Живое дыхание времени: документальное кино Усть-Илимска

Живое дыхание времени: документальное кино Усть-Илимска

Кино – это особый мир. Мир, позволяющий вернуться в приятные дни своей юности, увидеть, а самое главное - вспомнить  друзей и  самого себя.   Молодых, задорных, жизнерадостных, увлеченных… У кино есть чудесная возможность -  стирать  границы времени. Благодаря этому мы, поколение 80-х,… 2000-х  легко попадаем в далекие 60-е годы.

Именно в те далекие годы страна  впервые услышала  слово «Усть-Илим».

Есть поговорка – Москва не сразу строилась. В Усть-Илимске же было все и  сразу,  при его  строительстве  многое было экспериментальным, единственным и  применяемым впервые.

Наш город - единственный в стране, где были расположены сразу три Всесоюзные ударные комсомольские стройки: ГЭС, город, ЛПК. Ударная комсомольская….

«Наша гидростанция – лаборатория технического прогресса, своеобразный полигон для испытаний последних достижений энергетики» - говорил главный инженер, позже директор   Усть-Илимской ГЭС  Гвоздев Евгений Иванович.

Впервые на Усть-Илимской ГЭС и  в практике гидростроительства возросла  укладка бетона в зимний период.

Впервые в стране река была перекрыта пионерским способом.

Впервые в практике было принято решение пустить одновременно три агрегата.

Впервые все три пусковые  машины соединили между собой в одну электрическую точку, агрегаты работали  на один трансформатор.

Впервые  было подписано соглашение о строительстве Усть-Илимского ЛПК между правительством СССР и странами - членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи): Болгарии, ГДР, Венгрии, Польши, Румынии. В связи с этим соглашением в город были направлены молодёжные отряды из Болгарии, ГДР, Венгрии и Польши.

Вот таким   молодым, бурлящим, строящимся, интернациональным городом, куда стремились строители испытать себя на прочность - сохранили для нас кинооператоры документального советского кино.

В первую очередь это дневники кинохроники:

«Ангарский каскад ГЭС»,1959 г.,  оператор В.Копалин

«На Ангаре», 1966 г., оператор П.Петров

«Маршрутами пятилетки. Усть-Илимск»,1968 г., оператор П.Петров

«По заветам Ленина», 1969 г., оператор П.Петров

«На встречу XXIV съезду КПСС»,1970 г.,  оператор А.Петров

«Кинорепортаж», 1973г., операторы П.Петров, М.Ажадринов, М.Прудников

«Под знаменем социалистического соревнования», 1975 г., оператор П.Петров, И. Антонов

«На встречу XXV съезду КПСС», 1975 г., операторы В. Копалин, Ю.Егоров

«Под знаменем социалистического соревнования», 1976 г., оператор П.Петров, В.Макаров

«Кинорепортаж», 1977г.

«Кинорепортаж», 1978г.

«Пятилетка -  год четвертый», 1979г., оператор Г.Завьялов, Н.Шарапов

«Пятилетка - год завершающий», 1980 г., операторы П.Петров, Д.Бехтерев.

На встречу XXV съезду КПСС», 1981 г., операторы П.Петров, Д.Русанов

«Кинорепортаж», 1982г«

Пусть про  Усть-Илимск еще не снято художественного фильма, однако строящийся  город внимательный зритель    мог увидеть в картине «Пятая четверть» по повести братчанина Геннадия Михасенко. Фильм снят в 1973 году киностудией «Ленфилъм».  Действие повести происходит в Братске в начальный период строительства, а поскольку к моменту съемок ГЭС давно построили, то героев вынуждены были переселить... в Усть-Илимск, где строительство было как раз в нужной стадии. Но переселили условно, потому что все съемки происходили всеже в Братске, и лишь для кадров со строя­щейся ГЭС приходилось вылетать в Усть-Илимск. Этот под­лог знают лишь братчане. Консультантом картины был ра­ботник дирекции Братской ГЭС Лев Аблогин.

«Пятая четверть», 1973 г.

Примечательно, что кинематографическая история города не закончилась  только  хроникой и единственным курьезным случаем в художественном кино. Она продолжается. Так к 35–летнему юбилею города коллектив центральной городской библиотеки  закончил работу над фильмом Город счастливых судеб»

«Город счастливых судеб», 2008 г.,

Фильм о строителях- ветеранах Усть-Илимска о  людях, отдавших городу свои лучшие годы,
внесших неоценимый вклад в его создание. Главные герои: Зинаида Максимовна Бобок, Семен Егорович Федотов, Михаил Иванович Каргопольцев, Юрий Иванович Парфулин.

В 2011 году   канал «Культура»  демонстрировал фильм режиссера Сергея Мирошниченко «Река жизни».   Небольшая часть фильма посвяще­на Усть-Илимску и Усть-Илимскому рай­ону.

Фильм-прощание, про­щание с родной землёй, родными берегами и тем народом, который веками жил на Ангаре. Совсем скоро с пуском в эксплуатацию Богучанской ГЭС жизнь и судьба целых поколений окажется под водой ещё одного рукотворного моря. Всё это  глазами трёх героев - писателя Валентина Распутина, издателя Геннадия Сапронова и критика Валентина Курбатова.

 

«Река жизни», 2011 г.,  режиссер Сергей Мирошниченко

 

В 2013 году  представители иркутской общественной организации «Байкальское экологическое просвещение» в  рамках  проекта «Узнай свой край» создают замечательные фильмы о природе и людях нашего края; Сибири, Дальнего Востока. Цель - познакомить жителей нашего региона, и особенно подрастающее поколение с природой  Иркутской области.

 

«7 чудес Прибайкалья», 2013 г., режиссеры Сергей и Тимо­фей Марковы.

Фильм  о  природных достопримечатель­ностях Иркутской области. В фильм вошли сюжеты о трех Один из сюжетов посвящен  трем объектам «Треугольника силы Приилимья »: озеро Илим, каньон Илимский, гора Силяхта.

В 2013 году к 40-летию города Усть-Илимска, профессиональному празднику работников автомобильного транспорта ОАО «Илимское региональное телевидение», ООО «РА «Продвижение»  с участием  ветеранов автомобильного транспорта был снят фильм «Судьба моя - дорога».

Фильм посвящен строителям  трассы и линии электропередач Братск-Усть-Илимск.

 

«Судьба моя-дорога», 2015 г.

 

К сожалению в истории кинематографии Усть-Илимска есть «белые пятна» - это фильмы, о которых мы читали, но не видели.

История Усть-Илимска  навсегда  сохранилась в названиях улиц, памятниках и просто строительных объектах – производственных зданиях, школах, жилых домах, детских садах, культурных учреждениях и т.д. Дополнив   историю  города историей Усть-Илимска как   съемочной площадкой мы помогаем (позволяем )  увидеть в новом ракурсе привычные ландшафты и памятники, городскую среду и лица людей, живущих рядом, почувствовать включенность  малой родины в культурный контекст страны.

Евгения Росликова