Хранители истории

ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ

       27 октября 1993 года число  учреждений культуры Иркутской области пополнилось – в Усть-Илимске был открыт Краеведческий музей.

        На торжественном открытии присутствовали заведующие отделами управлений культуры почти всех городов  области, представители комитета культуры во главе с руководителем В.М. Лапенковым. В городе проходил  областной  семинар работников культуры. Для устьилимцев открыть  новый музей в присутствии коллег из области  было делом чести. Это было свидетельством того, что, несмотря на экономические трудности начала девяностых годов, культура в городе не только живёт, но и развивается.

       Через три дня после завершения семинара двери музея были открыты для посетителей. Для коллектива начались напряженные трудовые будни…

        Первые разговоры о необходимости создать в Усть-Илимске музей велись  задолго до его открытия. Еще в 1969 году на исполкоме районного Совета депутатов трудящихся было принято решение «Об организации Усть-Илимского краеведческого музея». Оргкомитет по организации музея  было предложено создать на базе Невонской школы. А для здания предложено «перенести на специально отведённую площадку здание школы из деревни Сизово и других заслуживающих внимание домов и построек». Говоря о этом, уже не брали во внимание те строения, которые подлежали переносу в Иркутск, в музей деревянного зодчества «Тальцы».

       В 1982 году к вопросу о создании музея вернулись еще раз, опять создав оргкомитет и даже наметив дату открытия музея – до ноября 1982 года.

       Но реально работа началась  в 1991 году, когда Усть-Илимский городской совет народных депутатов принял решение создать музей при отделе культуры, «выделить на содержание штатного работника и приобретение экспонатов средства в размере 30048 рублей» и решить вопрос с помещением. В мае начальнику управления культуры Иркутского облисполкома В.М.Лапенкову из Усть-Илимска ушло письмо за подписью Т.Г.Сафиулиной, председателя  комитета по культуре  с просьбой содействовать в создании музея и выделить средства на его содержание.

        В 1992 году в десятом микрорайоне заканчивалось строительство подходящего здания. Тогда начальник управления культуры Татьяна Геннадьевна Сафиулина пришла к мэру города Анатолию Анатольевичу Дубасу и предложила отдать его под музей. Тем более, что уже просматривалась основа первой экспозиции. Дело в том, что учитель географии школы № 9 Вера Сергеевна Михайлова вместе с учениками во время экспедиций в низовья Ангары собрали приличную этнографическую коллекцию, которую школа содержать не могла. Чтобы экспонаты коллекции не пропали, надо было срочно решать их судьбу. Примерно такая же ситуация сложилась с экспонатами музея истории ЛПК, который в своё время задумывал еще М.И. Бусыгин. Материал был собран, но наступили тяжелые девяностые годы и музей планировали закрывать.  Экспонаты были свалены в одной из комнат общежития одиннадцатого микрорайона, где ранее музей и располагался. Сафиулина уже тогда мысленно объединила эти две коллекции в одну. С конкретной идеей создания в городе Краеведческого музея она и пришла к мэру. Дубас идею поддержал, и было принято решение о передаче строящегося здания по улице Карла Маркса, 67  под музей.

       10 апреля 1993 года директором будущего музея была назначена Наталья Викторовна Мишалкина, человек с активной жизненной позицией, комсомольским задором  и Артековской закалкой. Уже на следующий день своей работы в новой должности, Н.В. Мишалкина  познакомилась с В.С.Михайловой и  собранной ею коллекцией. Встретилась с Н.А.Линьковым, управляющим трестом «Усть-Илимскгражданстрой», коллектив которого заканчивал строительство  здания будущего музея. На этой завершающей стадии работ удалось сделать несколько изменений в проекте с учетом пожеланий будущих  эксплуатационников. Например, зная уже, что в помещении расположится музей, полы сразу сделали бетонными с мраморной крошкой, а не линолеумные, как это планировалось первоначально. И правильность этого решения подтвердило время – служат уже 20 лет. Пока строители доделывали помещение, творческие сотрудники музея, а к тому времени уже была принята на работу Галина Григорьевна  Ботирюс, начали сбор материала – фотографии, документы, готовили к переезду коллекцию экспонатов из школы № 9.

        Работу по созданию экспозиции курировала  сотрудник областного Краеведческого музея Светлана Анчутина. Но даже она, будучи в курсе событий, крайне удивилась на открытии необычному художественному приёму, используемому при оформлении этнографической коллекции. К этой работе  был привлечен местный  художник Андрей Крюков. Он и предложил идею «черного зала» с его чердаком для старых вещей. Этот зал произвел ошеломляющее впечатление  на первых посетителей. И  до сих пор изумляет жителей и гостей города своей оригинальностью и простотой. (см. на фото: негромкий разговор вещей в черном зале) Уникальность экспозиции отметили все. Но мало кто знал, с какими сложностями пришлось столкнуться, воплощая эту идею в жизнь. Мишалкина с Крюковым обошли все магазины и ателье города, скупая в невероятно больших количествах черную ткань. Мэр  Дубас лично привёз из Москвы чёрную краску. Казалось, что работа в музейных стенах накануне открытия кипела 24 часа в сутки.

       Весь город понимал важность открытия музея. Еще на стадии подготовительных работ у нового учреждения культуры появились надежные партнёры. Например, ЛДЗ на безвозмездной основе выделил и просушил дерево для будущей конструкции этнографического зала. Механический завод помог сделать решетки на окна. Их проект тоже рисовал Андрей Крюков. Они и сегодня защищают окна.

       Музейщики не оставались в долгу перед партнерами. Все двадцать лет работы они сотрудничают с предприятиями промплощадки  ЛПК, проводят для их сотрудников праздники, юбилеи, экскурсии, помогают торжественно встречать гостей, знакомят с историей города.

       Готовясь к открытию, музейщики постарались успеть оформить три экспозиции. Кроме этнографической, была сделана еще экспозиции истории города и лесопромышленного комплекса. Хотя сказать: экспозиция тогда - это было громко. Оформили три витрины, в которых разместились мастерок и каска известного на Усть-Илиме бригадира строителей Васильева и экспонаты из музейной коллекции ЛПК. А еще областной  комитет по культуре выкупил у иркутского художника Шипицина несколько картин, написанных им в годы строительства Усть-Илимской ГЭС. Они тоже стали экспонатами музея и до сих пор хранятся в фондах.

    Третий зал вместил в своих стенах предметы декоративно-прикладного творчества, выполненные нашими мастерами. На выставке были представлены изделия из дерева, берёсты, ковры ручной работы, вышивки и гобелены. Позднее эта идея – знакомить население с традициями народного творчества жителей Сибири - легла  в основу той сибирской горницы, которая сегодня разместилась в фойе музея и стала местом проведения сибирских свадеб, мастер-классов, фотосессий.

       Первый год работы стал для сотрудников музея испытанием на прочность. Посетители шли в новое учреждение культуры потоком. Городские школы вели в музей учащихся всех возрастов. Не хватало экскурсоводов. В день принимали по шесть-семь экскурсий, не считая одиночных посетителей. Не было профессионалов-музейщиков. Единственным специалистом была сама Наталья Викторовна Мишалкина, которая в студенческие годы в числе прочих курсов прослушала  в институте 38 часов программы по музейному делу. Но тогда и эти 38 часов вспомнились досконально. Первый год работали на экскурсии, времени на научную деятельность катастрофически не хватало. Однако, быстро поняли, чтобы интерес у горожан к музею не был потерян, надо искать новые формы работы. Наталья Викторовна, будучи по специальности театральным режиссером,  сразу предложила ввести в практику ведения музейных мероприятий элементы театрализации. Очень быстро прижилась в музее такая форма работы как тематические встречи с горожанами – с первопроходцами, трассовиками, первыми медиками, учителями, водителями, работниками подразделений лесопромышленного комплекса. Музейщики поняли: чтобы люди понесли в музей свои фотографии, документы, вещи, которые и есть часть истории города, их надо расположить к себе, разговорить, заинтересовать. Так однажды  во время одной из таких встреч, на которой присутствовали  В.Н.Семенов,  И.В.Лизура,  Ю.Ф. Федотов,  В.Г. Кокорин, В.А. Ванеев и другие высокопоставленные руководители ЛПК и города, родилась идея обновить и дополнить экспонатами  зал по  истории города, ГЭС и ЛПК. От рождения идеи до её воплощения прошло совсем немного времени. И к очередной годовщине пуска целлюлозного завода в зале Трудовой славы появились новые витрины и был представлен собранный сотрудниками музея богатый и ценный материал.

       В научную деятельность Краеведческого музея  с первых лет жизни вмешивались бытовые проблемы. К сожалению, как выяснилось позднее, при проектировании кровли музея были допущены ошибки, которые аукаются коллективу все двадцать лет. Первые признаки протекания кровли обнаружились уже через полтора года после эксплуатации. После дождей сотрудники музея собирали по сорок вёдер воды. А через четыре года эта проблема переросла в настоящую беду. Справляться с ней все годы помогало руководство лесопромышленного комплекса. К пятилетию музея на кровле был сделан первый серьёзный ремонт. Интересно, что толчком к нему стал совсем нетрадиционный повод. У генерального директора Н.П.Илюнина случился день рождения, и Наталья Викторовна приехала поздравить партнера. Внимательный Илюнин сразу заметил, что директор музея в плохом настроении. Причина подавленности  оказалась проста – в музее текла кровля. На следующий день Илюнин сам приехал в музей и работы по ремонту кровли незамедлительно начались. Работу выполнила  фирма «Орел» (руководитель Владимир Иванович Чапкин).

        В это же время с руководством ЛПК была достигнута договорённость на уже третью экспозицию по лесопромышленному комплексу. Количество собранного материала позволяло обновить выставку, изменив её оформление в целом. Этой работой занялся художник Владимир Токарев. При содействии руководства группы «Илим» и генерального директора В.Н. Батищева удалось расширить экспозицию, которая действует до сих пор.

       Благодаря финансовой поддержке  Батищева, в 2003 году в музее  появилась еще одна экспозиция – «Сокровища сибирской тайги». Необходимость в ней назрела давно. В музее скопилась  большая коллекция чучел животных, собирать которую помогал предприниматель Иван Степанович Костин. Автором художественного оформления этого зала стал художник Александр Домбровский.

2010 год стал для музея годом больших свершений. Учреждение расширилось  на два новых зала. В одном было решено сделать зал Боевой славы. В основе лежала экспозиция, посвященная  Афганистану. Второй зал сразу планировалось сделать выставочным. Его открытие состоялось в марте 2012 года  выставкой «Весенняя фантазия», где были представлены работы молодой и безвременной ушедшей из жизни художницы Светланы Ивановой. С тех пор этот зал стал местом проведения различных выставок, на которых представляют свои работы устьилимцы – Сергей Дёмин фотовыставку «Вернисаж», Ольга Асманова  выставку своих живописных работ, мастерицы-вышивальщицы свои  вышитые шедевры, Надежда Анучина  коллекцию фигурок жирафов…

       Появление новых помещений позволило музею открыть еще один  зал – Морской славы. Казалось бы зачем сухопутному городу морская экспозиция? Разобравшись, понимаешь, что морская тема с некоторых пор стала исторической страницей Усть-Илимска. Дело в том, что еще в 2004 году ветераны военно-морского флота решили создать при музее  свой клуб «Румб».  Именно по инициативе председателя клуба А.М. Волкова началась работа по присвоению одному из кораблей Тихоокеанского флота имени нашего города. В 2009 году малый противолодочный корабль № 17 был переименован в МПК «Усть-Илимск». По этому случаю во Владивосток отправилась делегация устьилимцев во главе с мэром города В.С.Ташкиновым. Вернувшись, они передали музею подарки тихоокеанцев – картину с изображением корабля и Андреевский флаг. Это были первые экспонаты зала Морской славы. Далее его концепцию разработали научные сотрудники музея, а с экспонатами помогли моряки. Позже родилась идея создания в музее кают-компании. Сейчас она стала любимым местом сбора членов клуба «Румб», да и многие музейные мероприятия проходят в этом уютном зале, который стал продолжением зала Морской     славы.

       Летом 2009 года Усть-Илимск готовился встречать Валентина Распутина. Он совершал путешествие по Ангаре, прощаясь с рекой, которая под воздействием  четвертой ГЭС теряла свой первоначальный облик. Писатель был очень опечален этими событиями. В Усть-Илимске он посетил ГЭС и должен  был посетить Краеведческий музей. Директор музея, готовясь к встрече, переживала, что очень неприглядно выглядит фасад музея. Чтобы отвлечь Распутина от фасада, решили сразу на улице, как только он выйдет из машины, одарить его охапками цветов ромашки. Писателя отвлекли, зато привлекли внимание к фасаду музея предпринимателя А.К.Плахотника. Анатолий Константинович профинансировал его ремонт. Когда площадь музея расширилась за счёт присоединения к нему помещения бывшей библиотеки, понадобился ремонт второй части фасада. На это деньги выделила администрация города. Летом 2012 года ремонт фасада музея был полностью завершён.

       Несведущий человек зачастую представляет себе жизнь музея тихой и размеренной. На самом деле здесь кипит бурная деятельность. Её составляющей частью являются написание и реализация просветительских проектов. Благодаря им, музей получил современное  выставочное оборудование,  расширил старые  и развернул новые экспозиции. Примером тому стала последняя экспозиция «Сибирская горница» (см. фото). В реализации этого проекта помог благотворительный фонд «ИлимГарант». Его презентация состоялась в декабре 2012 года. В рамках проекта в фойе музея представлены предметы декоративно-прикладного творчества, выполненные учащимися и преподавателями отделения народных ремёсел школы искусств № 2. Интерьер горницы все время преображается. В её стенах проходят различные музейные мероприятия, в том числе свадьбы по старинным сибирским традициям. Коллекция  изделий декоративно-прикладного творчества  постоянно пополняется новыми экспонатами. В фондах Краеведческого музея  находится  10 тысяч    единиц хранения.  Вообще наполнение залов – это  сегодня главная задача коллектива. Хотя наряду с этим идёт постоянная работа по созданию фондохранилища. Однако, эта работа будет главной в 2014 году. Уже после того, как Усть-Илимск торжественно отметит свое 40-летие, а Краеведческий музей  – свое 20-летие. Эти две даты для музейщиков одинаково важны. Ведь история, которую они бережно собирают и хранят, и состоит из дат, из имён и фамилий, из писем, документов и фотографий, из воспоминаний людей, которые с любовью построили этот город и прославляют его своими делами.

 

Елена ТРУФАНОВА, сотрудник музея

Теги: