СтатьяСила детской мечты

Наталья Васильевна Михальцова, заведующая библиотекой «Добродар»

Статья о мичмане ВМФ Александре Ивановиче Нечаеве, вошедшая в сборник «Материалы областной научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Морская слава» (г. Усть-Илимск, Краеведческий музей, 2012 г.).

Александр Иванович Нечаев родился 15 июля 1955 года в Алтайском крае. Его детство и юность прошли  вдалеке от морских берегов. До призыва в армию паренёк жил в средней Азии, в районе знаменитой Чуйской долины в п. Чалдовар. Но ещё в школьные годы в детской душе родилась мечта о море: как-то, отдыхая в  пионерском лагере, мальчик увидел кинофильм «Полосатый рейс». Море заворожило его, и с тех пор не отпускало: он не пропускал ни одной книги и ни одного фильма про морские путешествия.

Однажды на уроке учитель начал задавать семиклассникам вопросы на морскую тематику. Владимир свободно отвечал на них, не задумываясь, в то время как одноклассники затруднялись в своих ответах. К концу урока преподавателем был поставлен вердикт: «Володя, тебя ждет будущее моряка». Слова учителя оказались пророческими.

В 1975 году Александр Нечаев был призван в ряды Вооружённых Сил СССР, на Тихоокеанский флот. Служба началась в Школе Техников Военно-Морского Флота, которая находилась при Учебном Отряде Подводного Плавания Краснознаменного Тихоокеанского Флота, в/ч 25151. В 1977 году Александр окончил её, получив звание мичмана и специальность техник-гидроакустика. В числе лучших выпускников школы подводников новоиспечённый мичман был направлен для прохождения службы во вновь сформированный экипаж новейшего атомного Ракетного Подводного Крейсера Стратегического Назначения проекта 667 БДР (тактический номер К-211). Позднее субмарина получила название «Петропавловск-Камчатский».  В то время она ещё находилась на стапелях крупнейшего в Европе судостроительного завода в городе Северодвинске. В 1979 году крейсер был спущен на воду, прошёл заводские и государственные испытания и был введён в боевой состав Северного флота. А в 1980 году у Александра началась активная мореходная служба. Именно та, о которой  он мечтал когда-то в юности. В действительности она оказалась совсем не такой, какой её показывали в красивых кинолентах. В первую очередь, это была тяжёлая боевая морская работа. «Холодная война» была в самом разгаре. Порою одновременно океан патрулировали несколько десятков атомных подводных крейсеров Советского Союза. Бывало так, что подводники только возвращались из дальнего похода, как поступал приказ вновь уходить в океан. Но не так трудны были морские будни, как недоставало своих близких, жён, детей.

Первая боевой поход Александра Нечаева прошёл в средней Атлантике, в районе Карибского моря. Второй - в Гренландском море. Третий и многие последующие - под льдами Арктики в районе Северного полюса.

В 1987 году Нечаев совершил трансарктический переход на ракетно-подводном крейсере стратегического назначения К-441, под арктическими льдами через Северный полюс и Жёлоб Герольда в Берингов пролив, на Тихоокеанский флот.  

Этот переход под командованием капитана 1 ранга В.И. Косицына был очень сложным. «Дело в том, - вспоминает А. И. Нечаев,- что арктические паковые льды в районе Беренгова пролива смыкаются с отмелями. И выйти из-подо льда можно всего лишь в одном месте - через Жёлоб Геральда. Это такое естественное углубление дна моря в виде канала. Но здесь экипаж встретился с двумя трудностями. Во-первых, в него вслепую надо ещё угодить, а далее идти впритирку двое суток. Иногда сверху до льда было метра три и столько же снизу до грунта. А для пятиэтажного дома (таковым по массе и размерам является подводный крейсер), этого ничтожно мало. Во-вторых, в верхней задраенной рубке постоянно находился дежурный, который сменялся каждый час и, по сути, был смертником, поскольку его задача была -  подать сигнал в случае касания рубкой льда, чтобы субмарина дала задний ход. Рубка же при этом сохраниться не могла, её бы просто стёрло льдом».

Мичман Нечаев также провёл свой час в этой рубке. Что делал? Сидел и читал книгу, пока не сменили. На выходе субмарину ждал ледокол, который, в случае нештатной ситуации должен был прийти на помощь экипажу подлодки. Были в торпедных аппаратах подводного крейсера и ледовые торпеды, чтобы взорвать лёд, если застрянет подлодка. Но всё обошлось. 

До увольнения в запас Александр Нечаев побывал в районе экватора Тихого океана и Гавайских островов. Служба прошла в штатном режиме,  хотя как раз в это время  там, где проходили десятки раз советские подводные крейсеры, погиб печально знаменитый «Комсомолец».

Но, не смотря на тяготы и лишения морской службы, Александр Иванович считает, что это были лучшие годы его жизни.   

В 80-х годах брат Александра Ивановича приехал работать в Усть-Илимск, в 1991 году сюда же переехали из Казахстана его родители, поэтому Александр  решил провести здесь свой отпуск. Небольшой красивый городок очень ему понравился.  И, конечно, тоска по близким людям сыграла свою роль. Так что после увольнения  в 1992 году Александр Нечаев переехал в Усть-Илимск на постоянное место жительства. Здесь получил квартиру и начал мирную гражданскую жизнь. Работал инженером снабжения на предприятиях ЛПК, затем был приглашён Виктором Николаевичем Иванниковым, который возглавлял  ДОСААФ, на должность заместителя начальника автошколы по организационной и военно-патриотической работе. Работа оказалась живая и интересная. В этот период началась активная общественная работа по возрождению военно-патриотического воспитания молодёжи. Он познакомился с Волковым Аркадием Михайловичем и горячо поддержал создание клуба ветеранов военно-морского флота «Румб» г. Усть-Илимска.

В настоящее время Александр Иванович работает учителем ОБЖ в школе № 15, параллельно преподает в автошколе «Профи».

А. И. Нечаев - Ветеран труда, награждён  жетоном «За дальний поход», медалями «За безупречную службу» 2-й и 3-й степени, медалями, выпущенными к юбилеям Вооружённых Сил СССР, «300 лет Российскому Флоту», а также памятными общественными медалями.