Мусорина Ольга Ильинична – ветеран города Усть-Илимска, геодезист-строитель Усть-Илимской ГЭС и города

Ей посчастливилось стать свидетелем  одного из самых ярких  событий в истории Усть-Илима – перекрытия  Ангары  в 1969г. 
Это событие  было сродни полету Гагарина в космос
Летом 1969 года я трудилась на строительстве домов, но такое важ-ное событие, как перекрытие Ангары, не могла пропустить. После работы поехала в котлован, чтобы увидеть все это поближе. Так как на подступах к прорану стоял патруль, в целях маскировки я прихватила штатив у гео-дезистов и пошла берегом вдоль продольной перемычки к месту героиче-ского действия. Но, к сожалению, в тот день увидеть проран мне было не суждено. Когда до заветного места оставалось метров шестьдесят, я столк-нулась с Виталием Матвеевичем Степановым, бывшим тогда главным маркшейдером Усть-Илимской ГЭС. Увидев у воды мою одинокую фигу-ру, он не удивился, взял у меня штатив, и... мы пошли в обратную сторо-ну. А навстречу мощно и красиво шли груженные диабазом автомобили. Мне оставалось только кинуть грустный взгляд в сторону штурма. 
На следующий день, 12 августа, также в надежде проехать до прора-на, я после работы сидела с котлованскими ребятами на перилах малой бе-тоновозной, поджидая знакомый КрАЗ 31-90. Мимо нас в сторону пере-крытия шли и шли люди, одетые не по-рабочему. Мы дивились: откуда у нас взялось столько праздного народа? Каждому устьилимцу важно было увидеть грандиозный праздник покорения Ангары своими глазами. 
Вдруг видим – навстречу потоку машин и людей идет начальник участка СМУ-1 Василий Иванович Воропай. Он отличался не только вы-сотой роста, его возвышала особая принадлежность к событию, которое называлось Перекрытие. Василий Иванович вел стройку от первого камня и задолго до нынешних дней предвидел ее развитие. Множество интерес-ных людей продвигало умом и энергией строительство, но Василий Ива-нович был еще и душой стройки, ее главным человеком, простым и вели-ким одновременно. 
Он подсел к нам и спросил меня, почему сижу без дела? Я пожалова-лась на судьбу. Он достал из кармана пропуск, написал на нем «КРУГЛО-СУТОЧНО. ВОРОПАЙ» и протянул мне. Радости не было предела! 
Предполагалось, что перекрытие продлится недели две, но пропуск понадобился только на одну ночь, а потом на долгие годы он стал для ме-ня дорогой реликвией тех прекрасных дней.
 
Старенький, но  удаленький
 ...На улице уже хорошо стемнело. Дождавшись КрАЗ 31-90, я прыгнула в кабину. 
О, что это был за КрАЗ! Когда другие, новенькие автомобили, щего-ляя своим ярко-зеленым глянцем, гордо ревя молодыми моторами, пру-жинисто и лихо подкатывали к экскаватору, этот ветеран трассы, пофыр-кивая «пшик-пшик» пневматикой рулевого управления первого поколения племени Кременчугского автозавода, скромно вставал в очередь на по-грузку. КрАЗ не смущался пошарпанности блекло-матового окраса своей персоны, но берег барахливший мотор, и потому вел себя тихо и мирно. Вот только его козырек, лежавший набекрень, выдавал явный авантюризм. На ухабах козырек вздергивался, дерзко приветствуя всех встречных. Ко-гда дух перекрытия вихрем ворвался на Усть-Илим, 31-90 тоже вдохно-вился и даже отважился мечтать об участии в перекрытии. Он верил, что отладят его мотор и он прорвется к прорану! 
КрАЗ был пожилого возраста, но водитель оказался молодым пар-нем, отслужившим армию. Несмотря на молодой возраст, Владимир уже успел поработать на ЗИЛ-157 и МАЗ-205. Когда ему доверили КрАЗ, он с энтузиазмом взялся за ремонт, и грузовик, как птица Феникс, стал возрож-даться из рухляди день за днем. Они боялись не успеть к началу перекры-тия. Но успели! 
Перед спуском на финишную прямую я присела на корточки, и Вла-димир накрыл меня толстым резиновым листом. Я сильно переживала, что даже с пропуском, подписанным Воропаем, к месту прорана не попаду: всюду стояли посты. К счастью, заглянувший в кабину дежурный меня не заметил. Благополучно мы преодолели и второй пост. 
 
Энтузиазм – в каждом экипаже
Тяжелая грузовая техника деловито подъезжала к прорану. И 31-90, подчиняясь ритуалу, тоже смело подошел, развернулся и остановился. Я выпрыгнула в темное пространство и стала наблюдать. КрАЗ задним хо-дом попятился прямо к краешку обрыва. Принял боевую стойку, начал поднимать кузов. Подъем давался нелегко.
Множество натужных звуков исходило из его прекрасно сложенного автомобильного организма. При этом, добавляя страсти, свистящим фей-ерверком из-под скользящих камней и колес летели звездные искры, чертя трассирующие линии, ярко видимые в ночной тьме. Когда подъемник вы-жал градусов пятьдесят высоты, КрАЗ, помогая сбросить непомерную тя-жесть, стал подниматься на задних колесах. А передние пошли вверх все выше и выше! 
31-90 стал похож на огромного ревущего зверя, стоящего на задних лапах. Казалось, еще миг, и он рухнет навзничь в бурлящий поток Анга-ры. Но на пике этого мгновения огромные камни сначала нехотя, затем убыстряясь, полетели в проран. 31-90, раза два качнувшись и победно глянув с высоты, опустился на все десять колес. Мы поехали в 45-й карьер за новой порцией груза. Навстречу в свете фар шла нескончаемая автоко-лонна. Казалось, автомобили вобрали в себя душевные свойства своих ве-дущих. Вот идет с молодым задором, всегда готовый обогнать любого, КрАЗ Вадима Челюбеева. За ним – серьезный Янош Яцки аккуратно ведет своего щеголеватого любимца. Следом Геннадий Поротов – обладатель красивой улыбки. И КрАЗ у него тоже улыбающийся! 
А вот и ветеран трассы – КрАЗ Бориса Васильева. Нещадно побитый скальником, без ребер жесткости, с разодранными стенками кузов придает автомобилю вид доходяги. Но только внешне. Боевой дух и шоферская удаль Васильева вполне сочетаются с надежностью его автомобиля. Энту-зиазм Перекрытия живет в каждом экипаже!
Вернувшись из карьера, снова стоим в потоке самосвалов. 
 
И вот – оно!
Не доезжая метров 50 до прорана, вдруг видим – навстречу бежит человек, размахивая руками. Я подумала: «Что-то случилось…» Но что могло тут случиться, кроме перекрытия?! 
Идущие впереди автомобили спокойно подошли к бровке, сбросили скальник. 31-90 тоже приблизился к прорану. 
Но это был уже не грохочущий проран, а неширокий ров, на дне ко-торого лежали мокрые камни. Не было даже ручейка! Перемычка с право-го берега уже четко проглядывалась, с нее по камням к нам пробирался человек с флагом. В темени ночи флаг казался черным. Мы выскочили из кабины. 
Вдруг все вокруг стало светлеть. И флаг уже был красным! И нас почему-то оказалось сразу много, человек сорок-пятьдесят. Все кричали: «УРА! УРА!» Обнимались. Кидали что-то вверх. 31-90 стоял вместе с ав-тособратьми в сторонке. Из высокой деревянной будки, гордо названной «Штаб перекрытия», в светлеющее небо грянул гимн Советского Союза. Перекрытие, которое все так ждали, случилось как-то неожиданно. И не было под рукой у нас шампанского, лишь триумфальным салютом проси-яли в небе Усть-Илима две зеленые ракеты. 
Когда гимн умолк, автомобилисты собрались в обратный путь. Но звездный час Усть-Илима продолжился. Все КрАЗы, МАЗы (четвертаки) подняли вертикально кузова и, яростно ревя моторами, легко взлетали на продольную перемычку, ликующе сигналя о победе. Всеобщий восторг охватил наше братство, случившееся на рассвете 13 августа 1969 года. 
Победная песня летела над покоренной Ангарой, эхом отбивалась от Толстого Мыса, сливалась с шумом воды и ветра и, тревожа наши души, впечатывалась в память о счастливых днях юности. 
Небывалой красы заря разгоралась над нами фантастическим розо-во-сиренево-алым светом. Пламенеющее небо прощалось с уходящей кра-сотой реки Ангары…
 
 
Мусорина, О. Это событие  было сродни  полету  Гагарина в космос / Ольга Мусорина // Вестник Усть-Илимского  ЛПК. – 2022.  – 4 марта (№ 8). – С. 9:  фот.