Толканова Любовь Федоровна – ветеран Усть-Илимской ГЭС

По зову души и сердца

Стремление быть в гуще событий всегда отличало Л. Ф. Толканову от сверстников. В юности возглав­ляла комсомольскую организацию школы, увлекалась лыжами и легкой атлетикой. В составе сборных команд нередко выезжала на соревнования в областной город Оренбург. Десятки грамот и дипломов – свидетельства ее спортивных достижений.

Казалось бы, такие общественные нагрузки должны не­гативно отразиться на успеваемости девушки. Тем не менее, она отлично училась и окончила школу с золотой медалью. Особенно любила математику и историю. Поэтому педагоги не сомневались, что дальнейшую судьбу Любовь каким-то образом свяжет именно с этими предметами, поступив в один из вузов областного центра. Однако по окончании десяти­летки Толканова уезжает к сестре в Среднюю Азию, а доку­менты подает на заочное отделение Горьковского института водного транспорта. Поступок девушки, решившей избрать «не женскую» профессию, вполне объясним. В 60-х годах мо­лодежь была не столь прагматична, и большинство, в том числе и «слабый пол», мечтало о романтических професси­ях, связанных с небом или морем.

В Туркмении водоемов, где бы просторы бороздили оке­анские лайнеры или хотя бы катера, увы, не нашлось, и Лю­бовь Толканова устраивается на одну из ТЭЦ химиком-лаборантом. Как выяснилось впоследствии, энергетика – ее призвание. Покатавшись в далекий город на сессии два года, она забирает документы и поступает в энергетичес­кий техникум. На работе между тем тоже происходят изме­нения. Из лаборантов Любовь переводится в электромон­теры контрольно-измерительных приборов, а затем осваи­вает специальность дежурного электромонтера щита управ­ления.

Профессия, по признанию Любови Федоровны, ей очень нравилась, и в коллектив попала неплохой. Но вирус грандиозных строек заражал тогда молодежь повсемест­но. Бросив все, ребята срывались с насиженных мест в поисках романтики. Ехали не за длинным рублем, ехали «за запахом тайги». И как было усидеть на месте молодой девушке с активной жизненной позицией, когда в разных концах Союза вводили в строй то мощнейшую ГЭС или АЭС, то крупнейший завод или фабрику. Поэтому однажды она с друзьями направилась в горком комсомола с твер­дым намерением получить комсомольскую путевку на один из таких объектов.

– Пошли, как говорится, по зову души и сердца, – улыба­ясь, вспоминает тот момент Л. Ф. Толканова.

В горкоме перед комсомольцами разложили карту стра­ны, где красными флажками были отмечены большие строй­ки. Любовь и несколько ее друзей выбрали Усть-Илим. На­верное, потому, что он был уже хорошо знаком по песням Алек­сандры Пахмутовой, по газетным публикациям, телерепор­тажам, рассказывающим об Усть-Илимской ГЭС. Привлека­ло и то, что на далекой сибирской реке разворачивалась, по сути, даже не Всесоюзная, а международная стройка лесо­промышленного комплекса с участием стран экономической взаимопомощи (СЭВ).

Перелет комсомольцев-добровольцев из далекой Турк­мении в Новосибирск занял несколько часов. Здесь сводный отряд имени Островского рассадили по вагонам, и состав отправился на Усть-Илим. По пути все быстро перезнакоми­лись, и вскоре всем казалось, что знают друг друга по мень­шей мере десяток лет. К немалому удивлению, в вагоне Лю­бовь встретила, как принято говорить, свою судьбу, а точнее коллегу Александра Алпатова. С ним они работали на одной теплоэлектроцентрали. Впоследствии, уже на Усть-Илимской земле, молодые поженились.

На конечную станцию поезд прибыл 22 июня. Еще не­сколько дней назад в Туркмении ребята перед посадкой в самолет выжимали от пота свои рубашки. А тут пушистыми хлопьями валил снег. Некоторые пугливые девчонки озира­лись, опасаясь, видимо, бродячих медведей. Однако, кроме собак, живности в обозримом пространстве что-то не на­блюдалось.

– К такому климату мы уже были готовы, – смеется Лю­бовь Федоровна. – Набрали кучу теплых вещей, так как жить собирались не иначе как в палатках.

К немалому разочарованию прибывших романтиков, рас­селили их по вполне обустроенным общежитиям. Новый удар девушкам пришлось выдержать, когда выяснилось, что ра­боты для них здесь нет. На ЛПК, который приехали строить, только-только приступили к рытью котлованов. Парни еще как-то устроились, а «слабому полу» посоветовали искать место применения своей кипучей энергии самостоятельно. Ходили, правда, слухи, что набирают эксплуатационников на готовящуюся к пуску Усть-Илимскую ГЭС. Особо не надеясь на успех, Любовь поехала на станцию. Начальник эксплуата­ционной группы Б. Б. Галицкий, мельком глянув трудовую книж­ку, отправил девушку в отдел кадров оформляться.

 – Человек это был просто замечательный, – вспоминает своего первого начальника Любовь Федоровна. – Знал не только каждого по имени-отчеству, но и как зовут детей со­трудников. При малейших затруднениях обращались к нему, зная, что не откажет и поможет.

Предпусковой период запомнился Толкановой на всю жизнь. Гидростанция напоминала большой муравейник, уп­равляемый какой-то неведомой силой. Сотни строителей, монтажников, наладчиков и эксплуатационников как-то умуд­рялись выполнять свою работу, не мешая друг другу. Но Тол­канову, невзирая на опыт, и еще несколько человек отправили учиться на Братскую ГЭС. Вернулись они обратно, сдав там экзамены, через три месяца. А перед самым пуском Усть-Илимской ГЭС Любовь Федоровна заняла место рядом с дежурным инженером станции в качестве дежурного элект­ромонтера главного щита управления.

– Как бы трудно не приходилось, но отдыхать мы тогда умели, – рассказывает Л. Ф. Толканова. – Причем ребята из отряда имени Островского не потеряли связи между собой. Находили время и вместе ходили в походы, организовывали вечера, различные слеты, соревнования. Кто-то, конечно, по­том уехал, но многие остались.

Сама Любовь Федоровна сейчас на заслуженном отдыхе, но по-прежнему полна энергии и оптимизма. Успешно зани­мается дачными делами, выращивая не только отменные ово­щи, но и собирая ежегодно завидные урожаи вишни. При каждом удобном случае отправляется в путешествие по стра­не. Объехав Белоруссию, побывала в Брестской крепости и в Хатыни, любовалась замечательными озерами Карелии, сейчас собирается в Санкт-Петербург. Не минует при этом, конечно, столицу. В Москве у нее живут две дочери. Старшая Ирина работает на телевидении, а младшая Елена открыла свою небольшую фирму. Подрастают внуки, которые в ба­бушке души не чают. Жизнь продолжается...

Геннадий Илиров

Илиров, Г. По зову души и сердца / Геннадий Илиров // Усть-Илимская правда. – 2014. – 12 марта (№ 11). – С. 7 : фот.