МИНИСТР, СТРАТЕГ И ПРОСТО ЧЕЛОВЕК

Алина МУРАШКО, учащаяся школы № 8 о Михаиле Ивановиче Бусыгине (работа дается в сокращении):

История строительства Лесопромышленного комплекса, ГЭС, города Усть-Илимска и школы № 8 тесно связана с деятельностью Михаила Ивановича Бусыгина, последнего министра лесной промышленности Советского Союза. Его вклад в строительство города неоценим. Именно поэтому в 2011 году нашей школе было присвоено имя Бусыгина Михаила Ивановича, почетного гражданина города Усть-Илимска.

 

             ОТ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИШКИ ДО МИНИСТРА

Михаил Иванович родился 15 марта 1931 года в деревне Крутая Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина. Мать, Александра Васильевна, в пятилетнем возрасте осталась без родителей. Ее удочерил дед, которого она всю жизнь считала своим отцом. В результате Столыпинских реформ начала XX века вместе с другими крестьянами, переселявшимися из Центральной России в Сибирь и на Урал, он уехал осваивать новые земли и остался жить возле речки Мурза. Иван Трофимович Бусыгин, отец Михаила Ивановича, тоже родился в этих местах, а с будущей супругой встретился в 1930 году. Родители Михаила Бусыгина были настоящими русскими крестьянами. Места, где они жили, всегда считались хлебородными и славились своими плодородными черноземными землями. Александра Васильевна окончила ликбез, занималась домашним хозяйством, воспитывала троих сыновей. До начала войны Иван Трофимович был комсомольцем-активистом, работал в сельском совете, на лесопромышленном производстве. В июле 1941 года ушел на фронт, в 1942 году вступил в партию. 7 ноября 1945 года вернулся домой.

Михаил Бусыгин пошел в школу в 1938 году. В годы войны в 11 лет  вместе с другими школьниками трудился на производстве, за что получил медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Мать во время войны стала разнорабочей. Михаил, как старший сын, помогал ей:  присматривал за младшими братьями, учился, вел домашнее хозяйство. После семилетки парень поступил в свердловскую спецшколу, эвакуированную из Киева. В этом учебном заведении царили военная дисциплина, после его окончания курсанты проходили службу в технических или летно-подъемных войсках. Однако этого не произошло - отец, вернувшись с фронта,  забрал сына домой.

Так Михаил оказался студентом Уральского лесотехнического института. После распределения молодой специалист, коммунист,  был избран первым секретарем Соликамского ГК КПСС,  а затем назначен генеральным директором строящегося Соликамского ЦБК,  заместителем министра Минлесбумпрома СССР.

…В сибирском городе Усть-Илимске развернулась невиданная в отрасли стройка, и сразу начались трудности – график строительства и сдачи объекта в эксплуатацию был поставлен под угрозу срыва. В 1974 году ЦК КПСС принял решение назначить генеральным диpектоpом  стpоительства  Лесопромышленного комплекса  Михаила Ивановича Бусыгина, находящегося в тот момент на посту заместителя министра ЦБП.

Чтобы все объекты были сданы в срок, генеральному директору приходилось решать вопросы на самом высоком уровне, порой выходить напрямую к председателям правительства А.Н. Косыгину и Н.А. Тихонову.

Работа кипела, над тайгой день и ночь стояло зарево от сварки, люди трудились непрерывно.Бусыгин буквально жил на стройке, к которой  было приковано всеобщее внимание. В 1979 году крупнейшее предприятие заработало. За 5 лет на месте нетронутой тайги люди построили мощный, оснащенный самым современным оборудованием и автоматическими системами управления, комбинат по безотходной переработке древесины и продуктов лесопиления.

После сдачи в эксплуатацию главного объекта стройки СЭВ - целлюлозного завода – Михаил Иванович Бусыгин переведен на работу в Москву. Вскоре назначен министром Минлесбумпрома СССР.  Однако он продолжал следить за развитием лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности Иркутской области. При его активном содействии в очень короткие сроки на железнодорожной ветке «Хребтовая-Усть-Илим» было создано первое в СССР совместное советско-японское предприятие «Игирма-Тайрику».

Сегодня Михаил Иванович Бусыгин на заслуженном отдыхе, но  поддерживает связь с властными структурами и лесопромышленниками Усть-Илимска и Иркутской области. Активно участвует в деятельности иркутского землячества «Байкал», является членом совета бывших министров лесной промышленности и ЦБП. В конце декабря 2010 года губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев назначил Михаила Ивановича Бусыгина своим внештатным помощником. За выдающийся вклад в развитие лесопромышленного комплекса региона он награжден Почетным Знаком «За заслуги перед Иркутской областью». Кроме того, Михаил Бусыгин имеет государственные награды: два Ордена Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Знак Почета, «Почетный гражданин города Усть-Илимска» и многочисленные юбилейные медали. 

                    Роль Бусыгина М. И. в становлении и развитии города

В сентябре 1974 года ЦК КПСС предложил Бусыгину М. И. возглавить стройку со стороны заказчика. Так он был назначен генеральным директором строящегося Усть-Илимского целлюлозного завода.

К 1976 году строители и монтажники резко наращивали объемы работ. Километровый корпус целлюлозного завода, образно говоря, вылез из нулевого цикла. Другие объекты – ЛДЗ, ДСП, биржа приемки и раскряжевки хлыстов, два ремонтных механических завода практически не строились. Их вел Минлесдревпром СССР, во главе которого стоял министр Николай Владимирович Тимофеев.

В Правительстве СССР ход строительства УИ ЛПК по поручению ЦК КПСС курировал заместитель председателя Совета Министров СССР Николай Александрович Тихонов. Раз в квартал проводились совещания о положении дел.  На одном из них Тимофеев заявил: «Если Усть-Илимский целлюлозный завод будет строиться ускоренными темпами, а объекты механической переработки древесины замедленными, то вместо балансов на производство целлюлозы пойдет пиловочник, предназначенный для производства экспортных пиломатериалов в объеме 1 млн. куб. м. В результате будет нарушена технология по комплексному использованию древесного сырья»

После дополнительного обсуждения, Тихонов принял решение: все строящиеся объекты УИ ЛПК передать в одну дирекцию, которую возглавит Бусыгин. Стройку самого города Усть-Илимска тоже передали в одни руки. Такое решение для Михаила Ивановича  было весьма тяжелым грузом. Но с государственной точки зрения в той обстановке оно было единственным правильным. Ведь в ходе строительства возникали проблемы, которые надо было решать оперативно, исходя из общей ситуации.

Вот один из примеров. Целлюлозный завод растянулся в длину почти на километр. После лесосводки на месте строительства необходимо было выполнить вертикальную планировку. А для этого – снять 5-6 метров культурного слоя земли, затем на материковую часть уложить бетонные фундаменты под оборудование завода и выполнить их обратную засыпку грунтом от вертикальной планировки. Причем грунт надо было где-то просеивать, и только потом направлять  в обратную засыпку.

Но на одном из целлюлозных заводов отрасли обратную засыпку фундаментов варочного цеха грунтом уже делали. И при пуске в эксплуатацию там были допущены отдельные нарушения технологического режима. Поэтому уже на действующем заводе пришлось принимать «тяжелые» решения по спасению фундаментов и оборудования от выхода из строя.

Чтобы не допустить подобного на Усть-Илимском ЛПК, строители и заказчик под ответственность Михаила Ивановича приняли решение: обратную засыпку фундаментов крупногабаритного оборудования выполнить мелким щебнем. По очень низкой цене этот материал был взят с гравийно-сортировочного завода.

С помощью решения Бусыгина до сего дня у целлюлозного завода нет никаких проблем с засыпкой фундаментов.

По окончанию стройки в 1980 году Михаил Иванович удостоен звания «Почетного гражданина города Усть-Илимска».

«Я работал с Бусыгиным», -

участники строительства УИ ЛПК и города о Бусыгине М. И.

Рассказывает Георгий Лавринович, заместитель генерального директора строящихся предприятий УИ Л ПК и г. Усть-Илимска по капстроительству.

- Шел 1976 год. Заканчивался монтаж агрегатов Усть-Илимской ГЭС и разворачивался фронт работ на стройплощадке Усть-Илимского ЛПК. В то время я руководил участком Всесоюзного треста «Электромонтаж». Часто бывал на совещаниях, которые регулярно собирал генеральный директор. При действовавшей в те годы авторитарной системе руководства нормой считался повышенный тон в отношении подчиненных и так называемые разносы. Но Бусыгин всегда вел себя корректно, я бы даже сказал, для замминистра - скромно. Зато какую компетентность и знание обстановки на каждом объекте проявлял! Как четко ставил вопросы, давал оценку положению дел и задания!

Каждый выходной я выезжал на блок цехов, чтобы проследить за ходом электромонтажных работ. Много раз  видел, что и замминистра Бусыгин в субботу и воскресенье один или с кем-то из руководства обходит цеха.

Разворот строительно-монтажных работ на УИ ЛПК, в городе и лесосырьевой базе принимал масштабы, каких история лесной отрасли СССР еще не знала. Михаил Иванович помогал решать многие вопросы всем руководителям подразделений и часто шутил: «Не смотрите под ноги, а смотрите за бугор».

