Транспорт

Транспорт

Транспортная инфраструктура города Усть-Илимска включает: автомобильный, железнодорожный, водный и электрический транспорт. Основная конструкция транспортных артерий города Усть-Илимск создана и функционирует. Она соответствует сложившейся системе расселения населения, размещения предприятий и транспортно-экономических связей. С помощью автодороги, железной дороги город практически имеет выход на все регионы России, а также ближнее и дальнее зарубежья.

Городской транспорт

Ежегодно городским общественным транспортом перевозится более 6,8 млн. человек, из них 42,6% составляют жители города Усть-Илимск, имеющие право на льготный проезд.

Плотность сети линий наземного пассажирского транспорта – 2,2 км/км2. На территории города Усть-Илимск общественный транспорт представлен автобусным сообщением. Протяженность обслуживаемой городской автобусной маршрутной сети составляет 168,5 км, пригородной – 75 км, междугородной – 1795,5 км.

Перевозки общественным автотранспортом осуществляются подвижным составом муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие», а так же индивидуальными предпринимателями – владельцами транспортных средств, оборудованных для перевозки пассажиров, имеющими соответствующую лицензию и привлекаемыми к перевозкам на договорной основе. 

Транспортная схема охватывает практически всю территорию города Усть-Илимск и позволяет гражданам без особых проблем перемещаться до необходимого места назначения, как в правобережной, так и в левобережной частях города Усть-Илимск.

В настоящее время организация новых маршрутов на территории города не планируется, однако Администрацией города Усть-Илимска совместно с перевозчиками решаются вопросы по внесению изменений в схемы некоторых маршрутов с целью охвата транспортом отдаленных районов города Усть-Илимск, таких как поселок Лесной

Усть-Илимское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП)

Истории создания предприятия было положено в декабре 1971 года. Для открытия  филиала АТП № 1 по пассажирским перевозкам в Усть-Илимске было направлено из Братска шесть человек: два водителя, диспетчер, два кондуктора и начальник отдела эксплуатации. Из Братска пришло 4 комфортабельных автобуса ЗИЛ-158, работали по маршруту: поселок Невон – поселок Железнодорожный со всеми остановками в Усть-Илимске и других поселках. Стоимость проезда была 5 копеек.

Городской транспорт развивался и рос вместе с городом. В начале 1980-х годов в Усть-Илимске появились первые пять автомобилей «Волга» с шашечками на борту.  Такси доверили наиболее добросовестным водителям, в числе которых был депутат горсовета Н.А. Шарпинский. К концу 1982 года по улицам города ездили уже 15 машин такси.

Приказом Минавтотранспорта РСФСР от 19 марта 1982 г. было создано Усть-Илимское автотранспортное предприятие с передачей его в собственность автоколонны ПАТП № 1, базирующейся в г. Усть-Илимске с подчинением Восточно-Сибирскому транспортному управлению. С 1 апреля 1982 года в городе появилось свое  пассажирское автотранспортное предприятие (этот день считается Днем рождения Усть-Илимского ПАТП).  Руководителем ПАТП был назначен  Сергей Васильевич Деньгин.

21 мая 1992 г. Постановлением главы Администрации города сменилась организационно-правовая форма, Усть-Илимское ПАТП было перерегистрировано в муниципальное унитарное предприятие «Усть-Илимское автотранспортное предприятие» (АТП). Колонна состояла из и 33 автобусов и 150 работников.

На сегодняшний день линейные автобусы большой вместимости в количестве 81 закреплены за 14 городскими маршрутами, в том числе: 12 автобусов - за 4 пригородными маршрутами, 6 автобусов - за 5 междугородными маршрутами. Плановый выпуск автобусов на городские маршруты составляет 48 автобусов, на пригородные - 12 автобусов, междугородные - 6 автобусов. Интервалы движения по городу Усть-Илимск в зависимости от маршрута составляют от 3 до 25 минут.

Автодороги

Внешние автомобильные связи города Усть-Илимска осуществляются по следующим автодорогам:

- в юго-западном направлении - по автодороге областного значения – «Усть-Илимск-Братск» протяженностью 244 км, относящейся к главным территориальным дорогам III категории;

- в юго-восточном направлении - по автодороге местного значения «Усть-Илимск – поселок  Железнодорожный – Туба»;

- в северо-западном направлении - по автодороге местного значения «Усть-Илимск – поселок  Кеуль» протяженностью 40 км.

Имеется также ряд лесовозных дорог, обеспечивающих также охотничье-промысловую и лесовосстановительную деятельность, по которым частично осуществляются местные связи и связи с соседними районами Красноярского края.

В собственности города Усть-Илимск находятся внутригородские автомобильные дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 91 км и автомобильный мост с асфальтобетонным покрытием через реку Ангара  протяженностью 0,8 км.

В городе Усть-Илимск связь между промышленной зоной, в которой реализуется ряд инвестиционных проектов, и  жилыми районами осуществляется посредством верхового моста через реку Ангара. Мост имеет четыре полосы для движения автотранспорта, две из них предназначены только для автомобилей-лесовозов, следующих на ЛПК, и имеют отдельный въезд, две другие – предназначены для пассажирского и другого грузового транспорта.

Усть-Илимский трамвай

12 августа 1988 года был подписан акт о приемке  в эксплуатацию  Усть-Илимского трамвая. 15 сентября 1988 года открылось трамвайное движение  по маршруту  Усть-Илимск  (правобережный) – ЛПК. Трасса протяженностью 11 километров  не доходит до основных предприятий около трех километров. Здесь на площадке  у разворотного кольца  лесохимиков ожидают автобусы, которые следуют  к проходным основных предприятий ЛПК.

Усть-Илимский трамвай — одна из самых своеобразных трамвайных сетей России и один из немногих, относящихся к категории скоростных. Трамвай имеет ведомственную принадлежность, является одним из подразделений Усть-Илимского ЛПК.

Первоначально трамвайное движение осуществлялось на участке от станции «9 микрорайон» (конечная в настоящее время) до станции «Агрофирма «Ангара». В 1992 году был открыт участок до нынешней конечной станции «Северная». С этого момента трамвайная сеть не развивалась.

В 2001 году  Усть-Илимский трамвай был признан лучшим в России. Протяжённость трамвайной линии от станции «9 микрорайон» до станции «Северная» составляет 15 километров. Ответвлений нет (за исключением короткой ветви в депо, в районе которого путевое развитие имеет конфигурацию треугольника). Линия на всём протяжении двухпутная. Шпалы — на всём протяжении деревянные. Трамвайная система официально считается скоростной. Маршрутная скорость, по состоянию на начало 1990-х годов, составляла 26 километров в час, что значительно выше, чем у «традиционного» трамвая (15 км/час). В связи с тем, что трамвай считается скоростным, все остановки официально называются станциями.

После 2001 года ситуация трамвайного хозяйства постепенно ухудшается. Верхнее строение пути и подвижной состав стареют, масштабных работ по ремонту пути не ведётся. Объём перевозок сокращается. Периодически обсуждается вопрос о ликвидации трамвая, в качестве замены предлагается использовать автобусы.

Конфигурация трамвайной линии следующая: на южном участке, составляющем примерно четверть от общей протяжённости (4 км), линия проходит параллельно улице Дружбы Народов, но на значительном удалении от неё (пространство между путями и асфальтовым полотном занято автостоянкой, протянувшейся на те же 4 километра — без учёта небольших разрывов). Почти всюду линия служит границей между многоэтажной жилой застройкой (с западной стороны) и лесом (с восточной стороны). Лишь в северной части «городского» участка жилые дома находятся не только западнее, но и восточнее трамвайной линии.

Между Новым городом и промышленной зоной трамвайная линия пролегает в основном параллельно автомобильной дороге  (до станции «Агрофирма «Ангара»), затем отклоняется в лес. На этом участке есть два путепровода над автодорогами и один — над ведомственной железнодорожной линией. На самом удалённом участке, между станцией «Целлюлозный завод» и конечной станцией «Северная» линия вновь пролегает параллельно автодороге и ведомственной железной дороге.

Управление движением осуществляется из диспетчерской, расположенной на территории депо, которое находится в центре трамвайной линии, среди леса, на равном удалении от «Нового города» и от промышленной зоны. К депо подходит подъездной путь широкой колеи, напрямую «переходящий» в трамвайную линию.

