- Здравохранение
- История
- Культура. Искусство
- Литературная жизнь
- Местное самоуправление
- МЧС
- Образование. Наука
- Общественно-политическая жизнь
- Правохранительные органы
- Природа и природные ресурсы
- Религия
- Сельское хозяйство
- Символика Усть-Илимска
- Служба в армии
- СМИ
- Социальная защита
- Спорт
- Твои люди, Усть-Илимск
- Транспорт
- Туризм
- Экономика
- О проекте
Дремов Василий Васильевич - водитель-первостроитель
Дороги Василия Дремова
Усть-Илимск родился задолго до того, как полным ходом начались работы на строительстве ГЭС, города, ЛПК. Многие годы одной из самых востребованных специальностей здесь оставалась профессия шофера – нужно было отсыпать дороги, подвозить стройматериалы, доставлять на работу людей. Чем дальше, тем быстрее развивалось автохозяйство молодого поселка.
Тысячи километров намотал по трассам Усть-Илимска водитель-первостроитель Василий Васильевич Дремов – один из тех, кто по праву носит звание первостроителя, гордится им и считает Усть-Илимск своей второй родиной.
Ему было 22 года, когда он, уроженец Челябинской области, услышал о грандиозных стройках на Ангаре. Шел 1963 год. На всю страну гремела Братская ГЭС. О ней слагали песни, стихи, туда отправляли комсомольские отряды. Василий Дремов решил поехать на освоение Сибири, минуя райком ВЛКСМ, без путевки. Был уверен: со своей профессией без работы не останется.
В управлении «Братскгэсстроя» молодому парню сказали прямо, что в Братске вопрос с кадрами стоит не столь остро, а вот в Железногорске, где есть автотранспортный участок, водители нужны. Но и в Железногорске Дремова не оставили: начальник автотранспортного участка Нарыщенко рассказал, что начинается строительство дороги на Усть-Илим, где в ближайшее время планируется возведение ГЭС, и там очень нужны рабочие руки. Новая техника на подходе, машиной обеспечат быстро. На маленьком самолете В. Дремов вылетел в Воробьево, пришел к начальнику автоколонны А. Беловодову, написал заявление и, наконец, после долгих переадресовок устроился на работу. А уже через два дня получил новенький МАЗ.
Дальше начались обычные трудовые будни. Надо было отсыпать дорогу до Эдучанки. Первая зимовка показалась и долгой, и очень холодной. Морозы в Сибири стояли лютые. Но парень даже не допускал мысли, что можно уехать домой, на Урал – очень не хотелось показаться слабаком, спасовавшим перед первыми трудностями. Вскоре парень получил КрАЗ, и вновь отсыпал дорогу, теперь уже до Ершово, Седаново… Появились друзья, происходили интересные события, все менялось на глазах.
В Усть-Илимск Василий Дремов попал только в 1965 году. Здесь опять с головой окунулся в работу. Молодому поселку нужны были дороги: в ближайший Невон, где строился аэропорт, к строительной площадке ГЭС. Затем начали отсыпать перемычку на месте будущей ГЭС.
Строительство шло невиданными темпами, меняли друг друга водители, а машина работала круглые сутки.
В 1966 на остров Лосенок, расположенный на Ангаре чуть выше будущей плотины, переправили два КрАЗа и экскаватор, и Василий Васильевич отсыпал дорогу на «большую землю». Работу осложняли сильные морозы, но пережидать их у строителей не было времени – партия ставила планы, выполнять которые приходилось ценой неимоверных усилий. Москва требовала неукоснительного соблюдения графиков работ, и люди делали все, чтобы их выполнять.
Однажды с участка механизации № 4, бывшей местом сосредоточения всей тяжелой техники на Усть-Илиме, потребовалось перевезти в Братск ковш для экскаватора объемом четыре кубометра, весом восемь тонн. На улице от мороза стоял туман. Отправили Василия. Туда шофер добрался благополучно, выгрузил ковш, и, чтобы не возвращаться порожняком, заехал на завод железо-бетонных изделий за плитами. А на улице уже поздний вечер. Мороз крепчал на глазах. Надо было переждать до утра, но водитель двинулся в обратный путь, домой.
Еду, а дорогу почти не видно, - вспоминает В. Дремов. - Унты, без них в то время было не обойтись, не спасали. Чувствую, ноги стали замерзать. Благо, машина не подвела. Если бы заглохла, то и мне не быть в живых. Чтобы отогревать ноги, надевал унты на выхлопную трубу, согревал внутри и опять за руль. Естественно, пока до дома доехал, прокоптил обувь так, что пришлось сжечь. Да ладно, хорошо, хоть сам не обморозился.
Случаев, и опасных, и интересных, было много. Все они хранятся в памяти. При воспоминании о некоторых до сих пор охватывают страх, а вдруг получилось бы чуть иначе…
- Однажды, когда начали строить новый Кеуль, еду с грузом, - рассказывает Василий Васильевич, - на улице от холода туман. Вдруг вижу – впереди дымок, вроде горит что-то, удивился. Еду, смотрю, ближе к речке Кеульке стоит «зилок». Водителя не видно, а у дороги ребятишки одни. Жмутся к небольшому костерку, греются. Меня увидели, бросились махать. Остановился, спрашиваю, в чем дело. Оказалось, машина сломалась, и водитель пешком ушел в поселок, а детей, ехавших в школу, оставил ждать подмогу. Что делать? Ведь замерзнут пацаны. Кабина маленькая, а их человек восемь. Скомандовал, чтобы быстро забирались ко мне в машину. Набились дети битком, сжали меня со всех сторон. Ни рукой, ни ногой пошевелить не могу. Стекла запотели. Кое-как доехали до школы. А там учителя уже тревогу забили – ученики пропали. Долго благодарили и меня, и Бога.
Так за работой шли годы. Строился город, семья Дремовых, в которой росли двое детей, получила двухкомнатную квартиру. Позже, когда стал застраиваться правый берег, им предлагали трехкомнатную квартиру там, но они отказались – решили, что хватит и двушки. Не хотелось уезжать с обжитого места. Привыкли к левому берегу, где и соседи, и друзья стали родными.
Честный, добросовестный труд водителя был отмечен правительством. Он был награжден орденом «Знак Почета», медалями.
До самой пенсии Василий Васильевич не расставался с профессией, выбранной единожды и навсегда. До самого ухода на заслуженный отдых работал шофером-загонщиком в УИ АТП.
Сегодня, по прошествии 47 лет, он не жалеет, что когда-то связал судьбу с суровой Сибирью. Никогда не помышлял об отъезде, ведь здесь его дом, его город…
Белова, Т. Дороги Василия Дремова // Татьяна Белова // Вечерний Усть-Илим. - 2010. - 28 окт. - С. 3 : фот.
- 2426 просмотров