После сдачи ЦЗ Госкомиссии Бусыгина перевели в Москву первым заместителем министра ЦБП СССР, а потом назначили министром. Он держал под контролем, решал проблемы всей лесной и целлюлозно-бумажной отрасли необъятного СССР и продолжал заниматься вопросами строительства УИ ЛПК и г. Усть-Илимска. У него даже день и время для этого были определены: пятница с 10 до 12 часов. Партийно-хозяйственные руководители Усть-Илимска ехали в Москву с уверенностью, что будут приняты, выслушаны и вернутся с положительным результатом. Бусыгин живо вникал в вопросы по замене действующего технологического оборудования на более современное, которое работает и поныне. При его поддержке удалось решить вопрос строительства ДК «Дружба».

В то время действовало закрытое постановление ЦК КПСС о временной приостановке строительства культурных объектов в стране. Правобережная часть города росла и ширилась, а населению некуда было в кино сходить. И вот я поехал с этой проблемой к Бусыгину. Сегодня молодому поколению и не представить, насколько сложно было в 80-е годы обойти постановление ЦК КПСС. Даже думать о таком считалось делом непозволительным. Помню, после многих мытарств по чиновничьим кругам мы с Михаилом Ивановичем попали на прием к председателю Совета Министров СССР Тихонову. Тот очень удивился, что в городе, где идет стройка СЭВ и проживает 70 тысяч человек, нет Дворца культуры. Я подтвердил этот факт. Авторитет Бусыгина был настолько высок, что предсовмина в уголке нашего ходатайства написал: «В порядке исключения разрешить строительство ДК».

Да что ДК?! Вся правобережная часть Усть-Илимска создана благодаря Бусыгину, а также - подсобное хозяйство «Ангара», профилакторий (курорт «Русь»), трамвай и первая очередь нового аэропорта. Многие объекты социальной сферы были построены за счет сметы ЦЗ. Естественно, потом возникли проблемы со сводно-финансовым расчетом. Бусыгин помог закрыть и этот вопрос. Так Михаил Иванович запросто умел решать неразрешимые вопросы во благо северян. Но все это ему давалось непросто.

        Рассказывает Валерий Медведев, почетный работник ЦБП, ветеран УИ ЛПК:

- Первого декабря 1976 года день в день переводом из треста «Востокэнергомонтаж» я оказался там, куда стремился, работая еще на БЦБК: в дирекции строящихся предприятий Устъ-Илимского ЛПК, на должности заместителя главного механика ЦЗ. Кабинеты многих эксплуатационников располагались тогда в «деревяшке» возле строящейся ТЭЦ. Первый день работы. Иду в архив, беру проектную документацию, сижу, изучаю. Вдруг заходит какой-то мужик: в сапогах, тёмном плаще... Короче, никакого товарного вида. Все вскочили, я сижу. Давай он спрашивать: кто, откуда, зачем здесь? А из меня так и рвались слова: «Что, мужик, ты здесь тоже первый раз?». Он ушёл. Все сели. Спрашиваю: «Кто это был?» Мне отвечают: «Заместитель министра ЦБП - генеральный директор строящегося ЛПК Бусыгин Михаил Иванович». Так состоялась моя первая встреча с легендарным Бусыгиным.

В одну из встреч Михаил Иванович рассказал, как он начинал свою деятельность в Усть-Илимске, будучи в должности замминистра ЦБП СССР. Прилетел. Вокруг тайга, глухомань. Усть-Илим еще был рабочим поселком. Левобережная его часть построена хаотично, вперемежку с монтажными и строительными организациями. Аэропорт в Невоне принимал только малую авиацию. Дорога на железнодорожный вокзал - вся в ухабах, трасса до Братска - не лучше. Попытался Бусыгин что-то организовать с местным и областным руководством, но ничего не получалось. О том, что было дальше, он рассказывал примерно так: «Пришел я на берег Ангары, сел, смотрю на воду, скалы, тайгу... А сам сосредоточенно думаю: что делать, с чего начинать? Сама собой пришла мысль: с постановления ЦК КПСС и Совмина СССР! Возвратился в Москву, плотно засел за разработку этого документа. И когда известное Постановление наверху рассмотрели и утвердили, дела вокруг Устъ-Илимского ЛПК сразу стали набирать обороты...».

Говорит Геннадий Никишаев, водитель легкового транспорта 000 «Илимлестранс»:

-Летом 1976 года дирекция строящихся предприятий УИ ЛПК и г. Усть-Илимска получила из Венгрии 10 новеньких автобусов «Икарус». Пришла осень, наступили холода, а боксов для больших автобусов на промплощадке еще не построили. Мы, водители, тогда еще молодые парни, ставили "Икарусы" на площадке возле дирекции, где сами же их и прогревали по графику.

Михаил Иванович Бусыгин тогда жил и работал в Усть-Илимске. Совещания, заседания до позднего часа. Закрепленные за начальством легковые автомобили дежурили вечерами по очереди. Вообще транспорта на стройке СЭВ не хватало и нам, водителям автобусов, тоже нередко приходилось уезжать домой на левый берег вместе с генеральным директором - заместителем министра лесной и целлюлозно-бумажной промышленности на дежурном УАЗике.

Когда Михаил Иванович усаживался в автомобиль, он обязательно со всеми здоровался за руку, интересовался, как дела дома, на работе? Бывало, пока едем - не молчим. Его интересовало всё. В общем, мы, водители, его уважали, считали: Бусыгин  - наш человек. А по утрам он с улицы Нагорной (в настоящее время это улица Наймушина) до дирекции строящегося УИ ЛПК и г. Усть-Илимска, которая базировалась в здании у моста через Ангару, ходил пешком. За компанию с ним частенько ходили пешком через все левобережье, по мосту через Ангару и другие руководители дирекции.

Рассказывает Александр Юношев. В 1989 году - генеральный директор дирекции строящихся предприятий ЛПК и г. Усть-Илимска:

- Мне повезло. В 1980 году я был назначен начальником техотдела дирекции строящихся предприятий УИ ЛПК и г. Усть-Илимска. В то время Бусыгин мне и другим молодым специалистам представлялся небожителем. На совещаниях в этом человеке проявлялись недюжинный ум, воля, способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать решения. Он не терпел лжи. Однажды я был свидетелем, как он просто «размазал по стенке» одного из руководителей. Запомнилась его фраза, брошенная на совещании в адрес аудитории: «Мало быть в курсе дел, надо влиять на ход событий». Для меня она стала руководством к действию всей моей жизни.

 

В истории нашего города было много людей, которые повлияли на  судьбу Усть-Илима. Михаил Иванович Бусыгин - один из них. Не ошибусь, если скажу, что руководителя такого масштаба, как Бусыгин, не было в СССР, да и в современной России - нет.

Он всегда находил методы для решения любой трудности. Поэтому позже стал не только директором стройки ЛПК, а всех строящиеся на промышленной площадке  объектов и самого города. Бусыгину приходилось принимать ряд трудных и серьезных решений, они всегда были правильными и лучшими в конкретной ситуации.

В настоящее время многие люди не знают истории своего города и людей, сыгравших в этой истории огромную роль.  А должны знать. Это наша малая родина. Как и должны знать людей, внесших огромный вклад в развитие  и строительство Усть-Илимска, Лесопромышленного комплекса, ГЭС.

         

     От простого крестьянского мальчишки до министра прошагал Михаил Иванович. Только человек, обладающий талантом инженерной мысли, решительностью,  недюжинным умом, волей, способностью мгновенно оценивать ситуацию и принимать решения, смог  в короткие сроки построить два крупнейших объекта: Усть-Илимский Лесопромышленный комплекс и  красивейший город – Усть-Илимск.

И я надеюсь, что фраза Бусыгина Михаила Ивановича: «Мало быть в курсе дел, надо влиять на ход событий» станет руководством к действию не только для меня, но и для всего подрастающего поколения.

 

Список литературы:

1.       «Ангарский каскад» -  Ковалев А. Я. М.; Стройиздат, 1975

2.       Арсирий В. «Этажи на Ангаре» -  Москва «Детская литература», 1984.

3.       «Время. Люди. Судьбы» - Усть-Илимский ЛПК. - Иркутск «Оперативная типография «На Чехова». 2010 г.

4.       Жгунцова Л.  Михаил Бусыгин: «болит душа за Усть-Илим» - Вестник Усть-Илимского  ЛПК – 2011 – октябрь - №78

5.       «Свет Ангары» - Иркутск. «Восточно-Сибирское книжное издательство». 1980 г.

6.       «Усть-Илимск – мечта, судьба и счастье: Очерки, воспоминания, стихи» - Иркутск: Изд-во ГП «Иркутская областная типография №1», 1998 г.

                      Ресурсы сети Интернет:

      1. http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/8-economics/182-busygin

       2. http://www.ilimwiki.ru/Бусыгин,_Михаил_Иванович

3.     http://энциклопедия-урала.рф/index.php/Бусыгин_Михаил_Иванович

4.     http://www.e-ilp.ru/news/content/view/566/43/lang,r

Руководитель:     Браун Юлия Викторовна учитель истории  школы №8 имени Бусыгина М.И.