СтатьяОбщеобразовательные учреждения

ШКОЛЫ, ЛИЦЕЙ, ГИМНАЗИЯ...

Словом, все общеобразовательные учреждения города

       «В Усть-Илимске продвинутые учителя, уровень образования настолько высок, что не во всех столичных школах-то встретишь!» - эта фраза из интервью с Марком Максимовичем Поташником, профессором из Москвы, академиком РАО, пожалуй, характеризует систему образования в городе.

      …А начиналось все в 1965 году. В поселке Усть-Илим, население которого составляло 2200 человек, появилась первая, тогда еще начальная, школа. Возглавила ее Зоя Андреевна Давина. Сама она из местных, к тому времени имела педагогический опыт, а также опыт работы руководителя в Тушамской, Кеульской школах. Всегда предельно аккуратная, подтянутая, уравновешенная, она  вызывала симпатию у земляков. Как педагог Зоя Андреевна была терпелива и в то же время строга. Когда возник вопрос о назначении директора начальной школы в молодом поселке Усть-Илим, сомнений ни у кого не было – только З.А. Давину. В 1967 году школа переехала  в более просторное помещение с ул. Светлова на ул. Школьная. А в 1968 году состоялся первый выпуск учащихся, этот год и считается рождением средней школы № 2. В народе она осталась под названием «желтенькая». В 1970 году коллектив учителей и учащихся перешел в другое большое здание - по ул. Солнечная. В нем школа обрела постоянное место (из архива школы № 2).

       СЕГОДНЯ в г. Усть-Илимске  20 общеобразовательных учебных заведений, и каждое интересно по-своему. Например, в самом живописном микрорайоне города – в Березовой роще &‐ расположен экспериментальный лицей. Его создавали и строили сами педагоги. Зачастую им приходилось менять свою профессию на строительную, быть плотниками, грузчиками, штукатурами…Но сначала родилась идея: создать учебное заведение по типу одной большой семьи. Непривычно? Возможно. Но как без некоторого авантюризма в сложившейся годами образовательной системе? Кстати, идею подсказал сам директор – Мусса Мазанович Батербиев. Вернее он взял ее из детства. Кавказская семья была большой, разница в возрасте между детьми доходила до 20 лет. Было нормой, когда старшие дети воспитывали младших. Порой они лучше понимали друг друга. Идея понравилась. К тому же методика была уже разработана педагогами-новаторами. В лицее стали образовываться разновозрастные учебные группы. В чем преимущества такого обучения? Из привычного носителя информации учитель превратился в наставника, партнера. Осторожно, не назойливо, он организует взаимообучение, привлекая старших лицеистов. При этом реализует разные форм работы – в парах, в группах… Это подогревает у подростков желание учиться, а общение сближает. Каждая учебная группа ежегодно пополняется новыми детьми. Жизнь показала, что при таком изучении предметов у ребенка знания не только систематизируются, но и становятся более прочными. В 2005 году лицей стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Его опыт подхватила школа № 17, реализовав обучение детей в разновозрастных группах на практике.

       Многие годы в городской образовательной системе реализуется федеральный проект  «Пайдейяполис – ХХ1 век». Его идея – развивать интеллектуальный уровень горожан, начиная с детского сада, с начальной школы. Как много сегодня сделано в этом направлении! Все учебные заведения города тесно связаны, сотрудничают не только друг с другом, но и обмениваются опытом, информацией с научными учреждениями Москвы, Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Томска и т.д.

       Образовательная система г. Усть-Илимска зарекомендовала себя как одна из ведущих не только в области, но и в России. Почти каждая школа сибирского городка – известная федеральная экспериментальная площадка. Сколько ведущих ученых, педагогов-новаторов России со своими семинарами побывало за эти годы в Усть-Илимске. И как результат, все школы в городе работают как единое целое, и в тоже время не похожи одна на другую, каждая зарекомендовала себя в том или ином направлении на областном, всероссийском или даже всемирном уровне.

       Например, школа № 5 неоднократно лидировала в сфере экономики, дети становились победителями областных и российских олимпиад. Школа № 8 десятки лет побеждает во всероссийских президентских играх в г. Сочи. В школе № 10 развита предпринимательская деятельность среди детей, получающих начальное профессиональное образование. Учителя школ №№ 9, 11  дают глубокие интеллектуальные знания, помогают детям раскрыть свои индивидуальные способности и определиться в жизни. Педагоги школы №12 видят свою задачу в воспитании человека, стремящегося ко всему новому, прогрессивному. Именно такой человек в будущем позитивно повлияет на окружающих, на мир вокруг себя. Постановлением губернатора школе № 13 присвоено имя конструктора ракетно-космической системы, дважды героя соцтруда, нашего земляка Михаила Янгеля. Задача педагогов – помочь своим воспитанникам выстраивать отношения с людьми разных взглядов, быть терпимым к окружающим, что так сложно в современном мире. В школе № 14 в развитии ребенка, в его планах на будущее активно участвуют сами родители. А школа № 15 сегодня просто находка для семей, где дети нуждаются в том или ином лечении. Здесь оборудованы медицинские, диагностические кабинеты, развита фитотерапия. Ученики находятся под наблюдением медиков, а процесс обучения построен так, чтобы сохранить здоровье ребенка.

       Еще одно из элитных учебных заведений города – гимназия № 1. Её преподаватели активно сотрудничают с Академией наук России, внедряют инновационную программу – 2100.

       Сегодня профильное обучение в городе перешло на более современную основу. Теперь десятиклассник сам выбирает, по какому направлению – экономическому или социально-гуманитарному, физико-математическому или технологическому - он будет обучаться. Согласно запросам родители и дети легко выбирают учебное заведение или предметы, которые ему подходят по профилю. Одиннадцать школ города стали победителями национального проекта «Образование», получив гранты в миллион рублей, 34 учителя награждены премией президента в размере сто тысяч рублей! Это высокая оценка образовательной системы. И как результат, усть-илимские выпускники школ составляют сильную конкуренцию при поступлении в престижные вузы России.

/Марина Тяжелкова.- Усть-Илим - на далекой таежной реке... - МП: тип. Пятый цвет. - 2009г. - с.83/

 

         1.  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» www.ui-school-1.proilim.ru

         2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 www.school2ui.z83.ru

         3. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» http://school5-ustilimsk.ru

         4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» www.s7ust-ilimsk.ucoz.ru

         5. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича»                            www.uischool8.ru

         6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» www.uischool9.ucoz.ru

         7. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» www.ilimschool.ru

         8. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» www.uischool12.ru

         9. «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля www.miramirov.proilim.ru

         10.«Средняя общеобразовательная школа № 14» www.school14.ru

          11.«Средняя общеобразовательная школа № 15»  www.school15yi.ru

          12. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» www.shkola17ui.ucoz.ru

          13. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усть-Илимский экспериментальный лицей»  www.lyceum.biz

          14. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городская гимназия №1» www.gimnazia1.ru