директором школы на протяжении многих лет являлся Г. П. Максаков.

В 2000 году произошло объединение Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Школа искусств №1» с детской художественной школой №1. В результате реорганизации в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Школа искусств №1» появилось 4-ое отделение – художественное. Директором была назначена Т. В. Сигачева.

С 1 октября 2011 года поменялся тип учреждения, оно стало бюджетным.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №2»

(http://art2.ust-ilimsk.ru).

Школа искусств №2 образовалась в 2000 году путем слияния Детской музыкальной школы №2, Школы ремесел и Художественной школы №2.

Музыкальная школа №2 начала свое существование в 1977 году под руководством В.В. Красиковой. В 2000 году ДМШ №2 была реорганизована в музыкальное отделение Школы искусств №2.

В 1979 году в правобережье открылась художественная школа №2. Первым ее директором стала Р.Ф. Драчева. В 1993 году при школе было открыто декоративно-прикладное отделение для девочек. В январе 2000 года ДХШ №2 была реорганизована в художественное отделение Школы искусств №2.

В 1992 году открылась Школа народных ремесел, первая в Иркутской области. Директором Школы ремесел был назначен А.В. Зоткин. В 1999 году Школа народных ремесел стала образцовым учреждением культуры в Иркутской области.

В 2000 году Школу ремесел присоединили к Школе искусств №2, реорганизовав в отделение декоративно-прикладного творчества.

Возглавила коллектив Школы искусств №2 М.А. Вагина, впоследствии Т.И. Волкова. К трем первоначальным направлениям Школы искусств №2 присоединились еще четыре: хореографическое, раннего эстетического развития, «Архитектура и дизайн», ранней профессиональной ориентации.

С 1 октября 2011 года поменялся тип учреждения, оно стало бюджетным.

Муниципальное автономное учреждение культуры «Театр драмы и комедии»

(http://uiteatr.ru/).

Театр в городе появился в 1985 году, когда выпускник Щукинского театрального училища Евгений Пиндюрин основал театральную студию «Диалоги». В 2000 году самодеятельный театр получил статус Муниципального театра.

В репертуаре театра около 30 различных спектаклей для взрослых и детей.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»

http://www.uicbs.ru/

Первая государственная районная библиотека открылась в 1969 году в поселке Усть-Илим, зав. библиотекой Елена Николавена Белькевич. 14 марта 1971 года библиотека занимает новое помещение - по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ – 20. Заведующая библиотекой – Александра Ивановна Чупина. 30 ноября 1971 года библиотеке было присвоено имя Николая Семеновича Клестова-Ангарского, видного общественного деятеля, просветителя, организатора первых Московских и Петербургских книжных издательств. Возглавила библиотеку Нина Васильевна Лобова.

В октябре 1970 года открылась в поселке Усть-Илимск первая детская районная библиотека с  фондом 5000 экз., собранного с помощью первостроителей строящегося города. 1 февраля 1971 года детская районная библиотека получила новое помещение по адресу: ул. 50 лет  ВЛКСМ, 20.  Директором была  назначена  Ангелина Ивановна Куюкова. У истоков комплектования библиотечного фонда стояли Нелли Никифоровна Жигалко и Галина Мартынова Лишек.

27 декабря 1973 года поселок Усть-Илимск получил статус города и две районные библиотеки стали городскими (взрослая и детская).

25 сентября 1977 года открылась в правобережье города библиотека № 2 (филиал городской библиотеки), возглавила ее Надежда Федоровна Романова.

В ноябре 1978 года в 11 микрорайоне в трёх комнатах общежития №18 разместилась библиотека №3. Её создавали молодые, энергичные энтузиасты под руководством Галины Сергеевны Карбовской. Еще три небольшие детские библиотеки разместились в приспособленных помещениях - №4 (зав. библиотекой Тамара Николаевна Устюжина), №5 (зав. библиотекой Галина Васильева Знаева, впоследствии - Тамара Павловна Какурина, затем Зоя Васильевна Ширяева), №6 (зав. библиотекой Нина Михайловна Романенко, впоследствии -  Людмила Филипповна Гладкова).

В декабре 1979 года прошла централизация городских библиотек. В единую сеть вошло 7 библиотек со штатом 67 человек. Библиотеки получили статус библиотек-филиалов. Возглавила  библиотечную систему Нина Васильевна Лобова. Зам. директора ЦБС по работе с детьми была назначена Ангелина Ивановна Куюкова, с 1985 года - Какурина Тамара Павловна).

В восьмидесятые годы в библиотечную систему в правобережье города вошли еще четыре библиотеки: универсальные библиотеки-филиалы №7 (зав. библиотекой Валентина Александровна Новикова), №8 (зав. библиотекой Екатерина Викторовна Абушко, впоследствии Людмила Петровна Демидова), №9 (зав. библиотекой Людмила Викторовна Зернина, впоследствии Зоя Федоровна Кузьмина) и одна специализированная библиотека искусств (зав. библиотекой Галина Николаевна Минхазеева, впоследствии Елена Ивановна Жмурова, затем Светлана Юрьевна Трифинова, с 1998 года Надежда Николаевна Жукова).

Библиотека искусств открылась в 1989 году. Это единственная библиотека искусств в Иркутской области. История библиотеки началась с создания по инициативе Минхазеевой  Галины Николаевны нотно-музыкального отдела при центральной городской библиотеке. Фонд  этого отдела из года в год расширялся: приобретались нотные сборники, пластинки, слайды, литература по искусству. Отдел пользовался большой популярностью у жителей города. 1 апреля 1989 году было принято решение открыть в  городе Усть-Илимске,  в отдельном  помещении,  библиотеку искусств и назначить Галину Николаевну Минхазееву заведующей библиотекой.

Библиотека несколько раз меняла свой адрес, но всегда оставалась специализированной и строила свою работу согласно запросам читателей в области искусства. В библиотеке работали три отдела: фонотека (более 9 тысяч грампластинок и дисков), абонемент (нотные издания и диатека), читальный зал (книги по искусству и периодические издания). С 2010 года в библиотеке создан сектор информационно-дизайнерских услуг, в штат которого вошли профессиональные дизайнеры.

К 1990 году в Централизованной библиотечной системе насчитывалось 11 библиотек-филиалов со штатом более 100 человек, фондом 550 000 экземпляров книг и 46 300 читателей.

В 90-х годах в Централизованной библиотечной системе появляются еще две специализированные библиотеки: библиотека духовного возрождения (зав. библиотекой Надежда Павловна Агапова) и библиотека семейного чтения (зав. библиотекой Наталья Васильевна Михальцова).

Библиотека духовного возрождения открылась в феврале 1993 года, по инициативе Надежды Павловны Агаповой, на базе бывшего читального зала профсоюзной библиотеки. Здесь стали собираться люди, ищущие свой путь в духовном мире, последователи учений Рерихов, Порфирия Иванова и других. Потребность в духовном познании и человеческом общении в те годы была очень большой. В штате библиотеке работал психолог, к его услугам обращались люди, попавшие в сложные жизненные ситуации. Сотрудники библиотеки предлагали своим читателям циклы лекций «Из истории русской святости», «Духовные поиски русской литературы» и другие. Читатели приходили в библиотеку не только за литературой, но и за общением, доверяя свои переживания работникам библиотеки.

Библиотека семейного чтения (БСЧ) открылась в октябре 1993 года на базе библиотек-филиалов №7 и №8.  Библиотеку возглавила Наталья Васильевна Михальцова.

Эта библиотека стала настоящим центром возрожде­ния культуры и традиций русского народа. Здесь был создан фольклорный клуб «В горнице у Тамары» (руководитель клуба –Тамара Михайловна Кольца), снискавший популярность у горожан. БСЧ принимала участие в трех областных семинарах и региональных конферен­циях, связанных с возрождением ду­ховности и культуры в России. БСЧ стала не только культурно-информационным центром трёх микро­районов города, но и местом проведе­ния досуга для жителей правобережья. Уже с первых месяцев работы традиционными ста­ли семейные конкурсы и праздники.

С 1 июля 2002 года Централизованная библиотечная система становится  Муниципальным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система» (МУК «ЦБС»).

Учитывая накопленный  опыт работы с моло­дежью, библиотека-филиал №3 в январе 2001 г. принимает статус юношеской. Библиотека-филиал №3 становится  библиотекой для молодежи и юношества.

20 марта 2002 года в результате реорганизации и слияния двух детских библиотек – филиалов №5 и №6 открывается детская библиотека «Первоцвет» (зав. библиотекой Лариса Петровна Галиченко, с ноября 2009 года – Светлана Ивановна Васильева). В короткий срок библиотека стала учреждением, отвечающим современным  требованиям, центром проведения детского досуга, центром экологического просвещения.

11 декабря 2003 года Постановлением губернатора Иркутской области Б.А. Говорина библиотеке-филиалу №2 было присвоено имя Ю. Ф. Федотова, почетного гражданина города Усть-Илимска. (сайт www.uicbs.ru)

В 2004 году по итогам работы Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» получает звание «Образцовое учреждение культуры Иркутской области».

В 2010 году, в связи с оптимизацией бюджетной сферы, в Муниципальном учреждении культуры «Централизованная библиотечная система» происходит реорганизация и переход учреждения на новые формы хозяйствования. Директором МУК «ЦБС» со 2 августа 2010 года назначается Лариса Петровна Галиченко.

На базе библиотеки для молодежи и юношества в Центральной городской библиотеке имени Н.С. Клестова-Ангарского открывается молодежный центр «Акцент»

В здание, теперь уже бывшей библиотеки для молодежи и юношества (ул. Карла Маркса, 39), въезжает библиотека семейного чтения (БСЧ), изменив статус и название. Библиотека социально-досуговый центр «Добродар» (бывшая БСЧ, зав. библиотекой Наталья Васильевна Михальцова) становится центром работы с незащищенными группами населения.

Библиотека духовного возрождения преобразуется в отдел религиоведения библиотеки им. Ю.Ф. Федотова (зав. библиотекой с 1 января 2011 г. становится Лидия Викторовна Калабина).

Центральная  детская библиотека преобразовывается в детскую библиотеку «Родничок» (зав. библиотекой с 1 января 2011 г. становится Оксана Николаевна Носкова) с пунктом выдачи в центральной городской библиотеке имени Н.С. Клестова-Ангарского. Статус Центральной детской библиотеки присваивается детской библиотеке  «Первоцвет».

Библиотека искусств меняет местоположение, вернувшись в правобережную часть города на проспект Мира 5 (зав. библиотекой Надежда Николаевна Жукова).

С 1 октября 2011 года меняется тип учреждения. МУК «ЦБС» становится бюджетным – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» (МБУК «ЦБС»).

В 2012 году МБУК «ЦБС» насчитывает 6 библиотек (www.uicbs.ru),

  1. Центральная городская библиотека имени Н.С. Клестова-Ангарского
  2. Центральная детская библиотека «Первоцвет»
  3. Библиотека искусств
  4. Библиотека им. Ю.Ф. Федотова
  5. Библиотека социально-досуговый центр «Добродар»
  6. Детская библиотека «Родничок»

nbsp; городе Усть-Илимске,/em

История Илимского острога

История Илимского острога

     В конце XVI века началось освоение русским народом Сибири. Оно открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных  примерами величайшей стойкости и мужества. В течение 60 лет казачьи отряды фактически вели разведку путей и возможных маршрутов  в глубь Сибири. По мнению историков, первым европейцем, проникшим на территорию нашей области стал Пантелея Пенду. Это вольный человек, считающийся крупным путешественником XVII века. С 1620 по 1623 годы вместе со своими  сорока спутниками он совершил небывалое для того времени  путешествие по маршруту Енисейск – Туруханск – Нижняя Тунгуска – Лена – Ангара – Енисейск. За три с половиной года путешествия П. Пенда со своими спутниками прошел по рекам около  8 тысяч километров, из них две трети пути по Иркутской области. Поход Пантелея Пенды положил начало открытию русскими Восточной Сибири, он указал удобный путь от Верхней Лены на Ангару и доказал, что Верхняя Тунгуска и Ангара одна и та же река. Однако и грандиозный поход П. Пенды, и менее значительные по результатам промысловые экспедиции Максима Перфильева и Василия Бугор являлись лишь разведкой «неведомых землиц». 

     Началом истории Илимского края по праву считают  1630 год. Именно в этом году отряд  казаков под руководством Ивана Галкина поднялся по Ангаре до устья Илима и  поставил первый острог – Илимский. Закономерный вопрос, почему Илимский острог основан в Илимске? Ответ на него найден   в книге Анатолия Степановича Бубнова «Илимская пашня. Время перемен»: «… Люди испокон веков предпочитали сухопутному пути водный. Речка, постепенно уклоняясь к северу, уводила казаков в низовья  большой реки, по которой они продолжали плыть вниз по течению, то  есть на север, до первого правого притока, по которому можно было снова двигаться на восток. А время шло. И казаки вынуждены были  останавливаться на зимовки. Для своей безопасности строили остроги».

       Вначале Илимский острог был устроен, как  небольшое «зимовье по-промышленному» на 10 человек.  Он представляло собой «курную» (с печью без трубы) избу с сенцами, с плоской крышей и маленькими окнами. В этой же книге описывается малоизвестный факт - «…зачинателем освоения Илимской пашни был Ерофей Хабаров, занявшийся хлебопашеством на Илиме и Лене в 1632-1640 годах, что надолго превратило Илимск в базу снаряжения отрядов землепроходцев, устремившихся к Тихому океану». В 1647 году    зимовьё  было укреплено и превратилось в настоящий острог, который долгое время имел стратегическую важность для Руси. Во-первых – он позволил не одному поколению землепроходцев и путешественников уверенно продвигаться в глубь Сибири, получая хлеб и  следопытов. Например, в Илимске снаряжал свои экспедиции на Аляску Витус Беринг,  не миновал Илимск также и Семен Дежнев. Во-вторых, с Илимского острога шло снабжение хлебом всего северо-востока континента, вплоть до Камчатки. Также Илимск приносил крупный доход государству в виде десятой части всех экспортируемых на запад соболей. В – третьих,  острог стал обширной опытной сельскохозяйственной станцией, где шло испытание земледельческих приемов в своеобразном приречном горно-таёжном районе и очень суровой климатической обстановке. «Первые заморозки могли наступить в середине-конце августа. В одном из документов, сохранившемся в архиве, есть запись: «Минувшего июля 21, 22 и 23 чисел сего лета по утрам от воли божией были превеликие морозы, от которых у них, у крестьян, как хлеб разного звания, так и всякие ж огородные овощи и семена конопляные все позябли», так пишет  ученый  и исследователь Сибири - Вадим  Шерстобоев в своей книге «Илимская пашня».

      Несколько лет Илимский острог подчинялся якутскому воеводе. Лишь в 1649 году острогу был пожалован титул города, и он стал административным центром большого воеводства, площадь которого достигала 305000 км2 Он имел свой герб с изображением соболя, стрелы и звезды - символами богатства, силы и благосостояния. В книге «Илимская пашня» приводится описание укрепления, которое впервые дал   первый Илимский воевода Тимофей Шушерин   «… имел 3-саженную проезжую башню и глухую башню в 21/2 саж. Длина стен острога, не считая башни, составляла 119 1/2 сажен. Внутри укрепления находились: церковь во имя Спаса, государев двор, где жил воевода, съезжая изба, таможенная изба, хлебные житницы, соболиный и соляной амбары, дом черного попа Филарета, тюрьма, атаманская старая изба и изба тюремного сторожа и воротника». Место для острога было выбрано неудачно. «Местишко малое, меж высокими каменными крутыми невъезжими горами, подле ручей»- писал царю воевода Оничков.  Острог был не только тесен, но и неудобен для защиты. Илимск  того времени был только административным центром – служилые люди и примыкающие к ним группы составляли почти 80% всего населения острога. Ни крестьян, ни посадских почти не было».

         В 1666 году  укрепление острога сгорело до основания. Огнем, по всей видимости, были уничтожены и документы, находящиеся  в остроге, поскольку в архиве очень мало сведений за этот период. Поздней осенью того года дела принял Аничков Сила Осипович, правивший довольно долго – десять лет. Он силами служилых людей  к 1669 году  заново отстроил укрепление на другом месте. «Новый острог представлял деревянное (сосновое) укрепление, включавшее 8 башен, крытых двойным тесом, в том числе 3 проезжих, и стены из стоячих бревен, общей длинной в 139 сажен. Внутри острога были воздвигнуты: церковь во имя Спаса, воеводский двор, съезжая изба, соболиный амбар. Ниже и выше острога раскинулся  посад с домами служилых и торговых людей, казаков и промысловиков. Там располагались: 103 двора, поварня, пивные избы, кабацкий двор, 8 лавок, казенная мельница. На два километра вдоль реки протянулся Илимск. Восемь башен охраняли острог, верхний и нижний посады. За острогом находился кружечный двор, откуда производилось продажа вина и пива» -  ( из книги «Ангарский каскад»). Чертеж нового острога не сохранился. Из построенного Аничковым острога осталась одна Спасская башня. Долгое время она ни кем не  охранялась, и ее разваливающиеся стены жители использовали  на дрова.

       В 1694 году Илимский острог подвергся перестройке, потому что  стены между башнями, настолько обветшали, что «острог во многих местах погнил и вывалился». Поэтому воевода Григорий Грибоедов предпринял крупные работы по восстановлению острога.

           Сколько селений было в Илимском остроге?

        Первоначально Илимское воеводство насчитывало 32 селения, в которых  числилось 84 пашенных крестьянина, не считая служилых и женщин. В 1699-1700 г.г.  по описной книге последнего Илимского  воеводы Ф. Качанова в Илимском воеводстве было 956 дворов и 281 селение. Интересный факт, что из них: однодворовые деревни составляли 32% (86 селений), двухдворовые-28,2% (76 селений) и трехдворовые -14,1% (38 селений). Крупных деревень с 10-27 дворами и больше было 5,6%, в том числе Илимск - 63 двора. Величина селений, не случайный показатель, а мелкие однодворовые деревни вовсе не курьёз прошедшего времени. Расселение мелкими однодворовыми деревнями позволило русским разрешить необычно сложную задачу – быстро освоить обширные владения, превратить безымянные географические пространства в волости и уезды. В своей книге «Илимская пашня» Шерстобоев В.Н. пишет «… средняя крестьянская семья состояла из 11 человек. Основную часть  дворов -54%- составляли семьи  от 7 до 12 человек, 12% - свыше 17 человек. Были семьи в 20,30 и 35 человек. Семей в 3-4 человека было только 5% и в 2 человека – 0,7%».

      Перепись 1723 года  дает полное представление о главных группах Илимского населения.  На первом месте находится группа служилых людей всех наименований.  На втором месте оказываются посадские люди (городские жители).  Остальные слои населения занимали подчиненное место. Заметную долю в населении составляли судовые плотники, которые обслуживали постройку государственных судов, предназначенных для сплава грузов в Якутск, церковники, деклассированные и прочие слои (гулящие). Большинство из них поставляло рабочую силу, главным образом батраков. Дома в Илимске рубили из сосны. Диаметр бревен для строительства домов  выбирался от 28 до 30 сантиметров, и простоять они могли более 300 лет.  

      Чем жили в Илимске?   Лес был главным  источником  жизни для жителей Илимска, так как коренное население – эвенки (тунгусы) сельским хозяйством вообще  не занимались, жили охотой и рыбной ловлей. В тайге можно было встретить: соболя, белку, зайца, дикого северного оленя, горностая, изюбря, глухаря, тетерева, рябчика, лося (по-местному называемого сохатым), кабаргу, рысь, косулю, росомаху и  всегда много в нашей тайге было медведей. На пушной промысел большинство мужчин уходили со второй половины октября, некоторые за 100-200 км. от дома. Лучшие шкурки соболя можно было продать за 20-30 рублей за шкурку, а отдельные могли оцениваться фантастическими суммами для простого человека в 400, 500, 550 рублей (при  годовом  жаловании казака 5 рублей). Каждая русская семья имела свои охотничьи угодья, которые передавались по наследству от родителей к детям. Ещё в начале века купцом Черных был основан кожевенный завод, где перерабатывались шкуры домашних и диких животных. Поэтому лосей и оленей добывали не только  ради мяса, но и  ради шкур. А из выделанных шкур в местной мастерской шили обувь.  Летом, весной, осенью почти все занимались рыболовством. Рыбы было много: щука, налим, таймень, ленок, сиг, хариус, окунь, елец, сорога, осетр, стерлядь.

         В виду недостатка пашни илимские крестьяне вынуждены были заниматься кроме хлебопашества и другими промыслами. Некоторые занимались извозом по Ангаро-Ленскому тракту. «В архивах есть сведения о том, что в 1675-1677 годы через Илимск в Москву и обратно проезжало китайское посольство, но так как плыть на лодке через ангарские пороги небезопасно, а обходить пороги пешком по берегу послам нельзя, то приходилось им плавать в лодках и по воде, и по суше. Вот и везли послов в лодках по реке до Илимска, затем тащили лодки с послами по волоку на Ангару двое суток и снова спускали лодки на воду до следующего волока » - читаем в «Илимской пашне. Время перемен» А. С. Бубнова. Так же сохранились сведения о том, что жители деревни Шестаковой варили соль, используя для этого соленую воду ключа, вытекающего из-под горы возле деревни.

          Кто были те, что стали первыми жителями Илимских  мест?

       В первых рядах, конечно же,  первопроходцы. В отряды отбирались молодые, физически крепкие люди, которые впоследствии отличались завидным долголетием, прожив до 100-120 лет. Один историк сообщает о сподвижнике Ермака, прожившем до 1666 года. А поскольку казаки в дальние походы не брали женщин, то естественно, что многие служилые люди со временем оседали на одном месте, найдя себе жен среди аборигенов. Вслед за ними на новые земли пошли добровольные переселенцы. Не выдержав крепостного гнета, крестьяне «удалялись в бега», собирались в ватаги и уходили в недоступные для угнетателей края.

      Заселение Илимского края далеко не всегда носило добровольный характер. По указу  правительства – за большую провинность вместо тюрьмы, определять наказание, как ссылку «на поселение в Сибирь».  И Илимск  превращается в место ссылки особое опасных государственных преступников. Таким образом, население одной только Карапчанской волости, к которой  относился и Невон, в 1785 году составило 565 ревизских душ (то есть мужчин) и 563 женщины. Родилось в том же году 108 человек. Известно даже, что состоялось 41 бракосочетание.

       В 1792 году в Илимск угодил и «первый русский революционер» А.Н. Радищев, отправленный Екатериной II за свою «бунтарскую» книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Пять лет пробыл Радищев в Илимском остроге.  В одном из своих писем из илимской ссылки он назвал Илимск «погибельным краем».

       Много ссыльных жило почти по всем деревням Илимского края. Местное население почему-то называло их варнаками, хотя относилось к ним довольно дружелюбно. Очевидно, сказывалось то, что большинство старожилов попало сюда не по своей воле. Ссыльным приходилось довольствоваться скудным государственным пособием, рыбной ловлей да безружейной охотой. В книге «Илимская пашня. Время перемен» А.С Бубнов пишет: «Старики рассказывали, как один ссыльный поляк, живший на поселении в селе Невон, нашел себе способ добывать пропитание.   В 10 километрах от Невона выше по течению Ангары, там, где сегодня поднялась плотина Усть-илимской ГЭС, посреди реки возвышались над водой три двадцатиметровых скалы-острова. Поляк на верхнем изголовье одного острова соорудил шалаш, в котором жил все лето, ожидая подаяния от проплывающих мимо путников, но не безвозмездно. Завидев вдалеке плывущую лодку, добровольный Робинзон выходил на «лоб» острова и начинал играть на скрипке. Над водой, между крутых речных берегов, как по трубе, музыка слышна на несколько километров. Естественно, что после такой встречи путники делились с музыкантом последним».

      Многие ссыльнопоселенцы нашли себе жен среди местного населения, появилось поколение сибирских метисов. Так ссылка превратила Сибирь в самый интернациональный край страны.

     Из всех районов Иркутской области самая сложная и трудная судьба выпала на долю Нижнеилимского района, а особенно заштатного города Илимска. После постройки Московского тракта в 1760 году значение Илимска стало быстро падать, а после того, как в 1898 году в Иркутск пришла железная дорога, Илимск и вовсе оказался на задворках истории. Центром губернии становится Иркутск, центром уезда – Киренск, а Илимск получает статус заштатного города.

