Статья Судьба Марии Васильевны Туровой в российской истории ХХ века

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Детство на Крайнем Севере страны

Военная юность

Жизнь и работа молодой учительницы на Бодайбинских приисках

Учёба в Красноярском учительском институте

Работа в райкоме партии

Возвращение на родину

Общественная и творческая личность

Заключение. Жить не только для себя

Введение

Есть люди, жизнь которых можно сверять по учебнику истории. Такие люди ведут активный образ жизни, всегда в центре происходящих событий, им до всего есть дело, они  не равнодушны, открытым сердцем откликаются на всё, что вокруг них происходит. По сути, они сами являются историей нашей Родины.

Нам посчастливилось встретиться с таким человеком. Это Турова Мария Васильевна. Ей сейчас 78 лет. Эта женщина очень сильная и яркая личность. Её отличает интеллигентность, открытость, большая ответственность за любое, казалось бы, незначительное дело. Она человек слова, можно даже назвать максималистом,  никогда ни перед кем не лукавит и не заискивает, даже если от этого человека зависит её судьба. Таких людей как она, раньше называли Настоящий Учитель, Настоящий Коммунист. Так как Мария Васильевна – человек общественный, всё, что происходило в стране, вокруг неё было частью её  жизни. Фрагменты её жизни могут стать подтверждением или иллюстрацией некоторых страниц отечественной истории, а некоторые детали дают возможность глубже понять смысл происходившего ранее. За сухими строчками учебника по истории Отечества  теперь для нас понятна жизнь наших дедушек и бабушек, похожих на Марию Васильевну. А быт людей военного и послевоенного времени, живших на севере Восточной Сибири, вообще, был неизвестной страницей. Мария Васильевна  не создала своей семьи, но вокруг неё всегда много людей, которым она нужна, которым с ней интересно. Цель нашей работы – подробно изучить, описать, жизнь Марии Васильевны для того, чтобы лучше понимать наших дедушек и бабушек, попытаться проследить как судьба человека вплетается в судьбу страны.

О Марии Васильевне мы узнали от нашей учительницы истории Леготиной Веры Александровны, которая и познакомила  нас с ней. Мы – это ученицы 8г класса школы №11 города Усть-Илимска –Абдулина Ирина и Шурпач Юлия. Работа выполнялась на основе воспоминаний Марии Васильевны, рассказов о ней её учеников, коллег, друзей, соседей, на основе домашних архивов и статей из местных газет («Ленский шахтер» за 2.09.1971г, «Усть-Илимская правда» за 5.08.1995г.).

Детство на Крайнем Севере страны

Родилась Мария Васильевна 7 августа 1925 года в Бодайбо, небольшом городке,  на севере Иркутской области – центре золотодобывающей промышленности. Её родители приехали на север из Красноярского края, Дзержинского района. Мама – Мавра Факеевна, папа – Василий Федорович. Отец подростком помогал красным партизанам, затем служил в Красной армии 3 года. В 1923 году вернулся, женился. В это время по лесам скрывались белогвардейцы, вырезали целые семьи тех, кто был на стороне красных, Василию Фёдоровичу тоже угрожали. Поэтому, не дожидаясь расправы, он с семьёй перебирается на север Иркутской области.

Жили на прииске Александровском. Василий Федорович работал на лесозаготовках для строительства, а Мавра Факеевна готовила лесорубам еду в бараке, где жили 35 человек. Там и родилась Маша. Печь в бараке была одна. и, когда Мавра Факеевна была занята у печи, она привязывала Машу к кровати, чтобы та не упала. Были у них еще две девочки и четыре мальчика, но из-за тяжелых условий жизни на севере, ослабленного здоровья детей, они все умерли. С 1938года Мария Васильевна осталась у родителей одна.

В первый класс Маша ходила семь километров пешком до прииска Апрельского, где находилась ФЗД (фабрично-заводская девятилетка), дававшая среднее политехническое образование. На этом прииске в 1912 году был известный в истории России Ленский расстрел. В 1934 году на Ленинском прииске открыли среднюю школу, семья Туровых перебралась туда. Маша стала ходить во второй класс в новую школу, где проучилась до восьмого класса.

В 1934 году Маша вступила в пионерскую организацию. Она помнит, что постоянно дети выполняли какую-нибудь общественную работу. Летом высаживали деревья с вожатыми старшеклассниками на улицах посёлка. Вожатые Илья (фамилия уже забылась) и Василий Лобов позднее погибли на фронте.

Перед принятием сталинской Конституции в 1935 году, когда Марии Васильевне было 10 лет, ей поручили обучать в посёлке неграмотных домохозяек, она помнит, что среди этих женщин была её мама. Также ярким воспоминанием являются первые выборы в Верховный совет в 1937 году. Было очень торжественное событие в посёлке, а они, дети, ставили  в клубе концерт.

1937 год запомнился арестами на прииске. Маша дружила с Егоровой Надей и Васинской Машей. Отец Егоровой был главным инженером, а Васинский Фирс Александрович работал на прииске инженером. Интеллигентные, хорошие люди, так о них говорили в посёлке. Никто не верил, что они виновны. О судьбе главного инженера Мария Васильевна не знает, а вот с семьёй Васинских она долго поддерживала отношения. В их семье было пять детей, все играли на музыкальных инструментах. Фирс Александрович был реабилитирован только в 1953 году. Умер он в 70-х годах, а его семья сейчас живёт в Иркутске.

Также был репрессирован дядя Марии Васильевны Григорий Макаров. Он был офицером Красной Армии. В 1956году Мария Васильевна делала запрос о его судьбе. Ей пришел ответ, что дядя Гриша умер в 1943 году в заключение  от сердечной  недостаточности.

В 1941 году, учась в восьмом классе, Мария Васильевна вступила в комсомол. До сих пор помнит номер комсомольского билета (13126045). Это событие у неё ассоциируется с днём казни  Зои Космодемьянской, которая состоялась 29 января. Хотя узнала о казни намного позднее. Помнит,  как в «Комсомольской правде» была опубликована статья журналиста Лидова, с просьбой опознать казненную девочку. Помнит, как потрясла ее фотография мертвой Зои, что хорошо было видны  примерзшая на лбу солома, её истерзанное тело.

Военная юность

В 1941 году Мария Васильевна окончила восемь классов. Этим летом началась Великая Отечественная война. Мария Васильевна помнит, что в тот день (22 июня), когда она узнала об этом, у них в посёлке был спортивный праздник, она участвовала в различных соревнованиях. Жизнь продолжалась, и никто не знал, какое испытание ждёт всех впереди.

Когда мужчины отправились на фронт, женщины приисков заменили их на шахтах. Работали лебёдчицами, откатчицами – откатывали вагонетки с породой от забоя наверх. Породу выбирали зимой, а весной её промывали, добывая золотой песок. Мужчин отправляли на фронт  только летом на пароходе по Витиму (другой дороги не было). В 1943году с приисков перестали забирать народ на фронт. Требовалось много золота для широкомасштабных операций 1943 года. Мария Васильевна помнит, как говорили на прииске, что золото пойдёт на освобождение Харькова. В этом же году пароход с мужчинами вернули назад, домой.  Отца на фронт не брали из-за инвалидности.

Самые прекрасные годы юности Марии Васильевны выпали на тяжелую и голодную военную и послевоенную пору. В 1941 году девочка поступила в Бодайбо в горный техникум, где проучилась один курс. Было очень голодно, приходилось очень много работать. Студенты после занятий допоздна  трудились на общественных работах. В 1942 году Мария Васильевна с другими учащимися техникума помогала строить аэропорт в Бодайбо. Тогда,  из стратегических соображений, в нескольких точках на севере Иркутской области, для связи с союзником – США начали строить аэропорты.

Молодёжь мечтала попасть на фронт. Парням было проще, но и девчонки готовились по-настоящему. Один день  в неделю у всех была  военная подготовка. По восемь часов в день маршировали, разбирали и собирали оружие, стреляли, учились оказывать помощь раненым, метали гранаты, бегали на лыжах и др.  Мария Васильевна имела значок «Ворошиловский стрелок» и прошла подготовку на курсах радистов. Подала заявление в военкомат, чтобы отправили на фронт, но в армию не взяли из-за физического истощения. В день получали всего 400 граммов хлеба, других продуктов питания в Бодайбо практически не было, т. к. сельское хозяйство на севере не было развито (вечная мерзлота, короткое лето), своего огород не было, который мог бы прокормить. Стипендия составляла 150 рублей, а булка хлеба стоила 300.

Родители решили переселиться из Бодайбо в Киренск (городок на севере Иркутской области на реке Лена). Там, в пойме реки, выращивали картофель и другие сельскохозяйственные культуры, были колхозы. Можно было хоть как-то прожить, получая за работу продукты питания. Родители отправились в сторону Лены зимой пешком. Прошли до Мухтуи 300 километров, а когда Лена вскрылась ото льда, переправились в деревню Воронино рядом с Киренском.

Летом 1943 года Мария Васильевна перебралась к родителям, написала заявление о приеме в Киренское педучилище. Чтобы выжить, приходилось очень много работать. Нанималась в колхоз копать картошку на условиях: 10 мешков накопаешь – 9 колхозу, 1- себе, так Мария Васильевна накопала 100 мешков и заработала – 10. Это был очень хороший заработок.

От педучилища в августе-сентябре посылали на уборку урожая в деревню Нижнее Карелино по реке Тунгуске.  Мария Васильевна впервые увидела, как растёт рожь. Научилась жать серпом, вязать  и молотить хлеб. Местные колхозники даже удивлялись тому, как быстро она, девочка из промышленного района научилась это делать. В день выполняла две с половиной нормы. За работу получила два ведра конопляного семени. Позднее, в  общежитии,  эти конопляные зёрна девочки поджаривали на сковороде и ели.

В общежитии педучилища  жили  по 13 человек  в  комнате –приспособленный под жильё класс. Осенью Мария Васильевна  устроилась истопником в училище. В здании было 13 печей на двух этажах. Поленья имели длину 75 сантиметров. Для худенькой молодой девушки эта работа была очень тяжелой. Печи начинала топить с 12 часов ночи. В пять часов утра нужно было проверить, чтобы во всех печах не осталось углей, чтобы не было угара, закрыть их вовремя. Спать ложилась только в пять часов и спала до восьми.

Утром, как все, шла  на занятия. В декабре Марию Васильевну пожалели добрые люди и посодействовали её устройству в библиотеку, где она проработала до окончания педучилища по июль 1945 года. С утра была на занятиях, а с трёх часов дня до десяти вечера работала в библиотеке.

Несмотря на свою занятость, Мария Васильевна успевала всё. Отлично училась, часто девчонки просили списать задачи по математике. Была старостой хорового кружка, членом комитета комсомола. Ко всему, что приходилось делать, подходила ответственно, с полной отдачей. Была постоянной участницей художественной самодеятельности. Читала  на концертах стихи, которые только появлялись в газетах (Симонова, Гусева и других авторов). Играла в спектаклях. Один спектакль назывался «С ветерком». Мария Васильевна помнит оттуда частушку:

Я - Маруся боевая,
Мой девичий нрав таков:
На работе боевая
И в веселье будь здоров!
Мы ребятам не уступим,
Даром, что не фрицев лупим.
С фронтовых пример берём,
Как работать с ветерком.
А парень отвечал:
«Сохраняйте вы при этом
Привлекательность лицом.
Если был бы я поэтом,
Написал бы с ветерком».

Шла война, но молодёжь жила своей жизнью: устраивали вечера отдыха, ходили на танцы в клуб речников, смотрели кинофильмы. Мария Васильевна помнит, как в 1943 году они смотрели с восторгом фильм «Свинарка и пастух». Договаривались с подругами, что каждая запоминает по строчке из новой песни. И, когда выходили из клуба, то уже пели полюбившеюся песню. С фронта возвращались комиссованные ребята. В педучилище пришёл Пешков Лев, был весь израненный, хромал, но очень просил Марию Васильевну научить его танцевать.  В 1947 году скончался от ран.

Памятным остается день, когда узнали об окончании войны. Мария Васильевна ночевала у подружки Капы в общежитии медучилища. Встала утром раньше всех, тихонько включила радио, по приемнику передавали об окончании войны. Стала всех будить: плакали, смеялись, пошли в центр города. В городе возникла стихийная демонстрация. Люди шли с ремонтных мастерских, речного училища, отовсюду. Играли гармошки, пели песни, плакали. На площади был митинг. Война окончилась…

Жизнь и работа молодой учительницы на Бодайбинских приисках

Мария Васильевна закончила педучилище в этом же – 1945 году. Её отправили по распределению учителем начальных классов на прииск Кропоткинский. На 1 классе проработала всего один месяц. В 12-ти километрах открылась новая малокомплектная  школа  на сельхозбазе. Мария Васильевна должна была обучать 32 ученика четырёх классов. В первом-12 учеников, во втором кассе-8, в третьем-8, в четвёртом-4. (фото) Молодая учительница была очень  способной и, через год, в 1946 году, её отправляют в Апрельскую семилетнюю школу завучем и учителем русского языка и литературы. Была ответственна не только за знания, но и за здоровье детей, их воспитание и многое другое. Приходилось выполнять разную работу. Например, постоянно проверяли, нет ли у детей вшей. После войны – это была серьёзная проблема. На прииске не было своих бань, все ходили в общую  и учителя тоже. Учителя жили в отдельном бараке. Мария Васильевна имела там свою комнату, куда позднее перевезла родителей.

На прииске Апрельском она прожила четыре года. Но и здесь её деятельный характер не даёт ей  покоя. Собрала 38 парней 18-20 лет и создала комсомольскую организацию. На первых порах учила их читать газеты и пересказывать  прочитанное, многие этого не могли делать. Учила танцевать под патефон. Клуба не было. В старой школе сами построили клуб: сделали печь, лавки, сцену. Организовали хор, ставили пьесы (часто парни играли женские роли т. к. девушек не было), устраивали лекции, обсуждали статьи. Комсомольцы вели шефство над детским домом, в котором было 150 детей, оставшихся после  войны  без  родителей. Помогали дровами: подвозили их к детдому, кололи. Ходили с детьми на лыжах, даже брали на охоту (ставить петли на зайцев), устраивали соревнования. Как-то обнаружили двоих детей,  которые жили без родителей. Брата звали Толя, ему было 15 лет, сестрёнке - 12. Все эти годы они не ходили в школу. Толя стеснялся таким переростком сидеть в одном классе с малышами. Мария Васильевна с ним позанималась, и мальчика посадили в четвёртый класс. Он был очень серьёзным помощником воспитателям в детдоме. Опекал малышей, провожал их в школу, в баню. Его дети слушали больше чем воспитателей.

Всем жилось нелегко, но такие люди как Мари Васильевна, облегчали жизнь других своей чуткостью, человечностью, делали всё, чтобы она становилась немного радостней. Хотя и самой жилось не сладко. Родители болели, перебивались небольшими заработками. Содержание семьи было на плечах  дочери. Летом 1946 года Мария Васильевна решила поработать во время каникул на шахте. Промывала породу, за работу давали боны, на которых были написаны рубли  и копейки. На 10%  с этих  бонов  можно было  приобрести продукты, а  на остальное промышленные товары. Подобие магазинов называлось «Золотоскуп». Все овощи и фрукты,  которые там появлялись, были сушеные. Спасались от болезней тем, что собирали осенью много ягод, грибов, орехов кедрового стланика.

Учёба в Красноярском учительском институте

Мария Васильевна  хотела продолжать образование. Родители засобирались на родину в Красноярский край, а их дочь в учительский институт. Её не хотели отпускать, предлагали учиться на заочном отделении, но Мария Васильевна понимала, что при её учительской зарплате в 500 рублей, ей невозможно будет летать на самолёте на сессии дважды в год. Билет до областного центра стоил 1600 рублей. Она решила учиться на очном отделении учительского института в Красноярске.

В 1949 году увезла маму в деревню Борки Красноярского края, отец уехал раньше. Сама поехала сдавать экзамены. Но долго ждала документы из Киренска об окончании педучилища, поэтому прибыла в Красноярск поздно, уже шли вступительные экзамены. Сразу с вокзала поехала в институт. Это было 11 августа. Сдала в один день три экзамена. А на следующий день  её не смогли разбудить, т. к. накануне в дороге она не спала двое суток.. 13 августа сдаёт последний экзамен, но на филологический  факультет, куда она собиралась уже не было места. Выбрала исторический.

Два года училась в  институте.  Жизнь её также была полна разных дел и забот. Была старше других студенток, да и серьёзнее, поэтому её выбирают в комитет комсомола ответственной за политико-воспитательную работу.

Много было интересных событий. Ходили в Красноярский театр на спектакль «Аттестат зрелости», после спектакля вместе с актёрами анализировали  происходившее на сцене. Принимала активное участие во всех общественных делах: спортивных  соревнованиях (фото), субботниках, художественной самодеятельности, ходили в турпоходы на  красноярские столбы и пр.

В общежитии жили по13 человек в комнате. Утром, в 6 часов, дежурные вставали топить печь. С 8 часов были занятия до2-3 часов. С трех Мария Васильевна работала в гостинице «Колхозник» в комнате отдыха. На стипендию было прожить сложно, родители помогать не могли.

Однажды, после одного из институтских вечеров, исключили четверых лучших студентов за то, что они читали вслух стихи С. Есенина. Ребята были отличниками, активистами, студентами 4 курса (один с истфака, другие с филфака). Они лишались права поступать в другие институты. Это очень сильно всех потрясло.

Работа в райкоме партии

В 1951 году Мария Васильевна  окончила институт и распределилась в село Ирбей  Красноярского края инспектором районо. Осенью выбрали членом бюро ГК ВЛКСМ. В 1952 году подала заявление в партию, переизбрали секретарём Райкома (фото).

Работу планировали от решений партии и правительства. Пришло распоряжение осваивать целинные земли - взялись за изыскание таких, начали строить силосные  полубашни.. Постановили выращивать кукурузу- назначали ответственных за поиски семян, за проращивание кукурузы в торфяных горшочках. Во время посевной Мария Васильевна помогала организовывать комсомольско-молодёжные бригады.

29 ноября 1951года ходила с лекцией о героизме Зои Космодемьянской (в связи с десятилетием со дня её гибели) в одно из сел. Зима, 11 часов ночи, ветер. Заблудилась. Боялась присесть у стогов, чтобы не замёрзнуть. Комсомольцы не дождались, пошли искать. Лекция поздно, но состоялась.

Нам, теперешней молодёжи, трудно представить, что так необходима была такая самоотверженность. Мы не такие. Они тоже были другими, считали, что это необходимо. В феврале 1952 года Мария Васильевна была отправлена на курсы повышения квалификации в Москву. Это событие оказало на неё неизгладимое впечатление. Всех приезжающих тогда в столицу заставляли проходить на вокзале дезокамеру (от вшей и чесотки). Проучилась в Москве месяц, узнала много полезного. Особенно запомнились лекции Гривкова – председателя профсоюзов народного образования и Кондакова М.И.- из министерства.

Узнали, что народные средства  идут на строительство школ, МГУ,  мостов, городов. Свозили на экскурсию в Ленинград, где увидели следы войны. Гривков на лекции рассказывал о том, как возил со страхом делегацию учителей из Англии по деревням Харьковской области (они сами выбрали место). Англичан поразило то, что советские дети, живя в землянках (много деревень было фашистами сожжено, много пострадало во время боёв), учились в школах, мечтали стать врачами, музыкантами. Ведь у большинства этих детей отцы погибли на фронте.

Когда Мария Васильевна вернулась из Москвы, ей было легко убеждать людей в необходимости давать государству заем. Сама она подписалась на 500 рублей (её месячная зарплата) за десять месяцев. Партия призывала советских людей помочь в сборе средств на восстановление разрушенного хозяйства.

В марте 1953 года была в командировке в селе Покровское в Саянах (30 километров от Ирбея). На всё село был один радиоприёмник в поссовете. Через него узнали о смерти Сталина. Все сидели и слушали. Люди переживали. Затем провели траурный митинг.

Возвращение на Родину

До1956 года Мария Васильевна работала в Ирбее и училась в  Педагогическом красноярском институте заочно. Она стала проситься отпустить её из горкома, Марию Васильевну отпустили только  тогда, когда она позвонила в крайоно. Оказалась в селе Медведское Красноярского края, где работала  учителем истории и конституции. В 1957 году сдала госэкзамены, получила диплом. Было ей тогда 32 года.

Очень тянуло в места своего детства – в Бодайбо. Написала письмо в районо. Получила в ответ телеграмму: « Ждем. Работой и квартирой обеспечим». В Бодайбо предложили должность инспектора районо. Но опять выбирают секретарём райкома партии. До 1962 года не могла попасть в школу. Только серьёзное заболевание послужило поводом для её освобождения от работы в горкоме. Нельзя было ездить в командировки, нужно было питаться и жить по режиму.

Мария Васильевна устраивается в среднюю школу в Бодайбо учителем истории в 5-7 классах. Помнит, с каким  недоверием отнеслись к ней вначале в школе. Было посещено 160 уроков за один учебный год. Мария Васильевна делала записи на планах уроков, кто её посещал. Но и тут без общественной работы она не могла, стала выпускать стенгазету. Через некоторое время её назначают завучем. Мария Васильевна всегда была организатором интересных дел в школе, поселке, городе, где она жила  и работала. Часто возила детей на экскурсии на место Ленского расстрела, на шахту, на драгу и пр.

В 60-е годы вместе с аттестатом об образовании, школы стали выдавать документы о получении рабочей профессии. Мария Васильевна организовала широкую связь с различными предприятиями города, поэтому дети их школы, оканчивая 8, 10 классы, получали 17  профессий. В школе было три мастерских, которые зарабатывали деньги школе.

Общественная и творческая личность

Где бы ни работала Мария Васильевна, она не могла обойтись без общественной работы. Сейчас, в наше  время, многие люди не могут представить, как можно работать за просто так, бескорыстно. И это ещё один повод говорить о таких людях как Мария Васильевна, Чтобы мы не забывали, что можно жить интересно и полезно, не обладая миллионами. И тогда не будет столько зависти вокруг, а пословица «не имей сто рублей, а имей сто друзей» не будет казаться такой устаревшей. Мария Васильевна много читала, да и сейчас, после болезни, жить без этого не может. У неё большая библиотека, правда, большую часть книг раздала знакомым и друзьям. Всегда своими знаниями хотела с кем-нибудь поделиться.

В 60-70гг. выполняла общественную работу лектора Общества Знаний, несла знания в массы, расширяя кругозор трудящихся. И эту работу она выполняла с полной отдачей, добросовестно. Даже в доме отдыха в Крыму её уговорили провести вечер о С. Есенине. За работу в Обществе Знаний Мария Васильевна получила в 1962 году Благодарственную грамоту и премирована путёвкой в дом отдыха в Геленджик.

Летом она много путешествовала. Побывала более чем в ста  городах Советского Союза. Проследовала маршрутами от Красноярска до Диксона, была на Кавказе, на Чёрном море в Прибалтике. Часто покупала пешеходные путёвки. После похода на Тянь-Шань в 1968 году Мария Васильевна получила значок «Турист СССР».

Ещё одним любимым занятием является художественная самодеятельность. Мария Васильевна прекрасно поёт, а в молодости любила и сплясать. Выступала с учительским хором и хором ветеранов на смотрах художественной самодеятельности, за что награждена  как лауреат второго Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности в 1987 году в Иркутске.

Заключение. Жить не только для себя

С 1972  года  Мария Васильевна живет в Усть-Илимске. Тогда ещё строилась Усть-Илимская ГЭС, а позднее город стал комсомольско-молодёжной стройкой СЭВ. Работала в железнодорожной школе № 2 до пенсии. Как и везде вела общественную работу, много интересных дел проводила с учениками. Наш город строили молодые люди из разных социалистических стран. Мария Васильевна проводила встречи этих строителей со школьниками.

За самоотверженную работу Мария Васильевна отмечена правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, медалью Жукова в честь 100-летия со дня рождения, медалью в честь 100-летия со дня рождения Ленина, медалью за трудовые заслуги в годы войны юбилейной медалью в честь 50-летия Победы, медалью Ветеран труда.

Сейчас её саму часто приглашают на встречи ветеранов, учительские вечера или для бесед с детьми. Мария Васильевна умеет заинтересовать слушателей своим выступлением. Её знания, великолепная память, образованность, жизненный опыт и педагогическое мастерство не остаются не оцененными. Она прямолинейна, открыта и искренна. Мария Васильевна откликается на чужую беду, старается помочь в силу своих возможностей.

Вокруг неё всегда молодёжь. В 80-е годы дружили с ней, часто бывали у неё дома молодые учителя. В 90-е годы, когда подросли дети этих учителей и знакомых, то они стали дружить с Марией Васильевной. Воспитанием некоторых она занималась регулярно. Вяжет всем знакомым и соседям варежки, носки, платья, часто, чтобы просто сделать приятное. В ответ многие люди вокруг тянуться к ней, уважают и любят её. Марии Васильевне звонят и пишут из Красноярска, Ирбея, Бодайбо, Усолья-Сибирского, Иркутска и других мест, где её до сих пор любят и помнят.

Не каждый человек сегодня может похвастаться, что он получает много писем от дорогих ему людей. Секрет, наверное, в том, что Мария Васильевна не жалеет своего участия и тепла, просто дарит частицу себя людям. Мы очень рады, что познакомились с таким замечательным человеком, как Мария Васильевна, считаем, что должны знать и помнить о жизни старшего поколения. Когда узнаешь о таких людях больше, то многое в истории города и Отечества становится понятно. Ведь из судеб наших дедушек, бабушек, пап и мам складывается судьба государства.