СтатьяВремя романтиков и созидателей

Время романтиков и созидателей

Ирина Летунова. Воспоминания Ирины Летуновой, заместителя начальника управления культуры администрации города Усть-Илимска с 1994 года по 2010 год из книги: Культура и время.

После моего светлого,  многообещающего студенческого бытия в Абаканском музыкальном училище и окончания его, я была принята на работу в Усть-Илимске, в профсоюзный клуб художественной самодеятельности профкома ЛПК только благодаря «красному» диплому. Впервые я переступила порог клуба  (он находился с торца общежития возле Дома быта «Радуга» в 11 микрорайоне) 12 января 1981 года после шести часов вечера. Навстречу мне  по страшно прокуренному коридору шел пожилой мужчина лет 28-30 (как мне тогда казалось) и с очень серьезным видом устроил мне настоящий допрос: «Кто? Откуда? Зачем?» Находясь в каком-то оцепенении, я все ему рассказала. И он все также серьезно говорит: «Приходите завтра, вы нам подходите!» Вдруг из кабинета, рядом с которым мы стояли, вышел мужчина чуть старше сорока лет и, улыбаясь, попросил меня придти завтра утром.  Как оказалось позже, меня разыграли  руководитель ВИА (вокально-инструментальный ансамбль)  Алексей Федотов и талантливейшим музыкант, руководитель духового оркестра Юрий Юльевич Орешков. По дороге домой меня не покидал ужасающий страх, все не так как представляла,  вместо Дворца – торец общежития, где нет даже сцены. А дома лежит распределение в омский облсовпроф. Надо принимать решение (в Усть-Илимске самое дорогое – мама и сестры) – оставаться здесь или ехать по распределению.

Утром, 13 января, состоялась встреча с настоящим и моим  первым директором – Галиной Васильевной Золотовой. Сразу вышла на работу, и никогда не  пожалела о принятом решении.

В это же время после симферопольского культпросветучилища пришли работать  Лариса и Николай Антюфриевы. Как молодые специалисты, мы были приглашены в горисполком, на совещание идеологических работников, где заведующая отделом культуры  М.С. Федотова представила нас и вручила приветственные адреса. Навсегда сохранила в памяти образы женщин, руководителей культуры -  Маргариту Саркисовну Федотову и Валентину Васильевну Красикову, директора музыкальной школы №2. Им удавалось одновременно быть деловыми, с хорошим настроением и безупречно выглядеть.

80-е годы прошлого столетия – удивительное время романтиков, искателей, открывателей, создателей и созидателей. У города - школьный возраст, средний возраст жителей – чуть старше 20 лет, самый пик развития и строительства. Все понимали, что здесь будет все построено и открыто. Именно тогда сценой и зрительным залом  в правобережной части города  были актовые залы школы №7, общежитий №№ 8,10,16,17. Новогодние праздники для детей работников ЛПК проходили в Доме спорта 11-го микрорайона. Мероприятий проводили много, готовили все вместе, помогали друг другу. Самые светлые воспоминания о тех, с кем начинала работать в клубе художественной самодеятельности - Наталья Земцова, культорганизатор, Татьяна Кокшарова, специалист детского отдела, Наталья Купцова, хореограф, Николай Константинов, руководитель детского духового оркестра, Ю.Ю.Орешков из духового оркестра, Алексей Федотов из ВИА, Анатолий Луговской, хормейстер, Лариса и Николай Антюфриевы, режиссеры, Наталья Ковалева, художник, Ирина Холоимова, заведующая хозяйством, Надежда Константинова, костюмер. Чуть позже приехала из Ангарска Татьяна Геннадьевна Сафиулина. С ее приходом в клуб все радикально изменилось. Мероприятия приобрели масштабность. Все ее мечты (планы) были и есть с конкретной целью. Поэтому для нее никогда не бывает ничего невозможного. Все проекты, задуманные Сафиулиной, осуществляются. Для меня она стала настоящим покровителем

Я очень благодарна Татьяне Геннадьевне за бесконечное доверие, помощь и заботу. Очень важно, чтобы в начале творческого пути  рядом были те, у кого можно учиться. У нее я учусь и сегодня.

Судьба мне подарила счастливые мгновения  совместной работы и общения  с талантливейшими специалистами - Татьяной и Владимиром Тимофеевыми (ансамбль песни и танца «Сибирь»),  Натальей и Артуром Лангенштейн, Владимиром Ивановым, Владимиром Траутвайном, Валерием Казульковым, Ириной Кривицкой, Фаиной Нечаевой-Гариповой, Евгением Пиндюриным, Светланой Фединой-Руденок, Екатериной Шайтуровой-Иродовой, Ириной Шишлянниковой.  В сентябре 1982 года открыли Дом культуры «Ровесник» профкома ЛПК. Он стал переходным мостиком к открытию Дворца культуры «Дружба», которое состоялось в августе 1986 года. Это большое событие в жизни города и ЛПК.  В город приезжает ударный творческий десант: хореографы из г. Новосибирска Геннадий и Людмила Рац, из Ангарска - хормейстер, художественный руководитель Дворца культуры Валерий Николаевич Лазарев. Чуть позже появились Эльвира Калинина, Наталья Мишалкина, Галина Желтоусова, Татьяна Кандрова.                               

В культуре  пробовали работать многие, но остались самые сильные. Огромные эмоциональные и физические нагрузки, работа по выходным и праздничным дням. Занятия сменяются репетициями, репетиции – мероприятиями. С утра до позднего вечера во Дворце культуры много народу. Только в хореографическом ансамбле «Детство» занималось более 350 детей. В ансамбль был конкурс, как в престижный творческий вуз, всех желающих принять не было возможности. Группы переполненные, дисциплина жесткая – никаких опозданий, пропусков без уважительной причины. Руководитель детского коллектива Людмила Марксовна Рац – великолепный педагог, воспитатель, хореограф, постановщик, художник. Никто лучше ее не делал прологов и финалов на городские праздники, ее сюжетные постановки «Подснежники», «Петушиный двор», «Украинская сюита», «Березы с грибочками», «Гномы», «Тарантелла», «Балалаечки» и многие другие  останутся образцовыми еще долгие годы. Участники ансамбля знали, что сцена - особое место, и в зрительном зале зритель, который должен получить удовольствие от увиденного. Людмила Рац воспитала сильнейших педагогов-хореографов, для которых хореография стала профессией – Оксана Ларченко, Оксана Склярова, Лиза и Роман Левины. Сегодня первые выпускники ансамбля «Детство» преподают в  школах, создали свои лучшие в городе коллективы.

Гордостью ансамбля была группа мальчишек, с которыми работал Геннадий Рац. Удивительно добрый руководитель, характерный танцор являлся эталоном для подражания у детей.

Мероприятий во Дворце культуры проводилось много, только новогодние праздники для детей работников ЛПК начинались с 25 декабря и заканчивались 13 января  (по 3 представления в день), работали и 31 декабря и 1 января. Вместе с нами работали и участники художественной самодеятельности. Кроме хореографических зарисовок на Новый год  Людмила и Геннадий Рац делали фантастические маски для персонажей. Работали день и ночь все. Григорий  Алиев (плотник) делал сложную театральную декорацию. Если по сценарию должна была выехать печь с Емелей к елке – она выезжала, или  зайцы на санях должны вывезти Деда Мороза и Снегурочку – и сани с легкостью скользили своими полозьями по деревянному полу. В то время мы уделяли большое внимание элементам неожиданности, оформлению, костюмам. Старались сделать все, чтобы Дворец культуры был настоящим Дворцом искусства, творчества и центром досуга для детей и взрослых.

Незабываемы и смотры-конкурсы  среди подразделений ЛПК. За всеми предприятиями были закреплены ответственные работники Дворца. Соревновались не только предприятия, но и творческие работники между собой. Дух соперничества – великая движущая сила. Рождались новые идеи, новые формы, новые номера. Это сегодня телевидение со своими шоу-программами, Интернет, специальная литература, которую можно купить или выписать, а в 80-е и начале 90-х годов приходилось обходиться тем, что где-то видел, слышал или сам сочинил. Поэтому сегодня не поднимается рука выбросить сценарии праздников целлюлозного завода (я была закреплена за ЦЗ) новогодних праздников, проводов зимы и даже вечеров отдыха.

Большую помощь в подготовке и проведении мероприятий оказывали технические службы. Если бы сегодня определяли номинации за прошлую работу, то номинация «Лучший звукорежиссер» была бы присуждена Валерию Акушевичу. Он научил нас относиться  к фонограмме, как к главному элементу мероприятия, никаких шумов не должно было быть на пластинках, которые мы брали в музыкальном отделе центральной городской библиотеки  (там собрана самая большая фонотека города), чтобы запись была чистой. Мероприятие начиналось, звукооператорская закрывалась – все как в большом театре – можно войти только после того, как закроется занавес.

НАШЕЙ общей заботливой  мамой была Любовь Федоровна Насонова, начальник хозяйственного отдела. У нее на складе всегда было все и всего много. Она вместе с нами любила,  радовалась, переживала и плакала.

Мастером  шоу-программ была Эльвира Калинина. Она первая стала работать с коммерческими мероприятиями. Ее «Мисс Усть-Илимска», « Шоу двойников» повторяли по нескольку раз, так как все желающие не могли попасть на премьеру. Она первая перешла в новое время, когда услуги в культуре становились товаром, у которого появлялась цена.

Бессменным руководителем Дворца культуры «Дружба» является Александр Семенович Редьков. Он всегда поддерживал все новые начинания и помогал их осуществить, внимательный  и заботливый руководитель. Мне было легко работать с Александром Семеновичем и заведующей детским отделом, и его заместителем.

Я удивительно счастливый человек, потому что всегда рядом были талантливейшие специалисты, руководители учреждений культуры, мудрости которых не было и нет границ. С большой благодарностью всегда буду вспоминать время совместной работы с В.Т. Бова,  М.А. Вагиной, Н.В. Волковой. Они уехали в столичные города, оставив в Усть-Илимске о себе хорошую память. Они все могли, все умели и все успевали  сделать вовремя, красиво, современно. Легко работать с Т.В. Сигачевой, Н.В. Мишалкиной, Т.Г. Кандровой, Н.А.Дударевой, Т.И. Волковой, О.Н. Полуниной  и Н.В. Лобовой. Эти женщины – руководители учреждений культуры города, которые не просто любят свою работу, они ей служат.

Самым большим достоянием в сфере культуры нашего города были и есть люди. Творческие люди больше отдают, чем берут. Создавая атмосферу праздника, очень часто сами лишены этого ощущения. И пусть услуги культуры становятся товаром, только он должен быть штучным, ручной работы. Культура – это то, что невозможно подержать в руках, это чувства, это состояние, это эмоции, это по-настоящему возвышенное и духовное.

Спасибо вам, милые служители культуры и искусства, за музыку, танцы, спектакли, выставки, праздники!

Культуре обязательно будет уделено особое внимание, будет поднят престиж нашей профессии. Вложение в культуру - это вложение в человека, в его будущее и масштабы этих вложений  определяют образ жизни человека и характер его взаимоотношений с обществом.