СтатьяУчитель моей школы Александр Васильевич Емельянов

Содержание

Введение                                                                                                              3

Глава I. Жизненный путь                                                                                   4

Глава II. Призвание - учитель                                                                            6  

Глава III. Писатель и историк                                                                      9

Заключение                                                                                                  12

Список литературы                                                                                     13

Приложение 1                                                                                                  

Приложение  2                                                                                                   

Приложение  3                                                                                                 

Приложение  4

Введение

В 2017 году  нашей Школе Мира Миров будет 30 лет. Это серьезная дата. За эти годы она выпустила большое количество учащихся. В ней работали и работают замечательные учителя. Одним из них был Александр Васильевич Емельянов. Он много лет трудился в школе № 13. Преподавал историю и обществознание, писал книги. Такие люди, как А.В. Емельянов, – это история школы, ее гордость.

О нем я впервые узнала от своего папы. Увидев в семейной библиотеке книгу «Работник на троне», подписанную автором «своему ученику», заинтересовалась. После разговора с отцом оказалось, что он учился у А. В. Емельянова,  учителя и писатель.

Юбилей писателя – повод для разговора о нем. В 2016 году школа готовилась к проведению Емельяновских чтений, посвященных 75-летию со дня рождения. Александра Васильевича вспоминали, говорили о его творчестве, перечитывали книги. Познакомиться с автором, пусть даже не лично, а общаясь с людьми, которые его окружали, знали и любили, - это всегда удача. Однако все оказалось не так просто. Директор школы, учителя, работавшие с А. В. Емельяновым, охотно делились своими воспоминаниями о том, каким человеком он был. Подробной же информации о жизни получить не удалось,  и появилось желание найти факты из его биографии, которые расширили бы наши знания. Поиск информации оказался своевременным, актуальным и представлял практический интерес для учащихся школы.

Цель работы: найти и изучить факты из биографии А. В. Емельянова, обобщить полученные данные и познакомить с ними других.

Задачи: 1) связаться с родными и собрать информацию; 2) записать воспоминания коллег и учеников Александра Васильевича; 3) познакомиться с его творчеством, составить библиографический список; 4) на основе собранного материала, изготовить памятный  буклет. Методы: беседа с его дочерью, интервью, работа с документами, изучение фотоархива семьи, школы, работа с интернет - ресурсами, знакомство с книгами писателя.

Глава I. Жизненный путь

Александр Васильевич Емельянов родился 7 мая 1941 года в селе Кам-Курск Большереченского района Омской области.  Затем семья переехала в село  Ингалы этого же района, где и прошли его детство и юность.  В своей семье Александр считался самым младшим, хотя и родился в один день со своей сестрой-двойняшкой Валентиной. Еще у него было два старших брата. Так сложилась жизнь, что отец, Василий Емельянов, не жил с ними, поэтому воспитанием детей занимались мама, Варвара Андреевна, работавшая санитаркой в фельдшерском пункте, и бабушка Прасковья. Александр Васильевич всегда с любовью, уважением и большой благодарностью вспоминал о них, потому что понимал, какой подвиг они совершили, вырастив четверых детей в то сложное время.

Всего через полтора месяца после рождения Вали и Саши началась Великая Отечественная война.  Тяжелая жизнь, голод сказались на здоровье Александра, он был болезненный и медленно рос.  Самой войны он почти не помнил, мал был, и фронт был далеко. Но след войны остался и у него в памяти. Это детский дом, расположенный в их селе, где жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда и потерявшие своих родителей. А еще депортированная женщина - немка, работавшая в фельдшерском пункте, очень добрая и заботливая, вовсе не такая, какими представляли себе немцев, и для него это было открытием. Он увидел, что немцы бывают разные. 

 Взрослели дети в то время рано, у всех в семье были свои обязанности: брат с сестрой поливали и пололи огород, собирали грибы и ягоды. По рассказам его дочери Ирины, они были очень ответственные дети, когда  деревенские ребята приходили в лес за  грибами и ягодами, все вначале ели, а потом собирали,  Саша же и Валя вначале собирали, что им поручили, а уже потом ели. Деревенская жизнь приучила его к тяжелому труду и разнообразной работе. Он мог и траву косить, и коня запрячь. Как и любые другие дети, они  любили развлекаться, летом - ездить на лошади, а зимой строили крепости, рыли ходы в снегу.

Вообще семья Емельяновых была дружная, общительная и творческая. Старший брат Виктор очень хорошо пел, его даже приглашали  в Омский Народный хор.  А еще Александр очень любил читать, читал он много, постоянно ходил в  библиотеку, а среди его любимых книг были «Всадник без головы» Майн Рида, «Три мушкетера» Александра Дюма, «Робинзон Крузо» Даниэля Дэфо.

После окончания средней школы он поступил в Омский государственный педагогический институт имени М. Горького на исторический факультет, который окончил в 1966 году по специальности «история и обществоведение». Его сестра-двойняшка устроилась на завод токарем и всегда помогала своему брату-студенту (Приложение 2).

После института он по распределению  попал в деревню Кондратьево Муромцевского района  Омской области, где, благодаря своей активности и трудолюбию, почти сразу стал заместителем директора, а еще преподавал и историю, и русский язык, и литературу. Затем он работал в школе Камышынского района, где и познакомился со своей женой, учителем химии и биологии Никоновой Еленой Никоновной.

На Усть-Илимской земле молодая учительская семья впервые оказалась в 1969 году. Они приехали сюда по приглашению своего друга, тоже выпускника Омского педагогического института, Николая Бордунова. Но остаться они  не смогли, город еще только строился и вакансий для молодых специалистов не нашлось. Здесь им очень понравилось. Они были свидетелями строительства ГЭС, видели, как огромные грузовики возили грунт и делали насыпь для будущей плотины. Это произвело на них сильное впечатление.

Из Иркутской области они больше не уехали, поселились в Ангарске, где жила родня Елены Никоновны, работали в школе № 38, растили сына Виктора и дочь Ирину (Приложение 3).

В 1980 году Александр Васильевич получил приглашение на работу в Усть-Илимское училище «ТУ-7» на должность заместителя директора и

преподавателя истории и обществоведения. Через год, когда дали квартиру, переехали и жена с детьми.

С 1988 года, практически с самого ее открытия и до выхода на пенсию,  он работал в  средней общеобразовательной школе № 13. Но и здесь он был  не просто учителем, а проводил занятия по политинформации для педагогов, стал организатором ежегодных встреч 11 апреля с детьми-узниками концлагерей.

Выйдя на пенсию, он не забывал свою любимую школу, где проработал около 15 лет. Приходил в гости, встречался с коллегами и школьниками. Очень любил встречи с друзьями, а еще с большим желанием проводил время на своей даче. Огород стал его  увлечением, этот привычный для него с детства труд приносил ему большую радость.

Разговор с дочерью Ириной Александровной и изучение документов из отдела кадров школы позволили составить биографию Александра Васильевича, а также узнать интересные факты из его жизни и творчества.

Глава II. Призвание - учитель

Свою педагогическую деятельность Александр Васильевич  начал очень рано. После поступления в педагогический институт он был вынужден по семейным обстоятельствам взять академический отпуск и вернуться в свое село Ингалы,  расположенное примерно в двухстах  километрах от города Омска. И там, в 18 лет, начал преподавать в своей родной школе. По словам его дочери Ирины, профессия учителя была его призванием.  Он любил свою работу, пропадал на ней, посвящал урокам и ученикам много времени. Нередко работа с людьми перетекала в долгую дружбу. Так произошло во время его учительства  в Ангарске. Оказалось, что у его ученика Анатолия Рыбина дедушка был летчиком, Героем Советского Союза,  и тогда, по предложению Александра Васильевича, пионерский отряд стал бороться за то, чтобы носить имя героя. Это заняло немало

времени, школьники и учитель тесно общались с ветераном, после  они стали дружить.

Ученики не забывали своего учителя и  даже спустя много лет после окончания школы  подходили в магазинах и просто на улице, заводили беседу, а иногда это приводило к восстановлению отношений теперь уже взрослых людей. Так, однажды во время поездки в Иркутск в гости к дочери, он возобновил отношения со своим учеником из Ангарска Александром Поповым, который тоже к тому времени стал учителем, а еще известным иркутским писателем. Он и сейчас работает в школе в селе Пивовариха под Иркутском. 

В интернете удалось найти статью А. Попова под литературным псевдонимом  Александра Донских, в  которой вспоминает о своем учителе. Учился он у А. В. Емельянова в Ангарске с пятого по десятый класс (1971-1977 гг.). Александр Васильевич говорил им: «Вы у меня - исторические ученики». И на уроках предлагал  разыгрывать сценки, читать вслух монологи и даже моделировать исторические события. «Мы бывали полководцами, царями, сенаторами, воинами - на каждом уроке новые, порой неожиданные, невероятные роли, которые мы  исполняли вместе с Александром  Васильевичем» [2].   

В школе № 13 и сегодня работает много его коллег, а некоторые из выпускников Александра Васильевича стали родителями наших учеников и с теплотой вспоминают о своем учителе. Эти воспоминания важны, они помогли лучше узнать,  каким он был, как понимал жизнь, относился к происходящему.

Мисикова Зинаида Алексеевна, директор школы:

«Он был хороший учитель. Гордился своими учениками, всегда вспоминал их. Любил сочинять истории, мог любой исторический факт рассказать художественным текстом. Он был актер. На своих уроках часто инсценировал исторические события. Любил читать выразительно: и стихи, и исторические тексты, и свои сочинения. Если бы он не был учителем, то был

бы хорошим актером. Очень уважительно относился к коллегам, любил делать что-то вместе с ними: общий доклад, общее дело. Умел делать комплименты, уважительно ко всем относился. Был галантным. Всегда приходил с угощением. Еще он очень переживал,  если в стране что-то делалось не так. Очень любил своих детей, много про них говорил, особенно про дочь. Всегда с уважением говорил о врачах».    

Арвачева Татьяна Ивановна, учитель английского языка:

«Александр Васильевич очень вдумчивый учитель.   Всегда тщательно готовился к урокам,  внимательно относился к историческим фактам и событиям. Чтобы убедиться  в  достоверности, использовал  разные источники. Любил сравнивать, сопоставлять. Делал все возможное, чтобы дети  размышляли и делали самостоятельные выводы. Не выносил поверхностности. У него был изумительный почерк, очень убористый и «летящий». Любил изобретать что-то новое для детей. Очень болезненно относился к несправедливости и грубости.

Обычно мы вместе возвращались домой и разговаривали о событиях в школе. Мне нравилось с ним общаться, интересными казались его суждения. С уважением относилась к  мудрости его слов, всегда было, чему у него поучиться. Если он выдвигал какое-то суждение, он его подтверждал. Был случай, когда организовали для нас курсы. Я попала в группу с Александром Васильевичем, с ним было интересно работать. К своим коллегам он относился очень уважительно, сдержанно, внимательно. Очень интересно, что, когда он писал сказки, все относились к этому по-разному. Но если он брался за дело, то доводил начатое до конца».

Апостол Ольга Николаевна, учитель изобразительного искусства:       

«Очень тесно с ним сотрудничали, читали его сказки. Совместно с детьми  иллюстрировали его книгу «Теленок Му». Александр Васильевич -  замечательный собеседник, его всегда было интересно слушать».

Кривокрысова (Баева)  Татьяна, выпускница:

«А.В. Емельянов - мой классный руководитель. Это был замечательный педагог. Он не только учил нас истории, но и учил быть настоящими людьми, уважающими других. На его уроках мы учились мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, самостоятельно работать. Он все делал для того, чтобы сплотить наш класс. Ходил с нами в походы, в театр, ездил на экскурсии, был старшим товарищем, всегда приходил на помощь, давал нужные советы. Только когда становишься взрослым самостоятельным,  понимаешь, какую роль в твоей жизни сыграли твои учителя, и осознаешь, как много добрых слов мы им не сказали. И сейчас, если бы я могла, я бы сказала огромное спасибо моему учителю за его учительское сердце, которое всегда было открыто детям».

Кузнецова (Рябова) Евгения, выпускница:

«Он был одаренным педагогом, умело совмещал знания своего предмета с чутким и внимательным отношением к нам. У нас в классе всегда царили взаимопонимание и дружба, благодаря его стараниям. Наши родители вспоминают родительские собрания, которые всегда проходили в непринужденной и дружественной обстановке, где они узнавали новости о нас, о жизни класса. Я бесконечно благодарна за заботу, за переживания, за надежность и любовь».

Глава III. Писатель и  историк

По рассказам дочери Ирины Александровны, интерес к писательству А. В. Емельянов проявлял с ранних лет. Книги никогда не оставляли его равнодушным. У него в доме их было очень много и различных жанров, но больше всего исторических. Любовь к чтению он прививал и своим детям. Дочь Ирина, читая в большом количестве детскую исторической литературу и еще книги о разведчиках (еще одно большое увлечение отца), даже мечтала быть настоящей разведчицей.

В юности Александр хотел поступить учиться на журналиста. Даже работал внештатным корреспондентом в Большереченской газете. Он 

получил профессию учителя, а желание писать сохранялось всегда. Ему  было, что сказать. В 60-е годы писал об односельчанах, их жизни. Эти рассказы не опубликованы, но у родственников сохранились черновики. Со временем исторические темы легли в основу творчества. Книги - это продолжение его учительства.

Совместно с историком, доцентом Усть-Илимского филиала педагогического института, Михаилом Петровичем Яценко, они написали и выпустили «Справочник школьника по Новой и Новейшей истории». В 2004 году на Международной выставке в городе Новосибирске А. В. Емельянов был награжден Малой золотой медалью и дипломом за хрестоматию для учителей, преподающих историю в средней школе [1,2]. Еще он стал автором книги сказок  «Теленок Му». В 2010 году вышла в свет книга «Работник на троне». «Это не просто учебник, каждая его страница наполнена живым рассказом, что делает обучение увлекательным» [3]. Свои рассказы и этюды он печатал в московских литературных журналах «Роман - журнал XXI век» и «Русская земля», в иркутском литературном журнале «Сибирячок» (Приложение 1).  

Также в семье Александра Васильевича хранятся его дневники, простые школьные тетради, где записаны его воспоминания и даже некоторые исторические факты из жизни своей семьи. Из них, например, можно узнать, что фамилия его бабушки - Бегунова - не совсем настоящая. Прадед был ссыльный поляк из Белоруссии, пытавшийся несколько раз бежать из Сибири, отсюда бегунок -  Бегунов.

Как пишет в своих воспоминаниях Александр Донских: «Александр Васильевич в своём литературном творчестве неугасимо молод, задорен: он не боялся экспериментировать с языком, выкапывая из лингвистических глубин совершенно невероятные вещи; он смело и решительно брался за темы, которые, кажется, переработаны были в литературе и так и этак. Его произведения призывают подрастающее поколение к благородным, умным поступкам, воспитывают душу, образовывают интеллект, прививают любовь к родине» [2].

Знакомство с биографией и творчеством Александра Васильевича Емельянова изменило отношение к писателям. Удалось почувствовать, что автор книги - это, прежде всего, живой человек, который жил рядом, работал, вел обыкновенную жизнь.

Заключение

В ходе проделанной работы удалось связаться с родными  А. В. Емельянова, познакомиться с его творчеством,  расспросить коллег и выпускников и много узнать об Александре Васильевиче.

Выяснила, что он родился  в очень сложное время: всего за полтора месяца до начала  Великой Отечественной войны. Был неразлучен с сестрой и уважительно относился не только к маме и бабушке, но и ко всем женщинам.

 Интересно было брать интервью у разных людей, которые его знали. Учителя школы, его коллеги, с большим уважением рассказывают о нем, вспоминая годы сотрудничества. Выпускники с теплотой и любовью  говорят, что он был хороший учитель.

В школьной библиотеке и в кабинете истории хранятся все книги Александра Емельянова. В методическом кабинете удалось увидеть рукопись книги «Теленок Му», подаренную автором школе.

Собранная информация была представлена на муниципальном фестивале творческих проектов и учебно-исследовательских работ «Этот большой мир»; на городских Емельяновских чтениях в 2016 году. Был выпущен буклет для музея школы. Кроме того, в рамках просветительского проекта Школы Мира Миров, об Александре Васильевиче я рассказывала детям д/с № 35 «Соболек». Также отрывок из работы был подготовлен для городского музея образования в раздел «Заслуженные педагоги школы».

Я считаю: это важно - сохранять память о людях, работавших и живших рядом с нами.

Список литературы

1. Емельянов А. В. Работник на троне: Исторические чтения. Исторические рассказы, этюды. – Иркутск: Сибирская книга, 2010 г. – 320 с., илл.

2. Донских А. С. «Я – исторический ученик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/donskih-em.htm

3. Иванишина Н. Усть-Илимский историк выпустил учебное пособие для школьников, посвященное эпохе Петра I // ИА Байкал Инфо выпуск 1698 10.2010 г.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/smi-item/article/5539.html

4. Самодумова Г. «Илим» поддерживает просветительские проекты // Вестник Усть–Илимского ЛПК, 13.03.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proilim.ru/

5. Усть-Илимская Википедия. Емельянов Александр Васильевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ilimwiki.ru/

6. Усть-Илимский педагог стал автором учебного пособия по истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://baikal24.ru

Приложение 1

Библиографический список книг А. В. Емельянова

1. Емельянов А. В., Яценко М. П. Новая история: в 2-х ч. Альбом-справ. для учащихся 9-го кл. общеобразоват. шк. – Иркутск, Изд-во Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области, 2002. – 164 с. 

2. Яценко М. П., Емельянов А. В.  Новейшая История: в 2-х ч. Справ.– коммент. для старшеклассников и абитуриентов. – Филиал ИГПУ г. Усть-Илимск, 1999.

3. Емельянов А. В. Теленок М: сказки. – Иркутск: «Иркутский писатель», 2001г.

4. Емельянов А. В., Яценко М. П. История России в документах, научно- исторических источниках и художественной  литературе  в 2-х частях (IX – начало XVII вв.):  хрестоматия-комплекс для учителей, преподающих в 6-7 классах. – Иркутск: Изд-во «Практик», 2004. – С. 120.

5. Емельянов А. В. Работник на троне: Исторические чтения. Исторические рассказы, этюды. – Иркутск: Сибирская книга, 2010. – 320 с., илл.

6. Емельянов А. В. Живая переправа. Спросишко и его команда: сказки – Иркутск: Сибирская книга, 2010.  – 59 с., илл.

Приложение 2

 

Приложение 3

  

Приложение 4