Подвижной состав представлен одним типом вагонов — 71-605 (КТМ-5). По состоянию на 2001 год, насчитывалось 86 вагонов, часть из них — переоборудованы в служебные. Почти все вагоны работают на линии в виде «систем» (две единицы).

В пределах Нового города действуют четыре станции: «9 микрорайон» (конечная), «Улица 40-летия Победы», «Улица Димитрова», «Улица Мечтателей» (рядом кафе «У трамвая»).  Между «Новым городом» и депо вблизи трамвайной линии находятся садово-дачные участки.

Номера маршрутов отсутствуют. На вагонах вывешена маршрутная табличка, обычно «Город» — «ЛПК». Укороченный маршрут действует в межпиковое время, на нём работает одиночный вагон. Стоимость проезда на участке город — депо составляет 12 рублей, из города в промышленную зону (дальше станции «Депо») — 15 рублей. В каждом поезде работает кондуктор.

Наличие трамвайной связи по направлению город — промышленная зона оправданно лишь в том случае, когда существует разветвлённая сеть трамвайных линий как внутри жилого района, так и в промышленной зоне, что исключает необходимость автобусного подвоза.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт представлен магистральной железнодорожной однопутной линией «Хребтовая-Усть-Илимск» протяженностью 214 км, связанной с железнодорожной магистральной линией «Тайшет-Братск-Лена» (БАМ) и рядом подъездных железнодорожных веток, обслуживающих промышленно-коммунальные зоны города Усть-Илимск. Основная железнодорожная станция «Усть-Илимская» расположена в поселке Железнодорожном, в 5 км юго-восточнее города Усть-Илимск. По характеру работы станция является смешанной, выполняющей грузовую, сортировочную и пассажирскую работу. К станции примыкает 11 подъездных путей.

Из истории строительства железной дороги: со строительством трех ударных строек – ЛПК, ГЭС и города необходима была железная дорога, которая построена в кратчайшие сроки строительно-монтажным поездом № 219. 27 декабря 1970 г. открыто сквозное движение по 214 километровой трассе Хребтовая – Усть-Илимск. 5 ноября 1973 года  на станции Усть-Илимская состоялась сдача линии в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично».

Речной транспорт

Речной порт города Усть-Илимск расположен в Карапчанском заливе водохранилища, в районе поселка Железнодорожный. 90% перевозок по Усть-Илимскому водохранилищу составляют лесные грузы. Транспортировка леса ведется буксирами открытого акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство», а также технологическим флотом лесного комплекса, выполняющим внутрирейдовые работы. Воднотранспортное значение Усть-Илимского водохранилища (длина ангарской ветви около 300 км.) существенно снижается вследствие его замкнутости «глухими» плотинами (без судопропускных устройств) Братской и Усть-Илимской ГЭС (гарантированные глубины 2,5 метра) судоходная обстановка неосвещаемая), а реки Ангары – малыми гарантированными глубинами (глубины 0,9 метров, судоходная обстановка неосвещаемая).

Аэрофлот

До недавнего времени воздушная связь города Усть-Илимск с областным центром и другими городами России осуществлялась через аэропорт федерального значения города Усть-Илимск. К 1997 году имелась возможность получить статус международного аэропорта. Искусственная взлетно-посадочная полоса равна 3,1 тыс. метров в длину, 45 метров в ширину. Перрон позволял одновременно разместить 8 самолетов типа Ил-76, Ан-124 (Руслан). В аэропорту было установлено современное метеорологическое и светосигнальное оборудование, допускался прием самолетов типа Боинг-737(757), Ил-62, Ту-154, Ту-204, Ил-76. В 2001 году Усть-Илимское авиапредприятие было признано банкротом, распоряжением руководителя Росавиации от 12 февраля 2007 года № АЮ-16-р аэродром исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов. Имущество аэропорта не было передано в муниципальную собственность и большей частью распродано. В настоящее время аэропорт не функционирует. Возобновление деятельности аэропорта города Усть-Илимск является приоритетным направлением развития транспортной системы города Усть-Илимск  в долгосрочной перспективе.