Саенко Александр Иванович - Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин города Усть-Илимска, ветеран города Усть-Илимска, первый учитель физкультуры Усть-Илимска.

Краткий курс счастливой жизни
Александр Иванович Саенко. Заслуженный учитель Российской Феде-рации, лучший детский тренер России, Почетный гражданин города Усть-Илимска, отличник народного просвещения, ветеран труда, ветеран города Усть-Илимска, мастер спорта СССР. Званий и наград очень много, возмож-но , я перечислила не все. А еще он первый учитель физкультуры в нашем городе и в свои 85 лет продолжает тренерскую деятельность. Собственно, 85 – это не только  солидная дата, но и повод для нашего знакомства.
 
Детство
Родился Александр Иванович в далёком 1936 году на Украине. Ма-лышом услышал страшную весть о начале войны. Отец ушел защищать Ро-дину, а у матери на руках остались четверо детей и малолетний деверь. То-гда семья вовсю хлебнула лиха, вместе со всем советским народом. Над го-ловой кружили «вражьи птицы», выли брошенные ими бомбы. Жить при-шлось в оставшемся от дома подвале. В том возрасте, когда в мирное время ребята осваивают пёрышко для чистописания, Александр Саенко осваивал лопату. Пришлось познать и кровавые мозоли от раннего труда. Но малень-кий Саша глотал подступающие слезы, глядя на мать и младших. В таких условиях он и получил свою закалку на долгие десятилетия. Семье повезло - после победы вернулся отец. Воспитывал сыновей строго, по-мужски. В учё-бе спуску тоже не давал, поэтому Александр Иванович полюбил не только физкультуру, что было понятно для такого непоседы, но и точные науки. Отец же поощрял и занятия спортом Саши вне школьной программы. 
Активного паренька заметил учитель физкультуры. Александру повез-ло, что его наставник был гимнастом – сумел привить интерес к виду спорта, который потом определит всю жизнь Александра Саенко. Ещё в школе он успел получить второй юношеский разряд. Далее его путь был определен – техникум физкультуры.
 
Отрочество и юность 
Харьков, где располагался техникум, тогда был известен отличными гимнастами. Трое из них входили в сборную страны – Чукарин, Шахлин, Титов. На них и равнялся Саенко. Не привыкнув быть на вторых ролях, тре-нировался до седьмого пота и вошёл в сборную техникума. Какой это уро-вень, говорит хотя бы тот факт, что вместе с ним в сборную входила и Лари-са Латынина, в последующем десятикратная олимпийская чемпионка. Фир-менный стиль Александра Ивановича – все доводить до совершенства. Зача-стую молодого спортсмена выгоняли из зала, когда приходила пора выклю-чать свет и запирать здание. Тренер иногда хватался за голову: есть утвер-жденная программа, а Александр нет-нет, да и ввернет в нее необязательный, но очень сложный и красивый элемент, который оттачивал месяцами. В су-дьях же сидели суровые бывшие фронтовики, которые могли посчитать от-клонение от дисциплины, пусть и виртуозное, пижонством. Однако уровень спортсмена позволял избегать таких моментов. Уж больно удивительными были чудеса, которые Саенко творил на кольцах. 
 
Боевая молодость
 Пришла пора отдать долг Родине. Александр Саенко попал в авиа-цию, где также находил время и силы на занятие любимой гимнастикой. И делал он это столь успешно, что выступал на первенстве Вооруженных сил. Увлекся прыжками в воду и даже выполнил разряд. Практической пользы от этого не было, просто интересно. На счету Александра Ивановича –75 прыжков с парашютом. Один из них едва не закончился трагедией. Слишком рано потянул за кольцо, и купол зацепился за крыло самолета. Пришлось обрезать стропы и спускаться на запасном. Там же, в армии, на одном из по-казательных выступлений Саенко выполнял упражнение на кольцах с верто-лета над морем. Пожалуй, это одно из самых ярких выступлений, которые хранятся в памяти как самого спортсмена, так и в памяти тех, кому посчаст-ливилось это увидеть.
И позвала далекая Сибирь
Вернувшись со службы, поступил в Харьковский цирк. Но неуёмной натуре Саенко даже полеты под куполом быстро надоели. Хотелось разно-образия, чтобы каждый день был ступенькой к новым достижениям. Хоте-лось повидать новые места. Молодость тянула к романтике. А тут подоспело письмо от старшего брата. Позвал он Александра Ивановича поднимать спорт в юный палаточный Братск. Песни о далёкой Сибири кружили голову ещё в дороге... Да настолько, что забыл надеть шапку и приехал в морозный Братск, где температура достигала отметки минус 50, экипированный, мягко говоря, не по погоде. 
А по приезде попал, как говорится, «с корабля на бал». В Братске как раз проходило первенство Иркутской области по спортивной гимнастике. Брат предложил: попробуй себя. И приезжий гимнаст Александр Саенко, вчерашний солдат гидроавиации, эти соревнования сходу выиграл. Это бы-ла не просто неожиданность, а скорее фурор. Новоиспечённого чемпиона Приангарья братчане решили больше от себя не отпускать. Предложили любые условия для развития данного вида спорта здесь, на месте. Решили вопрос с переводом из Харькова в Братск, быстро доставили гимнастические снаряды, заказанные для молодого начинающего тренера, но уже заслужен-ного чемпиона. Александр Иванович доверие оправдал. Он не просто наби-рал ребят в секцию – через его спортзал прошли практически все дети Па-дунской части города. Навыки, полученные у Саенко, привели к тому, что его воспитанники «закрыли» собой весь бобслей на построенной новенькой санной трассе Братска. Ставили рекорды в акробатике и легкой атлетике. Но Саенко не обижался, если его виду спорта изменяли ученики, ведь он создал целую кузницу кадров. Да  и истинных гимнастов хватало. Что там говорить, буквально за восемь лет он подготовил десять мастеров спорта по спортив-ной гимнастике! Достижение уникальное. 
Надо сказать, что тренером Александр Иванович становиться изна-чально не собирался. Искал дело, где был бы «сам себе командиром». И пе-дагогика такой шанс дала. Ведь тренер растет с каждым своим воспитанни-ком. Так, в упомянутом Братске до Саенко о гимнастике многие и не слыша-ли. А он привел сборную города на 7-е место в РСФСР. 
 
В Усть-Илимск привела любовь
А вот в Усть-Илимск Александра Ивановича привела любовь... В Брат-ске он встретил свою будущую супругу, с которой впоследствии они прожи-вут более полувека. Валентина была педагогом, и ее отправили директор-ствовать в старейшей ныне школе Усть-Илимска №2. Пришлось перебирать-ся и мужу. В 1970 году вакансий тренеров по гимнастике в поселке Усть-Илим не было. Зато физрук требовался прямо в той школе, где директором была его жена. Подумал Александр Иванович, что годик поработает учите-лем, а там и тренерское место появится, ведь о спорте в таёжном городе не забывали, как и о развитии другой социальной сферы одновременно с вели-кими стройками. Но не тут-то было. Работа с ребятами на уроках так заин-тересовала, что Саенко даже высшее образование заочно получил. И в ином качестве теперь себя не видел. 
Через несколько лет Валентину Федоровну назначили директором в новой школе №8, перешел за ней и Александр Иванович. Толком там спор-тивной базы ещё не было. Перспективы рисовали такие сложности, что Александр Иванович решил: «Берусь!» Он никогда лёгких дорог в своей жизни не искал. В 8-й школе по сей день и трудится первый учитель физ-культуры Усть-Илимска. Александр Иванович – автор ряда программ и ме-тодических рекомендаций, разработок по физическому воспитанию детей и подростков. Его работы внесены в банк передового педагогического опыта Иркутской области. Одна из них, «Школа раннего развития» для детей от 1,5 лет – особая любовь тренера. Для детей такого возраста тренер – лицо малоавторитетное, в отличие от родителей, но: «Я с ними балдел, чувствовал себя всемогущим», – рассказывает Александр Иванович, сожалея, что сейчас из-за ограничительных противоэпидемиологических мер «Школа» временно не работает. Так же, как и школа паркура, занятия с детьми-инвалидами, тренировки по спортивной гимнастике с детьми из других школ. «Но когда-нибудь это закончится?» – это не столько вопрос, сколько надежда на ско-рую возможность работать в прежнем режиме.
 «Я знаю, если что-то будет не так, то я могу уйти на пенсию, но я дол-го не проживу тогда», – говорит Александр Иванович. Его жизнь – это еже-дневные тренировки с детьми. Он и сам в обязательном порядке каждое утро занимается по полтора часа. Сейчас тренер работает ещё над одной про-граммой – «Здоровые дети Усть-Илимска». Здоровье детей – это главная цель всей деятельности и заветная мечта легендарного учителя. У него много наград и званий, но самое ценное – это признание учеников, их любовь и их здоровье. 
«Я счастливый человек, – признается Александр Иванович. – Меня Бог, наверное, благословил на эту профессию, и так, чтобы я еще держался». И в этот момент я поняла, что секрет долгой и счастливой жизни – это лю-бовь. Ведь каждый день Александра Ивановича наполнен любовью: к спор-ту, к женщине, с которой он прожил долгую и счастливую семейную жизнь, к детям, к городу, в котором Александр Иванович продолжает заниматься любимым делом. Ответной любовью отвечают и воспитанники, их родители, коллеги и, наверное, каждый, кому выпало счастье лично познакомиться с Александром Ивановичем. В этого человека невозможно не влюбиться, он вдохновляет, заряжает энергией, желанием творить, совершенствоваться, до-стигать новых вершин.
 
 
Маковская, М. Краткий курс счастливой жизни / Мария Маковска // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2021. – 17 декабря (№49).  – С.10 : фот.
Теги: