Саблина Татьяна – молодой художник-монументалист

Саблина Татьяна – молодой художник-монументалист

Татьяна Леонидовна Саблина – человек, чья жизнь неразрывно связана с нашим городом и  искусством. Татьяна родилась в Усть-Илимске в  1987 году. С детства её привлекала музыка, а ещё ей очень нравилось рисовать. И когда перед ней встала дилема, на какое отделение поступать музыкальное или художественное, она сделала выбор в сторону музыки, решив, что научиться рисовать сможет немного позже. Татьяна училась на музыкальном отделении Школы искусств по классу домры. Помимо этого, освоила еще два инструмента фортепиано и гитару. Казалось бы, выбор будущей профессии был очевиден. Но девушка решила поступать на специальность «Изобразительное искусство» филиала ИГПУ (Иркутский Государственный Педагогический Университет) в родном городе Усть-Илимске. «Музыка и живопись для меня неразделимы, – говорит Татьяна. – В моем творчестве одно дополняет другое». Действительно, в ее работах ощущается тесная связь этих двух видов искусства. Это не только изображение музыкальных инструментов и в целом музыкальной тематики. Это само настроение ее работ: то «форте» красок летних пейзажей, то «пиано» печальной осенней тайги. Любимые техники, в которых выполнены работы молодой художницы – акварель и горячий батик.

Акваре́ль  – техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности). Художник-акварелист при работе прозрачными акварельными красками учитывает тон, как правило, белый, активно отражающий свет, и фактуру основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость) не только в качестве материала, но и в качестве одного из изобразительных средств.

 «Заброшенная дача»

Особое место в душе и творчестве Татьяны Саблиной занимает Байкал. Там она побывала во время студенческой практики. Природа озера не могла оставить ее равнодушной. «Меня поразили загадочность, величие и красота Байкала», – делится девушка. Впечатление от увиденного Татьяна выразила в своих «Байкальских этюдах»: серии небольших работ о «славном море» и о природе Прибайкалья. В них тоже есть  тонкая взаимосвязь музыки и живописи, присущая для творчества молодой художницы. Татьяна в этюдах сумела уловить и отразить переменчивость, непостоянность и неприступность суровой байкальской природы.

«Байкал»

Постоянный творческий поиск заставляет художницу не останавливаться на достигнутом. Каждый момент жизни, все впечатления и эмоции находят отражение в работах девушки. «Она представляет собой полноценную, гармонично и всесторонне развитую творческую личность, которой положен свой собственный, ни на кого не похожий путь в изобразительном искусстве», – так говорит о девушке усть-илимский художник и преподаватель Анатолий Погребной, один из первых заметивший её дар. Он также отмечает ее целеустремленность и упорство в работе. Ведь одних только способностей в искусстве мало. Для того, чтобы достичь серьезных результатов в живописи, по мнению Татьяны, нужно уметь по-настоящему трудиться и не жалеть себя. Только тогда можно создать истинное художественное произведение. 

 В 2010 году Татьяна Саблина закончила художественно-графический факультет филиала ИГПУ в Усть-Илимске. В качестве дипломной работы она представила серию «Рождение музыки. Ансамбль». Эту тему еще в студенческие годы  посоветовала ей Наталья Васильевна Волкова, узнав о её серьёзных занятиях музыкой. И снова в этих картинах можно увидеть тесное переплетение двух видов искусства, столь плотно вошедших в жизнь девушки. Музыканты в работах Татьяны играют на рояле, флейте, домре, виолончели, аккордеоне. Как богат мир музыки, настолько же удивительны возможности живописца, и как скучна и бедна была бы наша жизнь без искусства! – как будто говорят эти картины. Председатель комиссии Александр Муравьев, член Союза художников Иркутской области, назвал диплом Татьяны одним из лучших в выпуске.

Её дипломные работы были выполнены в технике горячий батик. Это одна из самых любимых техник молодой художницы.

Ба́тик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань – шёлк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе – в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Существует несколько видов батика – горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина.

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

«Оркестр»

«Виртуозный пианист»

Для придания своим работам эффекта «старины», Татьяна использует кракелюры.

Кракелю́р  – трещина красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии (например, на старинных автомобилях).

Кракелюры бывают сквозными, то есть проходящими через все живописные слои, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

 Татьяна Саблина художник-монументалист, размер её работ 1,5– 2 метра.  Монументализм или монументальное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого отличаются особо крупным форматом. Чаще всего к монументализму относятся скульптурные памятники, уличные и интерьерные росписи, крупные мозаики и другие крупные недвижимые работы.                          

После окончания университета Татьяна  находит себя в педагогике. Сначала она работала в музыкальном отделении Школы искусств № 2, где преподавала ребятам изобразительное искусство.  Сейчас Татьяна ведет занятия по изобразительному искусству в Центре детского творчества. Как говорит сама молодая художница, работа с детьми подстегивает, заставляет быть в постоянном поиске. «Постоянное общение с ребятами – это еще один источник вдохновения для меня, –  признается Татьяна. – Невозможно не развиваться, когда работаешь с подрастающим поколением». Молодой педагог активно участвует в различных конференциях, семинарах, конкурсах. За сравнительно небольшое время ее отметили и в Усть-Илимске, и на уровне области и даже России. Татьяна получила Благодарность за сотрудничество с Библиотекой искусств в продвижении книги и чтения. Представила в 2014 г. педагогический опыт в форме «Мастер-классов» и как «Учитель-консультант» на городском образовательном форуме.  Кроме того, Татьяна Саблина с докладом «Новые технологии в дополнительном художественном образовании» выступила на педагогических чтениях «Инновационный потенциал педагога. Его роль в моделировании образовательного пространства». Отмечена сертификатом за участие в I Всероссийской общепедагогической Олимпиаде для учителей, Этап II (психолого-педагогическая практика) в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна».

«Летний сад в Санкт-Петербурге»

Татьяна получила диплом I степени Общероссийского конкурса «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и внеклассной работе», грамоту за подготовку учащихся к Всероссийскому дистанционному конкурсу «День защитника Отечества». Несмотря на занятость, Татьяна Саблина продолжает писать картины. Она участвует в ежегодных выставках усть-илимских художников «Вернисаж». Кроме того, ее работы были представлены на областных и российских выставках. Отмечена благодарственным письмом за участие в выставке произведений художников Усть-Илимска. Получила сертификат за участие в арт-проекте «Молодежь: грани творчества». Награждена дипломом за участие  в выставке, организатором которой стал Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, где она представила серию «Ансамбль. Рождение музыки».

«Ансамбль. Рождение музыки»

«Флейтист»

«Балалаечник»

«Виолончелист»

«Трубач» 

«Барабанщик»

Несомненно, чтобы увидеть душу художника, понять его мысли и чувства, надо взглянуть на его работы. Большое место в творчестве Татьяны Саблиной занимает тема природы. Например, в ее картине «Боль тайги» изображена острая проблема нашего города – вырубка леса. На месте тайги после деятельности человека в погоне за деньгами остались вырубленные деревья и пни. Так молодая художница пытается призвать людей беречь и любить природу.

«Боль тайги»

«Поля Башкирии»

Но есть у художницы другой взгляд на окружающий мир. С какой любовью изображены просторы в работе «Поля Башкирии»! От картины веет свободой, а насыщенные краски и некоторая простота в изображении дает почувствовать удивительное своеобразие этого края. Татьяна часто пишет в своих картинах родных и близких. Ярким примером может послужить работа  «Моя бабушка у крылечка». Глядя на эту картину, можно представить, как бабушка села отдохнуть вечером у дома после долгого дня, смотрит на улицу, на внуков, вспоминает свою жизнь… Возможно, кто-то в этой бабушке у крылечка увидит свою, кто-то вспомнит детство и улыбнется одним из самых лучших моментов нашей жизни – детству. А не это ли признак таланта – умение затронуть в человеке самые тонкие струны его души?

«Моя бабушка у крылечка»

Есть у молодой художницы еще одна любимая тема  – это спорт. Как говорит Татьяна: «Спорт, мне давно хотелось написать, изобразить его. Я сама люблю спорт,  увлекаюсь велоспортом, лыжами, коньками. Я – любитель, профессионально заниматься спортом никогда не думала. Но, наблюдать за ним, изучать его, мне это очень нравится. Люблю очень смотреть фигурное катание. Очень нравится тяжёлая атлетика. И именно благодаря тяжелой атлетике, я и решила написать серию – «Спорт». Показать  мир спорта, его красоту. Когда я написала эту картину. После неё родились и другие. Фигурное катание, сноуборд, легкая атлетика, велоспорт, дзюдо».

«Футболисты»

«Лёгкая атлетика»

«Тяжелая атлетика»

«Фигурное катание»

В октябре 2014 года прошла персональная выставка: «Музыка, звучащая с полотен», в Картинной галерее города Усть-Илимска. Было предоставлено 24 картины, выполненные в технике горячего батика и в акварели.   

В 2017 году, Татьяна Саблина вступила в Международный Союз педагогов-художников. Мечта молодой художницы стать известным художником не только в России, но и за рубежом. И мы ей этого от души желаем!

                                                       Публикация подготовлена ведущим библиотекарем библиотеки искусств Светланой Солуяновой