Татьяна Зеленова: «Я свободно дышу как учитель»

ЛЮБОВЬ КАК ОТКРОВЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
 
Признаться, на встречу с Татьяной Юрьевной я шла, несколько волнуясь. Вспоминалась строчка из стихотворения: «Перед учителем ты – вечный ученик» и думалось, что интервью с учителем – это открытый урок для обоих. Каким он получится? В вестибюле школы меня встретили старшеклассники: «Вы из газеты? Татьяна Юрьевна Зеленова поручила нам встретить вас и проводить. Она уже ждет».
Разговор у нас завязался сам собой. Татьяна Юрьевна рассказывала, что очень любит свой предмет, школу, ребят. Любовь переполняет ее настолько, что она не может молчать о нем, как телеграфист Желтков из «Гранатового браслета» Куприна – о любви к княгине Вере. Кому-то может показаться, что речь идет о несравнимом. Но ведь любовь пронизывает и объемлет всю Вселенную. Каждый человек несет в себе частичку этой любви, независимо от того, на кого или на что направлено это чувство. Герой «Гранатового браслета» пишет княгине Вере, что вся его жизнь наполнена только ею. «Я ничего не вижу, не слышу и ничего не хо-чу знать». Те же слова Татьяна Юрьевна говорит о русском языке, литературе и детях. Она много лет работает учителем, но к каждому уроку готовится, будто он состоится первый раз, перечитывает произведения, думает над их смыслом, о том, как донести его именно этим детям. Мудрейший из людей царь Соломон утверждал: ничто не ново под Луной. Действительно, во все века и времена людьми движут одни и те же чувства, добродетели и пороки. Меняются лишь со-циальные декорации, на их фоне в сторону добра и зла колеблются нравственные ориентиры. Но есть в жизни вечные ценности. Лучше всего они передаются через литературу и родной язык. Понимать эти ценности, следовать им всегда она и старается научить ребят на каждом уроке. Методы и способы передачи их смысла всегда ищет новые.
 
О, СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ОТКРЫТИИ!
От рассуждений о вещах высоких мы перешли к житейским. Когда я и Тать-яна Юрьевна учились в школе и вузе, компьютеров не было. Мы добывали зна-ния из книг, брошюр, журналов, выписывали тексты в общие тетрадки, конспек-тировали, тратили на это уйму времени и помнили: душа обязана трудиться. А если бы тогда был компьютер, сколько всего еще мы могли бы узнать! Когда-то Александр Пушкин написал: «О сколько нам открытий чудных готовит просве-щенья дух!». Для учителя очень важно успевать за бегом времени и доносить де-тям этот «просвещенья дух».
«Как только я почувствовала, что подручным средством учителя станет компьютер, пошла на курсы. И теперь на уроках использую специальные тесты. Их много. На самые разные темы. Одни – стандартные, официально рекомендо-ванные в качестве учебного материала, изданные серийно, другие –разработаны моими ребятами. Прежде чем принять их, включить в программу, мы устраиваем презентации. Они проходят как настоящее представление. Оно может быть стро-гим, праздничным и веселым, драматическим. В зависимости от темы и материа-ла, который выбрал ученик или группа, чтобы раскрыть ее смысл. Индивиду-альные разработки обычно выдают ученики с выраженным эго. И мы, педагоги, стараемся поддержать личностное начало в ученике, способность выразить себя именно индивидуальным образом. Другие ребята могут что-то делать только в определенной группе сверстников. Им важна поддержка и чувство локтя. И мы под¬держиваем стремление таких ребят к коллективному творчеству», – расска-зывала Татьяна Юрьевна и щелкала «мышкой». На экране монитора появлялись простые и сложные предложения с пропущенными гласными и согласными, на вопросы, представляющие трудности в право¬писании, фонетике и морфологии русского языка, предлагались варианты правильных и ошибочных ответов. А какой интересный тест-программа посвя¬щался творчеству Анны Ахмато¬вой! Я хотела записать в блокнот фамилии разработчиков тестов, но Татьяна Юрьевна оста¬новила: «Пожалуйста, не надо никого выделять. Все дети талантливы. И если кто-то из них не проявил способностей к учебе в школе, у него будет масса воз-можностей раскрыть их во взрослой жизни. Быть настоящим другом, настоящи-ми мужем или женой, отцом или матерью, мастером в каком-то нужном людям деле и просто хорошим человеком – это уже талант».
 
УЧИТЕЛЬ – ДОБРО, А НЕ САМОЛЮБИЕ
Одна из коллег Татьяны Юрьевны заглянула в кабинет информатики:
- Мне бы тоже позаниматься на компьютере. Завтра – контрольная...
- Пожалуйста, готовьтесь, – улыбнулась моя собеседница, и мы отправились в кабинет русского языка и литературы. В аудитории Татьяна Юрьевна подвела меня к коллективному фото на стенде: «Это мой класс. Посмотрите на лица ребят. Правда, все они красивые, добрые и необыкновенные? Обратите внимание на стенд в оранжево-зеленых тонах. Это цвет солнца и жизни. А стены и жалюзи у нас цвета спелой пшеницы. Она – символ добра и достатка. Ребята сами выбирали эти цвета три года назад, когда я еще только приняла их после начальной ступени. Теперь мы уже в восьмом, классе. Считаем себя взрослыми, на все имеем свое мнение. Бываем то добрыми, то колючими...»
Как-то сам собой наш разговор перешел на обсуждение телесериала «Шко-ла». Я высказала предположение, что в этом кино жестокость и насилие в детской среде, а также равнодушие и усталость в педагогической сильно преувеличены.
- Там о современной школе все предельно откровенно показано.
- Риторический вопрос: что делать?
- Меняться. И в первую очередь нам, педагогам. Нельзя учить детей истине, добру и красоте, требовать, чтобы они поступали правильно, а самим по своей су-ти оставаться далекими от этих идеалов. Главным ориентиром во взаимоотноше-нии учителя и ученика должна быть личность юного человека, а не самолюбие взрослого, – ответила Татьяна Юрьевна. Мы поговорили еще о вещах философ-ских и вполне конкретных. Например, о том, что в каждом человеке Богом зало-жена жажда добра и тяга к прекрасному. И очень важно этот дар раскрыть и под-держать в нежном возрасте. Например, ее мама водила на все премьеры театраль-ной труппы Петропавловска-Камчатского, где жила семья, в Херсоне, где они от-дыхали у бабушки. Да и сама бабушка была кладезем доброты и народной муд-рости. Заряд родных душ Татьяна Юрьевна и старается нести по жизни. Он, как компас, помогает ей не сбиться с пути. Был такой случай.
Она вела урок литературы, как всегда, выкладываясь на высших нотах души. А один из учеников не то, что не слушал, а вел себя безобразно. Педагогические приемы не вовлекали его в процесс обучения и не успокаивали. В какой-то момент она не выдержала и, что называется, сорвалась: «Вы ведете себя по отношению ко мне и к классу как тряпка», – и услышала в ответ: «Ты сама, как...». Класс замер. Она вежливо, но строго попросила ученика покинуть аудиторию. Тот вышел, хлопнув дверью. Собрав все душевные силы, она продолжила урок, будто никако-го инцидента не произошло. Объясняла, улыбалась, а сама кожей чувствовала напряжение ребят, их не¬согласие с ситуацией. И вдруг ее как обожгло: она не пра-ва! Неадекватное поведение ученика – это всегда защитная реакция от нанесенной кем-то обиды, чьей-то несправедливости, это неумелая попытка отстоять свое «я» в сложном мире. Окружающие воспринимают такое поведение, как вызов, а по большому счету – это крик о помощи. Как правило, вместо нее юный человек по-лучает удар. С этим она не могла вести урок. Учитель – это свет и любовь, а она...
Она вышла в коридор, пригласила «неудобного» ученика в класс и в присут-ствии всех ребят признала, что была не права. Извинилась. Парень в свою очередь извинился перед нею и классом. Удивление, признательность, доброта, чувство ви-ны и готовность загладить ее светились в глазах парня. С тех пор у нее проблем с учебой и поведением этого ученика не возникало.
 
ВСЕ ВЕЛИКИЕ ЧИТАЛИ И ЧИТАЮТ
Как учителя-словесника, Татьяну Юрьевну волнует то, что сегодня ученики перестали читать книги и часами «сидят в Интернете». Многое ребята даже в ру-ках не держали томики Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Бу-нина, Куприна, Гарина-Михайловского, До¬стоевского... Они не знают, что такое особый дух книги, перелистывание страниц в предвкушении хорошего русского слога и захватывающего сюжета. Не представляют, как это – с упоением читать, подчеркивать строчки, делать на полях заметки от переполненности чувств. А ведь все это передавалось из поколения в поколение неспроста. В наши дни уче-ные из области квантовой физики определили, что каждый «хвостик», палочка и округлость в начертании славянского алфавита имеют сакральный смысл и осо-бым благотворным образом влияют на ум и душу. Те немногое из ребят, кто и в наше время читают книги, выделяются особым складом ума и добрым отношени-ем к миру. Словесник Зеленова старается, чтобы ее ребята все читали, чувствова-ли русский язык. Вот еще случай из педагогической практики. По программе проходили Гоголя. Она задала на дом прочитать отрывок из «Ревизора». На следующем уроке на вопрос «Кто из вас ребята, прочитал?» – никто не поднял руки.
В современной педагогике есть методики, в соответствии с которыми можно быстро орга¬низовать чтение произведения по группам и всем донести его содер-жание. Татьяна Юрьевна не раз эти методики успешно применяла, но на этот раз по-человечески огорчилась за равнодушие к гению Гоголя и прибегла к крайней мере: поставила всем двойки. К следующему уроку все были готовы отвечать по «Ревизору» у доски и с места. Этот рядовой эпизод в учительской практике мож-но было бы давно забыть, но Татьяна Юрьевна часто к нему возвращается в мыслях и всегда приходит к выводу: лучше к такой мере не прибегать. Она меч-тала быть Учителем с большой буквы, и каждый ее урок должен быть воплоще-нием этой мечты.
 
УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО
В жизни самой Татьяны Юрьевны был Учитель. Точнее – учительница. Она входила в класс – ослепительно красивая, элегантная, хорошо причесанная и начинала общаться на французском. Знакомила их с историей и культурой Франции, рассказывала о великих полководцах и законодательницах мод. Ста-вила с учениками спектакли на французском, готовила вечера отдыха с чаепити-ями, на которых угощались настоящим салатом «оливье» и пирожным «безе». Ученики могли сгрудиться вокруг любимой учительницы, прижаться к ней, прийти домой в гости. Как гром среди ясного неба для них стало отстранение любимой учительницы от уроков, родительское собрание, на котором дяденьки и тетеньки из непонятного «ГК КПСС и Гороно» вынесли вердикт: развалила класс, насаждала чуждый советской школе дух. Но для Татьяны Юрьевны, тогда – одной из лучших учениц школы, активистки и комсомолки, она осталась эта-лоном Учителя. И, наверное, в пику тем взрослым, кто «размазал» любимую учительницу, ока оставила мечту быть актрисой и решила стать учителем фран-цузского. К сожалению, французской группы в университете Петропавловска-Камчатского не оказалось, а ехать в Хабаровск папа, капитан дальнего плавания, не разрешил. Пришлось поступать на филологический. Ей не просто нравилось учиться, она влюбилась в занятия по русской литературе, языку, истории, педа-гогике. А вот политэкономию, научный коммунизм, историю КПСС не понимала и не принимала. Как здорово, что сегодня этих «наук» нет ни в вузах, ни в шко-ле.
«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»: КИНО И ЖИЗНЬ
Татьяна Юрьевна в подробностях помнит студенческие годы, дух твор-чества и высоких устремлений, с которыми они, молодые дипломированные педагоги, выходили в жизнь под названием «школа». У нее этот период совпал с замужеством и материнством. Работать пришлось в вечерней школе для ра-ботающей молодежи. «Все было, как в фильме «большая перемена», – вспоми-нает Татьяна Юрьевна. – Ученики засыпали от усталости за партами, прихо-дили на урок, не подготовив домашнее задание, некоторые откровенно при-знавались, что не понимают объяснений учителя, не могут запомнить  правил, читать им некогда: работа, у большинства – семья, у остальных –любовь. Не дается им учеба и все тут». Тогда Татьяна Юрьевна с одним из коллег, писате-лем и драматургом, решили донести дух русской классики и красоту русского языка иным способом. Вместо зубрежки правил и пересказа содержания они по произведениям школьной программы начали ставить спектакли, разучивать роли, выступать на праздничных мероприятиях в вечерней школе, а затем и городских клубах. И так все шесть лет, пока они с мужем не решили ехать в Усть-Илимск. В молодом городе была перспектива быстро получить отдель-ную квартиру. 
 
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ, А НЕ ОХОТНИКОМ ЗА СЛАВОЙ
На новом месте у нее не все складывалось гладко, как у других педагогов. Преподаватель русского языка и литературы ни в одну школу не требовались. С трудом устроилась в детский сад, в ясельную группу. Ей хотелось учить и учить, а по методике с такими крошками занятия должны длиться не более 10 минуты. И тогда она стала придумывать игры-занятия. Малыши активно заговорили, научи-лись считать, петь, рассказывать стихи. Родители не могли нарадоваться. Она тоже радовалась и в тоже время мечтала об уроках русского языка и литературы в обычной средней школе. От знакомых узнала, что в школе № 7 ищут педагога-словесника. В то время школа гремела успехами  учеников и достижениями учите-лей на весь город. Ее директором был Леонид Павлович Пичуев – педагог от Бога и умелый администратор. Из всех претендентов он выбрал Татьяну Юрьевну Зе-ленову. С того далекого 1978 года она так и работает в школе № 7 учителем рус-ского языка и литературы. Сеет в душах ребят «разумное, доброе, вечное» и со-всем не стремится громко заявить о себе. Лишь когда исполнилась круглая дата, коллеги и руководство школы убедили ее выступить в городском конкурсе «Учи-тель года». Она вышла бесспорным победителем, удивив всех внешней и внутрен-ней молодостью, обширностью знаний. В областном конкурсе она успешна про-шла два тура, а в третьем не добрала всего один балл. «Поверьте, нисколько не расстроилась. Помните сказку Шварца «Убить дракона»? Там молодой герой удивляется, что столько знаменитых охотников в королевстве, а никто не может убить дракона. Старший и мудрый герой ему отвечает, что охотники есть. Но… Вот этот уже не охотиться за добычей, он озабочен тем, как добыть славу…» Мне не хотелось бы впасть в  состояние души  ума  того охотника. Я готова учиться у других и делиться своим опытом со всеми. Пусть ко мне приходит на открытый урок весь город педагогов и родителей, а не слава. Я свободно дышу как учитель.
Надежда Зинченко
 
Зинченко, Н. Татьяна Зеленова: "Я свободно дышу как учитель" / Надеж-да Зинченко // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2010. – 1 окт. – С. 6 : фот.
Теги: