Медведев Валерий Михайлович – легендарный механик Усть-Илимского ЛПК

Я - механик!
 
45 лет из них отдано ЦБП, больше 35 из них – Усть-Илимскому лесопромышленному комплексу. За эти годы должности Валерия Михайловича назывались по-разному: главный механик, главный инженер, советник генерального директора по техническому перевооружению, но, по сути он всегда был механиком. Все, кто с ним работал, утверждают, что за всю историю УИЛПК не было человека более твердого в убеждениях и упрямого в достижении цели, чем он, и не было человека более скромного, застенчивого и покладистого.
Родился Валерий Михайлович в 1945 году, он ровесник Великой Победы. Отец – водитель, во время войны служил на Дальнем Востоке. Мать работала в колхозе. Отец рано ушел из жизни. После его смерти семья переехала в Енисейск. Там Валерий окончил школу, затем поступил на вечернее отделение механического факультета Красноярского технологического института и в это же время устроился слесарем на Красноярский ЦБК. Днем работал, а по вечерам учился. К окончанию института имел квалификацию слесаря 5-го разряда по ремонту оборудования бумажных фабрик. Валерий Михайлович с гордостью показывает первые свои «корочки».
Перед дипломом судьба занесла на Сахалин. Вспоминает: «Работал на Сахалине на Долинском ЦБК. Вот где история ЦБП! Там японские машины образца 30-х годов 20-го столетия. И всё работало, на ходу подшипники меняли, шестерни с дубовыми зубьями и т.д. Как хороша тогда была жизнь на Сахалине: хорошие заработки, льготы, всё в магазинах есть, рыба в два раза дешевле, чем на материке, японские тряпки. Днем работал, ночью диплом делал».
Потом был Байкальский ЦБК. «В то время он считался передовым, соответствующим последним достижениям науки и техники. Представьте: из кордной целлюлозы вырабатывалось свыше ста изделий для космоса и оборонки! Но работать там было очень тяжело. Монтаж оборудования, пуск, наладка давались с трудом», – рассказывает Валерий Михайлович. На Байкальском ЦБК за восемь лет он вырос до заместителя главного механика.
А в 1976 году целой командой специалисты Байкальского ЦБК были направлены строить и запускать Усть-Илимский ЛПК.
«Я механик не только по образованию, но и по складу мыслей, по духу. Мне хотелось реализовать себя, что-то новое узнать и опять же в конкретное дело воплотить. На Усть-Илиме я сполна получил такую возможность, несмотря на все превратности судьбы. Меня в жизни то повышали, то понижали, то унижали, то награждали. Вообще, одно время, уже на УИЛПК, я очень хотел в партию вступить. Но когда узнал жизнь поглубже, увидел, что многие туда идут из-за выгоды, посмотрел на некоторых партийных руководителей, что называется, вблизи, и как отрезало», – рассказывает Валерий Михайлович в своей книге, пока не изданной.
На Усть-Илимском ЛПК Медведев, по сути, создал то, что сейчас называют системой надежности. Сколько сил и здоровья положил он на все реорганизации технической службы! Несколько раз приходилось начинать сначала. По советской традиции почему-то все структурные преобразования начинали со службы ремонтов. Бился, доказывал, отступал и снова шел в атаку. И он победил. Даже за 10 лет безвременья 90-х комбинат выстоял, а оборудование, которое пускали Медведев и его талантливая инженерная команда, работает до сих пор.
У Валерия Михайловича есть несколько принципов, которым он не изменял никогда: «В механизмах и людях надо использовать лучшие качества, не давая нагрузку сверх той, что машина и человек могут вынести. В управлении людьми и в работе механизма должна быть четкая система. Система должна быть жесткой, но разумной и справедливой, иначе это не система, а среда обитания. И опереться можно лишь на то, что оказывает сопротивление».
Валерий Михайлович уже давно на заслуженном отдыхе, но производство по-прежнему вызывает его живой интерес. А главный результат его работы и жизни в том, что, как он говорит, получился комплекс, получился замечательный коллектив, прекрасный город в тайге.
Из неизданной книги Валерия Медведева «Мы были первые»:
...УИЛПК начал заниматься с 1980 года. Мой стаж в отрасли – 45 лет. Почётный работник отрасли, ветеран ЛПК, есть правительственные награды. Себя и коллективы технических служб считаю бойцами невидимого фронта – профессия не звёздная. Хотя без нашего участия не проходили стройка, монтаж, реконструкции, снабжение и многое другое, что связано с деятельностью предприятий ЛПК. Любые изменения, новые технологии в конечном итоге приводят к оборудованию. О нас вспоминали, когда где-то что-то плохо.
Я прошёл все ступени служебной лестницы, как говорят, не с огородов зашёл. На Усть-Илиме прошёл всю передовую, были трудные, казалось, безвыходные ситуации, тяжело, но всегда находили выход. Всегда уважал рабочий класс, помогал и имел у него большой авторитет. В разные периоды жизни приходилось работать сначала ногами – сапог на месяц хватало. Возглавив в 1981 году одно из главных управлений ЛПК, работать стал головой: анализ, аналитика, технические решения, организация, работа на внешней сфере и многое другое. Ведь голова не для того, чтобы только есть. Пошли пуски. Три года не был в отпуске. И не я один такой был, была ответственность за дело, об отдыхе не думали. Была песня, в ней слова: «Прежде думай о родине, а потом о себе...». По песне и работали, и жили. Александр Михайлович Сенченко (генеральный директор УИ ЛПК 1980 - 1983 гг. - прим. ред.) повторял: «Какой тебе отпуск – мы привыкнем тут без тебя работать». А я такие слова тоже говорил своим. Строили, создавали, всем нужно было современное, сильное предприятие, у нас были лучшие специалисты в отрасли, и вверх по служебной лестнице шли свои. ЛПК был предприятием молодых, здесь они учились, набирались опыта, находили друзей, создавали семьи.
Усть-Илим: начало
...Усть-Илимск был лакомый кусочек. Вызов, подъёмные, квартира, автомобиль. Согласно приложению к постановлению ЦК и Совмина на стройку выделялось очень большое количество автомобилей – дефицит в то время. Не из всех патриотизм брызгал, квартиры тогда меняли на любые города Союза. Когда начались пуски, многие уволились.
Меня принимали при заместителе генерального директора по кадрам Н. Д. Родькине. Он пришёл к нам из образования, проработал небольшой срок и опять ушёл в образование. Это был большой души человек. А на ЛПК его заменил И. В. Лизура.
Надо честно сказать, такой организации, подготовки, отбора кадров в отрасли не было. Нельзя не вспомнить добрым словом руководителей кадровой службы В. И. Илларионова, М. И. Курлюк, З. П. Сметанину, В. П. Василевскую и многих других. Были поездки, стажировки на родственных предприятиях, правда, кроме технических служб.
Наши слесари, электрики, сварщики, станочники работали на монтаже, ревизии, изготавливали нестандартное оборудование. Надо было решать, как обеспечить работоспособность технологического оборудования, запчасти. А это документация.
По сложившейся практике иностранные поставщики оборудования техническую документацию не дают. Нам выделили тёплую «захватку» на складе БИО (база импортного оборудования – прим. ред.), и там была организована разборка и эскизировка импортного оборудования – в нарушение контрактных условий. Через два года мы имели рабочую документацию.
Основная нагрузка по курированию пусков легла на плечи начальников цехов, механиков, энергетиков. Они заслуживают того, чтобы их помнили.
М. И. Бусыгин (генеральный директор строительства УИЛПК – зам. министра ЦБП 1976-1980 гг. – прим. ред.) своим спуску не давал по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись».
ЦБП имеет свою технологическую специфику, и много приходилось заниматься поставкой неГОСТированных трубопроводов. Много ездили в Петрозаводск с руководителем нашего представительства в Москве А. Г. Устиновым всяко разно договариваться. Наши нормали с химическими не совпадали. Берут трубы большого диаметра, а мелкие и фасонные части делать не хотят. Несколько раз находился в Петрозаводске на приёмке оборудования сушильной машины. И почти всегда – как на войне...
 
Как стал «родителем» турбоаэратора АПМ-75
...Очистные сооружения пускались первыми. Стройчасть готова. А оборудования нет. Нужны турбоаэраторы АПМ-75 на аэротенки. Завод «Химмаш» в городе Глазов их не отгружает. Нужны испытания и акт межведомственной комиссии. Меня назначают заместителем председателя комиссии – и вперёд на Котласский ЦБК. Там должны были пройти испытания. Я там всё пролез, посмотрел, поговорил с технарями. Ничего нового в этом оборудовании нет, работает неважно, много недостатков, аэратор ещё хуже. Был составлен акт, а сам себе думаю: «Зарубить это оборудование. А что тогда ставить на очистных, ведь больше ничего нет? Если зарублю, на Усть-Илим можно не возвращаться...»
Удалось только отвести предложение главного конструктора Глазовского завода о присвоении знака качества, тогда это было в моде...
Вот так вышло с оборудованием, зато познакомился с Коряжмой: в посёлке пусто, в столовых на первое-второе-третье – утка. Никогда не забуду красный борщ из утки с перьями.
Уже в Усть-Илиме А. М. Сенченко по поводу злосчастного турбоаэратора долго говорил, кивая на меня: «Вот сидит родитель этого турбоаэратора».
Агрегат, конечно, мы потом довели до ума, и он у нас работал удовлетворительно.
 
Как от рационализаторов отбивались
...Многое приходилось доводить до ума, в том числе и проекты. По-разному можно относиться к рационализаторскому движению: модно это было тогда, да и выгодно, премии хорошие были. А вот предложения разные были. Одно из них помню – не строить коммунальный тоннель ЦЗ. Метровые трубы мехочищенной и фильтрованной воды поднять с минусовой отметки наверх. Большая экономия и сокращение сроков. За это схватились строители, а как с эксплуатацией и безопасностью – это не в счёт. Главное – сроки и дешево. Вместе с главным инженером завода И. В. Картинцевым и главным инженером проекта Л. Д. Бутманом едем в Гипробум (генеральный проектировщик строительства УИЛПК – прим. ред.) на согласование. Говорил там, что так делать нельзя. А там сомневаются: сроки, деньги, рационализаторов поддерживать надо. Спрашивают: «Неужели нельзя?!»
Я сказал тогда, что технически сделать можно всё – в том числе и любую дурь. Короче, отстояли мы тогда строительство коммуникационного тоннеля по проекту, после зашли в рюмочную и отметили.
 
Вместо послесловия
...В жизни, в работе у каждого человека своя судьба, каждый несёт свой крест, свою ответственность. Какую ответственность несёт высшее руководство? Это ответственность за правильность принятых решений.
В деле создания, развития УИЛПК мы принимали правильные решения. Работали на опережение, на будущее, в зад событиям не смотрели...
Мы не могли иначе, потому что мы были первыми. Изменилось время, изменились ориентиры, задачи, человеческие отношения.
Хочется пожелать, чтобы у нового поколения и этого предприятия было Будущее, которое было у нас.
К публикации подготовила Татьяна Костицына 
Фото из архива Усть-Илимского ЛПК
 
Медведев, В. М.  Я – механик! / подготовила Татьяна Костицына // Вестник УИ ЛПК. – 2020. – 11 сент. (№ 35). – С. 4 : фот.