Чмыхов Павел Иванович

История моего города в фотографиях П. И. Чмыхова

Введение

У каждого из нас есть семейный альбом, в котором хранятся фотографии, запечатлевшие дорогие сердцу события детства, отрочества, юности. Эти фотографии  являются памятью мгновений прошлой жизни далёкой и не очень. В альбомах коренных усть-илимцев много фотографий, созданных одним человеком. Раньше я не задумывалась над тем, кто автор моих фотографий дошкольного и школьного периода. Как выяснилось, многие из них сделаны Павлом Ивановичем Чмыховым.

Интерес к его имени у меня появился, когда я побывала на выставке художников-фотографов Усть-Илимска в краеведческом музее. Меня поразило то, что по этим фотографиям можно было проследить историю нашего города – от строительства ГЭС до сегодняшнего дня, когда  Усть-Илимску исполняется 30 лет. Мне захотелось узнать побольше об этом человеке, создателе фото-летописи города.

Цель данной работы -  рассмотреть творческий путь фотографа-художника по основным вехам истории нашего города. Работа создана на основе  статей из местных газет - «Усть-Илимская правда», «Вечерний Усть-Илимск», воспоминаний и архивов самого художника-фотографа. В работе представлены фотографии,  иллюстрирующие основные этапы истории и жизни города.

Путь в город мечты

Павел Иванович родился 29 января 1949 года в г.Борисоглебске Воронежской области, там же провел своё детство и юность. В 60-х годах в Воронежской области шла ннтенсивная электрификация сёл. «Лампочка Ильича» праздником входила в крестьянский дом на смену керосиновой лампе. И, конечно же, на электрика там смотрели как на волшебника. Муж сестры, который проводил в их доме свет, был для Павла кумиром. Он то и посоветовал, видя интерес парня, поступить в техникум электрификации сельского хозяйства. И, после окончания 8 класса, он поступает в сельскохозяйственный техникум по специальности техник-электрик. Именно тогда, учась в техникуме, Павел впервые услышал песню А. Пахмутовой про Усть-Илим. Радио, газеты на все лады рассказывали про грандиозные стройки Сибири, про строительство гидростанции на Ангаре. Всё это распаляло воображение, и, к окончанию техникума, превратилось в навязчивую идею: « Я должен поехать на Усть - Илим».

«Когда парень объявил о своём решении ехать в Сибирь, последовали уговоры остаться на работе, только в военкомате категорически не хотели снимать его с учёта: через полгода он должен призываться в армию. А он им рассказывал про гидростанции в Сибири, про романтику, про передовой край. Его слова были убедительны - с учёта сняли. В тот же день Павел Иванович рассчитался, собрался, съездил домой попрощаться – и бегом на поезд. Но как он не торопился, а на перекрытие Ангары опоздал. Всего на два дня! До сих пор не простит он себе этого: как можно было упустить самый значительный момент в строительстве ГЭС! В полной мере он ощутил эту «трагедию» ещё на пути в Братск, когда лежал на третьей полке общего вагона и слушал по радио репортаж о перекрытии Ангары. Из Братска в Усть-Илимск можно было попасть только на попутном грузовике или служебной машине. Остановился МАЗ и водитель весело спросил: «А, очередной романтик? Залезай!» Восемь часов спусков и подъемов, колдобин, булыжников, пыли и жары. И вот он Усть-Илим!».

В управлении главного энергетика специалиста встретили радушно, оформили дежурным электромонтажником. За три месяца работы он объездил весь район вдоль и поперек. И, прежде чем уйти в армию, он успел сделать участку подарок: составил схему всего левобережного электроснабжения – станции, подстанции, трансформаторные будки и линии, вплоть до каждого столба, всю шестикиловольтную сеть вычертил! Специалисты знают, как это важно, чтобы потом  вслепую не колесить по территории в поисках нужной линии. Эта схема висела на стене центрального монтёрского участка, и когда Павел вернулся  из  армии.

Зарождение интереса к фотографии

Служить Павлу Ивановичу довелось в Чите, в учебно-танковом полку. Он получил специальность механика-водителя танка Т-62. В свободное время молодой солдат увлекся фотографией. Первым его фотоаппаратом был фотоаппарат «Смена», который он выменял на часы.

Павел Иванович рассказывает: «Изучил фотоаппарат до винтика: разобрал, собрал, заменил недостающие детали. Недели через три понял: качество снимков может быть лучше. Ребята в роте помогли купить новенький «ФЭД», он стоил тогда 56 рублей. Мы получали  по 10 рублей 19 копеек «сержантских». Вот тогда сослуживцы и командиры впервые оценили мои снимки. А когда первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.К. Тяжельников пригласил в Москву представителей из всех танковых частей на юбилей войск, от нашей дивизии командировали меня и ещё двух парней. Меня – как активного  комсомольца и фотографа, чтобы запечатлеть «исторический момент» для архива части. Так я побывал в 1971 году в Колонном зале Дома Союзов».

С тех пор фотоаппарат для Павла стал спутником и другом. Он сделал каждому из своих друзей-сослуживцев по «дембельскому альбому».

История города в творчестве фотографа

В 1971 году Павел Иванович возвращается в Усть-Илимск. Ему хотелось работать на котловане в СМУОС №1. Но судьба распорядилась иначе. И он работал в знаменитой бригаде Виктора Михайлова и Николая Корначёва. Эти бригады стали героями многих снимков Чмыхова. Их имена гремели в «Братскгэсстрое», ни один доклад или отчёт не обходился без упоминания о них.

Вскоре, по совету друзей, Павел сменил «ФЭД» на «Зенит». С ним он ходил на дежурство: в одном кармане фуфайки – пассатижи, отвертка, изолента, индикатор, в другом – фотоаппарат. От постоянного его ношения, в кармане протёрлась дырка. Павлу всегда было, что снимать. В то время в Усть-Илиске всё было сконцентрировано на строительстве ГЭС. Тогда же Павел Иванович понял, что негативы нужно обязательно сохранить, как основу для будущей летописи города.

Павлом Ивановичем запечатлены самые важные моменты строительства ГЭС: закладка большого бетона в тело плотины, монтаж металлоконструкций, прокладка ЛЭП через Ангару, установка турбин в машинном зале, появление Усть-Илимского водохранилища, момент исчезновения легендарных  Лосят на Ангаре под водой, событие запуска ГЭС в 1974 году. Причём, он сам активно участвовал во всех этих событиях, а фотоаппарат был тем инструментом, который запечатлел мгновения, ставшие историей.

На фотографии «ЛЭП через Ангару» фотограф висел над 90-метровой пропастью в мороз вместе с электромонтажником. Павел Иванович снимал на большой высоте без монтажного пояса. О другом случае он вспоминает: «Лезу я как-то на 90-метровую высоту, и нечаянно зацепился за поручень. Вдруг фотоаппарат выскальзывает из дыры в кармане, и, как в замедленном кино, падает вниз. Стою и смотрю заворожено: вот он ударился о поручень, вот открылась крышка, вот выскочила плёнка…Секунд пять летел, пока о бетонный пол не шарахнулся, сердце оборвалось… Оказалось, он удачно упал: крышка хоть и погнулась, но успела саммортизировать. Всю ночь потом выпрямлял погнувшиеся детали. К утру «Зенит» был в рабочем состоянии».

Вскоре Павла Ивановича заметил Н.Б. Михайлов и пригласил его в Управление строительства фотографом. С этого момента Чмыхов П.И. начинает отсчёт своей биографии как профессиональный фотограф. В 1974г. редактор «Усть-Илимской правды» предлагает ему сотрудничать с газетой. В 1975г. о его творчестве узнали на Иркутском телевидении и предложили быть оператором в корпункте. Павел Иванович принял предложение и проработал там 9 лет. Камера в одной сумке, а фотоаппарат в другой. После того, как он отснимал репортаж, плёнку отправляли на самолёте для эфира в Иркутск. В это же время Павел Иванович успевал фотографировать для газеты. Ему предлагали переехать в Иркутск работать на телевидении, но он отказался. Не хотел уезжать из любимого города.

Чмыхов П.И. всегда в гуще событий, происходящих в городе. В 20-30-летнем возрасте сам участвовал в спортивных соревнованиях, ходил в туристические походы  в Саянские горы, на Богучаны. В марте 1973 года в качестве фотографа вошёл в состав группы клуба «Глухари», которая отправилась  в лыжный  агитпоход по Байкалу (100 км вдоль берега  с заходом в деревни). В личном альбоме Павла Ивановича сохранились снимки, где он плещется в байкальской проруби. Он вспоминает: «А как же! Побывать на  Байкале и не искупаться?» Ох, и наделал он шуму тогда. Ведь до ближайшей деревни - 30 километров по торосам! Но не заболел, практика подледного  плавания уже была. Сначала в техникуме с учителем физики купался в проруби, позже нырял в ледяную реку, когда служил в армии – тросы на затонувшем танке закреплял. Да и сегодня не забыл как это делается: в Крещение снимал усть-илимских «моржей» и сам стоял по грудь в воде.

Он рассказывает, что очень любил фотографировать массовые мероприятия. Фотографии размещались на стендах «Комсомольского прожектора», где отражались положительные и отрицательные моменты общественной жизни комсомольцев. Выпуски «Прожектора» имели большую популярность – люди приезжали на стройку и бежали смотреть «свежие новости». Тем более, что оперативность выдачи «наглядной» информации была очень высокая. Уже  через 2 дня после события, о нём могли узнать все желающие.

В 1978  году участвовал в мотопробеге «Усть-Илимск – Одесса» по городам-героям страны, посвященном 60-летию Комсомола. Павел Иванович был и фотографом и мотолюбителем в одном лице. В Одессе все погрузили свои мотоциклы и вернулись домой на поезде. А он ещё в Воронежскую область заехал, в свои родные места. Затем добрался до Москвы, и только там расстался со своим мотоциклом. 

В конце 70-х годов Усть-Илимск был объявлен городом трёх комсомольско-молодёжных строек и стройкой СЭВ. С этого времени стали приезжать интернациональные молодёжные отряды из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. На фотографиях того времени мы видим молодые весёлые лица парней и девушек, работающих на строительстве целлюлозного завода и города, во время приезда и отъезда, во время спортивных соревнований. Позднее стали приезжать студенческие стройотряды - каждое лето из разных ВУЗов страны.

Есть снимки, остановившие счастливые мгновения  молодёжных свадеб - болгарских, венгерских, русских, украинских, белорусских и других национальностей. На этот счёт Павел Иванович говорит: «Когда ещё работал в бригаде, подсчитал на скольких свадьбах побывал за четыре года. До 150 досчитал, потом сбился…». А сколько их было когда работал профессиональным фотографом! Стоит ли удивляться, что его знают многие усть-илимцы».

С середины 70-х годов разворачивается строительство лесопромышленного комплекса. За рекордно короткие сроки, при помощи стран СЭВ, был возведён гигант лесной промышленности – Усть-Илимский ЛПК. Конечно, Павел Иванович не остаётся в стороне. На страницах местных газет появляются его фотографии с изображением поднимающихся заводских труб или, возводивших их строителей. Или как 21 ноября 1979 года была получена первая целлюлоза – это событие тоже запечатлено им.

В 1984 году он переходит на работу в службу быта. В это время только там были все условия для работы с цветной плёнкой, что считалось очень престижным. В годы перестройки служба быта перестала существовать, художников-фотографов уволили. С этого момента Павел Иванович стал работать самостоятельно, делая фотографии на заказ. И так работает уже десять лет. Уход от шаблона, постоянное усовершенствование фотографии характерны его творчеству. Павел Иванович говорит: «Раньше думали о технике, а сейчас о творчестве».

Сегодняшний день художника - фотографа

Павел Иванович приехал сюда, когда Усть-Илимск был небольшим посёлком на левом берегу Ангары. На его глазах город строился: появлялись  многоэтажные дома, среди тайги вырастали острова новых микрорайонов, строился мост через Ангару, соединивший два берега, росли «старый» и «новый» города (первый - гидростроителей, второй -целлюлозников). В проектировании города принимали участие молодые люди со всего Советского Союза. И не удивительно, что белый город, выросший среди тайги, стал воплощением  «города-мечты» Павла Ивановича. Много фотографий подтверждают его любовь к нашему городу и являются своеобразной поэмой в образах. По фотографиям можно проследить, как изменялся город: на одной можно увидеть только сваи для первого дома, а на более поздней целый микрорайон в обрамлении берёзовой рощи или зелёных сосен.

По фотографиям можно проследить, как совершенствовалась фототехника, качество снимков. Сейчас Павел Иванович осваивает компьютер. Он экспериментирует в поисках  непривычного ракурса на  обычные вещи. Именно сейчас его фотографии  можно назвать высокохудожественными. По-прежнему на них наш  любимый город в окружении тайги, то золото-осенней, то белоснежно-зимней. Павел Иванович также как в молодости энергичный и очень подвижный. В поисках интересных кадров то забирается в глубь тайги, и обнаруживает никому не известный каньон, то, желая снять лазерное шоу на ночном небе в  День города, сидит в ожидании на 20-метровой осветительной вышке несколько часов. Он , по-прежнему, очень творческий и интересный человек.

Его работы имеют большой успех не только в Усть-Илимске, но и в других  городах. Его фотографиями восхищаются на выставках, в которых он постоянно принимает участие. Три раза принимал участие в областных выставках по теме «Молодость, творчество, современность». Павел Иванович выставлял свои работы на всех выставках фотоклуба и юбилейных выставках в городе: посвященных 30-летию ЛПК, 25-летию города, и других.

Мы смотрим на мир его глазами, через его работы. А он всегда остаётся за кадром. На вопрос о том, почему никогда себя не снимает, Павел Иванович отвечает: «Да мне и  не нужно этого, не люблю я к себе повышенного внимания. Вот, если мою работу опубликуют – это радует, значит, оценили результат».

Павел Иванович продолжает сотрудничать с ЛПК. Им созданы художественные фотоальбомы, рекламные буклеты, посвященные знаменательным датам комплекса. Я очень рада, что ближе познакомилась с этим замечательным человеком. Без него история нашего города была бы, пожалуй, неполной. Павел Иванович своим ежедневным кропотливым трудом создал летопись нашего родного города в фотографиях. Его вклад в историю с годами будет всё заметнее, потому что многие события, запечатлённые фотографом, стали далёкой историей. И только фотография предаёт особый дух того времени. Многое мы теперь можем увидеть только на снимках: например, исчезнувшие на дне водохранилища Лосята или молодых ребят из бывших социалистических стран – бойцов стройотрядов, которые давно уехали из нашего города, да и социалистических стран уже давно нет. Фотографии Павла Ивановича – документальное свидетельство минувшего прошлого. Мы благодарны ему за то, что он своим трудом сохранил для нас и потомков память о былом нашего города.

Лидия Гапоненко