       Около 150 лет Илимск был центром обширного края, именуемого Илимской пашней. История возникновения Илимской пашни подробно описана профессором Иркутского института народного хозяйства В.Н. Шерстобоевым в его двухтомном труде «Илимская пашня», изданном в 1949 и 1957 годы. Когда началась подготовка к строительству Усть-Илимской ГЭС, Шерстобоев приехал в Нижнеилимск для сбора материалов о современном положении сельского хозяйства в долине Илим. Полученных в районных организациях данных ему хватило для составления обоснованной записки в центральные органы власти в защиту Илимской пашни от затопления водохранилищем Усть-Илимской ГЭС. Но победила ведомственность. Не помогли никакие авторитеты профессора Шерстобоева, академика Окладникова и других видных ученных, обратившихся с письмами в самые высокие инстанции с просьбой сохранить долину Илима, не затоплять уникальную Илимскую пашню.   Судьба Илима была предрешена. Илимская пашня ушла на дно Усть-Илимского водохранилища.

         При погружении илимских берегов под воду зрелище было поистине апокалиптическим, как в жутком сне: плыли не только бревна, но и части построек, еще сложенные в срубы, плыли деревянные сундуки, разная утварь, посуда, скамьи, столы, стулья и, самое страшное, - надмогильные кресты и гробы, то целиком, то открытые, то лишь крышки от них…

    Александр Дмитриевич Кузнецов, бывший выпускник Иркутского университета,  в своем стихотворении отразил всю боль илимчан:

Покорили давно россияне
Непокорную землю Сибирь.
В град-Илимске срубили селяне
Деревянный острог-богатырь.
И встречая илимские зори,
Пламенел над рекою острог.
В нем – начало сибирских историй,
Новой жизни далекий пролог.
Мастера куполов седовласых
Отложили на время топор:
Нарекается именем Спаса
Пятиглавый высокий собор.
В теремах берендеева царства
Колокольный плывет благовест,
В деревянном лесном государстве
Православный возносится крест.
Но ушло колокольное время,
И звонарь свое дело забыл.
Дрогнул храм и упал на колени,
Но в падении нас не простил.
На Илимской земле повторился
С Божьей воли библейский потоп:
Мир старинный на дно погрузился,
Нет острога, нет дедовых троп.
На воде ликование лилий,
У Илимска другие черты.
Я смотрю в небосвод черно-синий,
Там исчезли мои алтари.
Мир исполнен мольбы и проклятий,
Содрогаются лики икон,
С берегов и могильных распятий
Стон…стон…стон

Составление герба для Илимска приписывается Ф. Санти. Правда, сведений об утверждении этого герба нет. Герб в общем повторяет композицию печати: "В голубом поле, бегущий в правую сторону соболь, вверху которого звезда, а внизу - стрела".

 

Печать Илимского острога 1705 года: "На Илимской: под соболем стрела, а над соболем репей, а около вырезано: "Печать Государева Ленсково волоку Илимского острогу".

Изображение печати Илимска приводится в книге В.Н.Шерстобоева. В "Илимских ведомостях" 1769 г. сказано: "…город Илимск герб имеет единственно на казенной печати: соболь, сверху звезда и под ним стрела...".

 

Библиография

  1. Зуев, А. С. Сибирь : вехи истории (ХVI XIX вв.) : Учеб. пособие для старших кл. общеобразоват. учреждений. – Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс», 1998. – С. 49.
  2. Ковалев, А. Я. Ангарский каскад / Алексей Яковлевич Ковалев. – М.: Стройиздат, 1975. –С. 226-257.
  3. Никитин, Н. И. Освоение Сибири в ХVII веке: кн. для учащихся / Николай Иванович Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – С. 29-31.
  4. Окладников, А. Открытие Сибири / Алексей Павлович Окладников. – М.: Молодая гвардия, 1979. – С. 161-187. – (Эврика).
  5. Усть-Илим – мечта, судьба и счастье: очерки, воспоминания, стихи. Иркутск: Изд-во ГП «Иркутская областная типография № 1», 1998.-С. 26-36.
  6. Шерстобоев, В. Н. Илимская пашня: В 2-х т. Т. 1. Пашня Илимского воеводства ХVII  и начала ХVIII века. – 2-е изд. - Иркутск, 2001. – 604 с
Теги: