Самобытный художник Сибири

Самобытный художник Сибири

Известный в Приангарье художник Николай Тарасик – мастер с безошибочно узнаваемым стилем – не случайно любим зрителями и коллекционерами.

За то время, что Николай Викторович прожил здесь, он сделал немало, вложив свой безумный талант, свое видение в развитие культурной жизни нашего города.

На картинах Николая Тарасика, как будто на потертых временем фресках, проступают образы героев то ли ушедших эпох, то ли живущих вообще вне всяких систем координат.

При помощи зыбких светотеневых пятен и четких прорисованных линий автор обнажает некий таинственный мир, который словно действительно существует за тонкой гранью реальности. Персонажи его картин в своем сходстве с иконописными образами святых настолько проникновенны, а композиции связаны сильной внутренней логикой.

Иногда в истории случаются такие художники, которые дают импульс. Запускают некую творческую программу. Не прерывают связующую нить между небом и землей, а наоборот – укрепляют ее, делают прочнее каната, хотя она и паутинной прозрачности, и, как правило, живет на самом кончике кисти. Берет художник кисть в руки, обмакивает в краску, а дальше… Не всем дана такая способность. Тарасику –  дана.

 

Биография Н. В.Тарасика

Николай Викторович Тарасик родился в 1956 году в с. Вязынка Минской Области. Окончил отделение монументально-декоративной росписи Минского Государственного художественного института в 1982 году и с этого же года жил и работал в Усть-Илимске Иркутской области.

Несмотря на то, что с некоторых пор Тарасик перебрался в Москву. Перебрался, а свои золотые работы – оставил. В Сибири они живут в Усть-Илимской картинной галерее, у коллекционеров, а самое большое собрание – в галерее ДИАС.

Много лет Николай Викторович Тарасик преподавал в Усть-Илимском филиале Иркутского педуниверситета. С 1993 года являлся доцентом кафедры изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета. Учил не словом, но делом. Учил тому, как сделать так, что «из светлых, желтых и золотистых туманностей его живописи возникают некие ностальгические, романтические и мифологические образы…» Образы, настолько узнаваемые и самобытные, что – ни с кем не спутаешь. И в этом смысле скопировать манеру письма Тарасика невозможно: повторить сюжет, перерисовать один в один плавность линий – легко. Будучи преподавателем художественно-графического факультета, он воспитал множество талантливых учеников.

В 1996 году стал членом Союза художников России.

Основные выставки:

- «Художники Иркутска». 1996. ЦДХ, Москва.

- Персональная. 1997. Иркутский областной художественный музей.

- Персональная. 1999, 2004, 2016. Усть-Илимская картинная галерея.

Является многократным участником городских, областных, всероссийских и зарубежных выставок. Его произведения хранятся не только в российских музеях, но и в частных коллекциях России, Германии, США, Японии.

 

Стиль работ Н. В.Тарасика

Тарасик узнаваем. Это касается не только художественного метода, техники или манеры, но и инструментария. Экспозиция Николая Тарасика это –  мягкость пастели, отблески золочения и сухость темперы. К этому прибавьте согревающее действие теплых тонов.

Отсутствие масляного лоска, суммарный эффект матовости принципиально важен для художника. Сухие цвета, «нежирность» работ ассоциативно вызывает у зрителя ощущение, будто картины напитаны пылью времен. Заметим, что время, вообще, один из ведущих мотивов Николая Тарасика. Впрочем, выражен он неброско и невыпукло. Скорее, он едва уловим и потому, чарующий, мистический.

Николай Тарасик стремится выйти за допустимые границы времени; настоящее для него только повод, истинный его интерес – вечность. Между тем, устремления его не порывисты – это не кипучая романтическая буря, не вероломный временной водоворот; лишены они и эгоистической мотивировки – совершить задуманное «во что бы то ни стало!» В противовес этому Тарасик пользуется методом наблюдения, восточной созерцательности. И здесь он проявляет исключительную настойчивость и последовательность. Манера его – это, прежде всего, манера выдержанная. Вы не найдете на его полотнах буйства цвета. Его тона спокойны, уравновешены, лишены ярко выраженного противопоставления, но не акцентировки.

Особенность оптики Николая Тарасика такова, что позволяет ему заглядывать за грань, за предел. В проброс он и прорезает свои полотна, давая нам увидеть многослойность бытия. В своих работах Тарасик предстает как носитель древнего сознания, когда для человека параллельно сосуществуют все времена. Неслучайно и лица, что проступают на полотнах, и виднеются в прорезях, изображены в соответствии с иконописным каноном.

Этот прием – демонстрация зыбкости – один из характерных для творчества Николая Тарасика.

Художественный мир Николая Тарасика, на первый взгляд, не имеет нечего общего с окружающей действительностью – это таинственное пространство мифа, легенд, грез и сновидений. Зачастую изображенные на холсте или листе бумаги герои и предметы трудно различимы, как будто подернуты некой дымкой. Но каждая деталь этих работ, вплоть до выбора цвета, имеет свой глубокий смысл. «Природа работ Тарасика –  это реальность, возведенная в категорию символа.

Автор стремится к истокам чистоты, нравственного, религиозного сознания, –  рассказывает куратор выставки, искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. –  Можно сказать, что главный герой его работ –  время, но как философская категория, существующая вне настоящего, прошлого и будущего. Для обывателя Тарасик может показаться сложным художником, но для человека, обремененного сознанием и верой, автор прост и ясен.

Постоянные мотивы Николая Тарасика образуют особого рода «театрализованное» пространство, в котором лицедействуют задумчивые и отрешенные от мирской суеты герои, напоминающие средневековых святых и пророков. Греко-византийским образам сопутствует главный ностальгический образ Белоруссии с магическим обаянием ее легенд, проступающих сквозь туманную завесу мистических ландшафтов, в которых оживают тихие и печальные «тени забытых предков».

«Художник привлекательный и изящный. Из светлых, желтых и золотистых туманностей его живописи возникают некие ностальгические, романтические и мифологические образы. Легко узнаваем, владеет самобытным стилем, в картинах видна свободная и самобытная личность».

«Николай Тарасик – мастер законченной вещи, тонкий колорист, умеющий точно, изящно организовать плоскость холста. Мягкий лиризм, романтичность, завораживающая таинственность присущи всем его произведениям. В его пейзажах удивительно сочетается узнаваемость сибирской природы и некий фантастический космический колорит. В натюрмортах – мягкий и трепетный свет, возникающий словно из глубины изображения».

Уникальный творческий почерк, присущий Николаю Тарасику, заставляет многих искусствоведов называть его произведения тонкой и нежной поэзией, переведённой автором на язык живописи. Особую ауру картинам, написанным Николаем Тарасиком, придаёт наполненность их символами.

Метафоры, используемые художником, можно увидеть не только в изображённых им объектах, но и в композициях работ, и в технике их создания. Главным цветом в картинах Николая Тарасика всегда становится золотой, также становящийся символом. Это цвет добра, отражающий натуру художника, его поэтическую душу.

ТЕМПЕРА

Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии –  натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски – одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.

Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

Николай Викторович Тарасик в большинстве своих работ использует темперные краски, что позволяет создавать самобытные, присущие только ему особенные картины.

 

Ученики Н. В.Тарасика – известные люди г. Усть-Илимска

Дмитриева Юлия Федоровна – выпускница художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. В настоящее время – директор МБУК «Картинная галерея» г. Усть-Илимска.

Коневских Константин Васильевич – уроженец города Усть-Илимска Иркутской области. Участник объединения молодых художников города Усть-Илимска. Выпускник художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета, 1998г. В настоящее время директор МОУДО «Районная детская школа искусств» п. Невон.

Санжак Илья Геннадьевич – выпускник художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. Художник-мультипликатор, художник-прорисовщик  работал над созданием анимационного фильма «Карлик Нос».

Теги: