Шебодаева Кристина

Кристина Шебодаева: «Ценю умение работать над собой»

Кристине Шебодаевой – 30 лет. Она родилась и выросла в Усть-Илимске. В 2001 году окончила детскую художественную школу №1, в 2009 году – художественно-графический факультет филиала Иркутского педагогического университета. В 2008 году, будучи студенткой 5 курса, начала преподавать ИЗО на отделении декоративно-прикладного искусства школы искусств № 2, где и работает в настоящее время.  Член молодежного отделения общественной всероссийской организации союз художников России», участник и лауреат международных, всероссийских, региональных и областных конкурсов и выставок изобразительного искусства.

Преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства Усть-Илимской школы искусств №2

Кристина Шебодаева и еще трое таких же активных и успешных молодых людей нашего города стали первыми лауреатами премии Законодательного собрания Иркутской области, учреждений в 2017 году. «Вестник» попросил Кристину поделиться впечатлениям об участии в конкурсе областного парламента и рассказать о других событиях, произошедших в ее жизни этим летом.

- Кристина, за какие дос­тижения молодежи присуж­дается премия Заксобрания области?

- За профессиональную, об­щественную и творческую дея­тельность. Конкурс проводится по нескольким номинациям. Я стала лауреатом в номинации «Культура и искусство». При под­ведении итогов жюри учитывало, чего я достигла как педагог и ху­дожник. В мою копилку вошло проведение открытых уроков и мастер-классов, участие в благо­творительности и общественной жизни города и области, но са­мое главное - победы в конкур­сах, организованных правитель­ством Приангарья и областным комитетом по молодежной поли­тике. В 2010 году я стала одним из победителей областного кон­курса «Молодежь Иркутской об­ласти в лицах», в 2016 году выш­ла в финал областного конкурса «Будущее России», получив зва­ние «Лучший творческий деятель России».

- С кем из лауреатов – молодых людей из других горо­дов и районов Приангарья вам удалось познакомиться? Чем они интересны?

- Признаться, не было време­ни, чтобы получше узнать ребят из других городов и районов. Не сомневаюсь, что все они актив­ные и интересные люди, добив­шиеся определенных успехов в педагогике, культуре, спорте, мо­лодежной политике. Иркутская область - отдаленный регион, поэтому проявить себя молоде­жи не так просто и не всегда уда­ется. А ребята, которые стали первыми лауреатами премии За­конодательного собрания, это де­лают и делают отлично. Молод­цы! Заметила, что во многих кон­курсах участвуют одни и те же мо­лодые люди, которым всегда ин­тересно проявить и испытать себя.

- Ваша профессия и рабо­та связаны с творчеством. Откройте секрет вашего вдохновения.

- Прежде всего, меня вдох­новляют дети, которые приходят ко мне учиться живописи и ри­сунку. В этом году я набрала пер­вый класс. Ребятишки - интерес­ные, любознательные. Вообще меня всегда вдохновляют люди: друзья, знакомые. Человек я - активный, занимаюсь волонтер­ством, на проектах знакомлюсь с разными людьми. Встречи и об­щение с интересными людьми - хороший источник вдохновения.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть педагог-худож­ник, чтобы увлечь учеников своим предметом и раскрыть их творческий потенциал?

- Думаю, что педагог, прежде всего, должен быть интересным собеседником. Современные дети получают огромный поток информации из интернета, соцсетей и т.д., поэтому преподавателю не так-то просто понять, что интересно его ученикам. Если педагог - личность, человек ув­леченный, то его увлеченность, пусть не сразу, но передается детям. И тогда творческий про­цесс становится захватывающим и интересным для каждого.

Своих учеников я стараюсь привлекать к участию в творчес­ких проектах. На прошлой неде­ле мы с ребятами из старшей группы приступили к созданию панно, посвященного 40-летию Усть-Илимской ТЭЦ. Рисовать будем на 44 квадратных метрах теплого перехода в химцех, кол­лектив которого попросил нас таким образом увековечить зна­менательную дату. Еще весной мы согласовали эскизы, в кото­рых отражена тема производства и экологии. Ребята в восторге, что им доверили такое ответ­ственное дело, каждому выписа­ли пропуск для работы на одном из крупных предприятий нашего города. Осень для нашей творчес­кой команды будет очень напря­женной. В декабре работа должна быть выполнена. Раньше ни мне, ни моим ученикам не приходилось расписывать степы на производстве. Уверена, что такой опыт будет для нас интересным и полезным.

- Чем удивляют, радуют и, может быть, огорчают вас ученики? Не узнаете ли в ре­бятах себя в подростковом возрасте, когда учились в ху­дожественной школе и по­стигали азы живописи?

- Уже в пятом классе «художки» я твердо решила стать худож­ником. Как и мои ученики, я была амбициозной и хотела сразу по­лучить результат, не приклады­вая особых усилий. Только по­взрослев, я поняла, что ошиба­лась: без труда и терпения ниче­го не добьешься. Сегодня я пы­таюсь донести это до своих уче­ников, прививая им не только практические навыки владения карандашом и кистью, но и лю­бовь к искусству, художествен­ный вкус. Но и дети заставляют меня как педагога двигаться впе­ред, идти на шаг впереди, учить­ся, узнавать новое, чтобы их ув­лекать. На занятиях ребята зада­ют много вопросов, самых разных и неожиданных. Зная ответы, порой теряюсь от того, как их преподнести ученикам, чтобы было понятно для их возраста. Когда находишь нужные слова, разговор становится непринуж­денным и доверительным, и мы подолгу беседуем, продолжая рисовать.

- Знакомо ли вам такое состояние, как творческий кризис? Если да, то как из него выходите?

- О да, как же без этого (улы­бается). Премию Заксобрания мне вручили в то время, когда я пребывала как раз таком состоянии. Выходишь из него, когда появляется какая-то работа, за которую ты несешь ответственность.  И это не просто написание картин и подготовка персональной выставки, хотя это очень большой труд. Я имею в виду свою работу педагога и огромную ответственность за результаты своего труда. Работая с детьми, некогда впадать в меланхолию и испытывать творческий кризис. Просто идешь и делаешь.

У замечательной актрисы Алисы Фрейндлих, которая пишет о студентах-актерах, прочитала такую фразу, мол, талантливая молодежь у нас всегда была, есть и будет, но почему-то молодым редко говорят, что к таланту нуж­но прикладывать не только тру­долюбие, но и ремесло. Я с этим абсолютно согласна и считаю, что в любой профессии, в любом творчестве нужно держать такой уровень, ниже которого ты не опустишься. Это достигается тем, что ты постоянно учишься, совер­шенствуешь свое мастерство, иначе тебя «льды затрут», и ты потеряешься как личность, как художник. Чтобы этого не про­изошло, нужно хорошо владеть своим ремеслом.

- Какие качества вы це­ните в людях, какие не при­емлете? Умеете ли прощать обиды?

- В людях, прежде всего, ценю умение работать над собой и доброту. Считаю, что человек должен быть добрым, особенно сейчас; в наше жесткое время. Нам повезло, что мы живем в ма­леньком городе, где еще сохра­нились искренность и простота в отношениях между людьми, чего давно нет в больших городах...

Честно сказать, мне непрос­то дается прощать обиды, но я над собой работаю. Я понимаю, что все мы - люди, все мы оши­баемся. Не выношу лицемерия. Я это чувствую в людях и испыты­ваю душевный дискомфорт, ког­да приходится общаться с таки­ми людьми.

- Насколько мне извест­но, этим летом вы обучались в творческой школе Суздаля. Расскажите вкратце, как про­шло обучение, что нового вы для себя почерпнули?

- В творческой школе Сузда­ля летом организовано обучение не только ребят, но и преподава­телей. Ребята-музыканты нашей школы искусств в летние канику­лы учатся там уже несколько лет подряд. В двухнедельную твор­ческую командировку в Суздаль я ездила второй раз. Занятия про­ходили с 3 по 17 июля. Препода­вал у нас Сергей Анатольевич Серенко, профессор Московского художественного института им. Сурикова. Сергей Анатольевич много лет расписывал храмы, имеет награды. В этом году была небольшая группа обучающихся из учеников и педагогов - всего восемь человек. Мы были на равных условиях: и подростки, и студенты, и взрослые.  Второй раз, побывав в суздальской творческой школе, я сделала для себя, наверное, главный вывод: когда ты занимаешься творчеством, ты должен быть абсолютно свободным от мнения окружающих, максимально выдавать впечатления, эмоции, пусть даже они будут неправильными, но это будет твое восприятие, твое мироощущение.

Суздаль – это маленький город-сказка, музей под открытым небом. Это история Руси до нашествия монголо-татар. Это та самая Россия из сказок Пушкина. Это храмы, закрытые башни и валы XI века, монастыри, которые расположены друг от друга на расстоянии одной автобусной остановки. Когда я приезжаю в этот город, все, что когда-то видела на иллюстрациях в учебниках и книгах, встает перед глазами. Впечатление непередаваемое! Именно там  ощущаешь себя русским человеком. Интересно, что в Суздале многие женщины ходят в русских сарафанах и национальных костюмах, мужчины – в косоворотках. Кстати, в Суздале снимали несколько кинофильмов, например, «Андрей Рублев», «Женитьба Бальзаминова» и другие. Конечно, я привезла десятки набросков суздальских достопримечательностей. Надеюсь, что когда-нибудь они станут картинами.

- Ваша первая персональная выставка была организована в городской картинной галерее в 2012 году, где ваши работы были представлены с работами вашей однокурсницы Марии Бельчиковой. Правда, что сейчас вы готовите новую экспозицию?

- Наша совместная с Машей персональная выставка состоялась почти шесть лет назад – 18 ноября 2012 года. Вторую совместную экспозицию, если получится, планируем открыть в «картинке» в этом году в этот же день. На неделю поеду на пленэр на Байкал и надеюсь, что встречусь с Машей. Она живет и работает в Иркутске, успешно занимается дизай-проектированием, но и живопись не бросает. У Маши – семья, сынишка Ярослав. Думаю, что у нас все получится, и в ноябре мы пригласим устьилимцев на свою новую выставку, где будет и живопись,  и графика и инсталляции.

Кристина Шебодаева: «Ценю умение работать над собой» / подготовила Любовь Жгунцова // Вестник Усть-Илимского ЛПК.  – 2018.  – 22 авг. (№ 31). – С. 6: фот.