- Здравохранение
- История
- Культура. Искусство
- Литературная жизнь
- Местное самоуправление
- МЧС
- Образование. Наука
- Общественно-политическая жизнь
- Правохранительные органы
- Природа и природные ресурсы
- Религия
- Сельское хозяйство
- Символика Усть-Илимска
- Служба в армии
- СМИ
- Социальная защита
- Спорт
- Твои люди, Усть-Илимск
- Транспорт
- Туризм
- Экономика
- О проекте
Невон: страницы истории освоения земли Усть-Илимской
Невон: страницы истории освоения земли Усть-Илимской
Что же двигало ими, что влекло их сюда?
Может жажда наживы или горька судьба ?
Может, трудно и бедно было в отчем краю!
Или удаль лихая, поднимая в бою,
Заманила в дорогу, усадила в седло,
И отважную силу в дальний край унесло?
Сибирь по-монгольски «сибери» - «Страна лесов». Это уникальный край. Сегодняшние коренные сибиряки унаследовали от своих предков коллективизм, общительность, дружелюбие они любят ходить друг к другу в гости, независимы, несуетливы, не боятся ошибок и верят, что будущее принесет что-то хорошее.
Понятно и вполне естественно стремление человека быть первым. Иван Сизых стал первостроителем и основателем села Невон. А Невон впоследствии стал опорной точкой при строительстве Усть-Илимска.
Весной 1687 г. приказчик Дьяконов подбирал семьи, которые отправлял на Ангару для закладки «фундамента» новых поселений. Для деревни Невон выбор пал на Ивана Сизых с женой Дарьей и сыновьями.
10 июня 1687г., получив благословение отца Афанасия, лодка с семьей Сизых на борту тронулась в путь на освоение новых земель. Мимо проплывали красивые берега с могучим сибирским лесом. После реки Илим, узкой и тихой, ширь Ангары поражала и завораживала не столько своей глубиной, сколько прозрачностью, чистотой воды. Выбранное место оказалось удачным для хозяйствования: гора защищала от холодных северных ветров, лесные поляны давали возможность заложить пашни, на островах имелись сенокосные луга, в Ангаре в изобилии водилась рыба. Выгодность положения и обширность свободного земельного пространства впоследствии предопределили превращение деревни Невон в одно из наиболее крупных населенных мест, но это было потом, а пока, подружившись с тунгусами, Иван начал строительство дома. Так, в сентябре 1687 г. появился первый дом будущей большой деревни Невон. А 26 ноября 1688 года на свет появилась первая уроженка деревни.
Вскоре к семье Сизых присоединились Григорий Анучин и Иван Антипин, которые взяли в жены тунгусских женщин. Так появился поселок в устье речки Невонки, состоящий из трех домов, названный «избищем», давший начало деревне Невон. Жители «избища» заложили фундамент создания больших Невонских семенных кланов: Сизых, Антипиных, Анучиных, Карнауховых.
С самого основания русские поселенцы и коренное население в этих местах проживали в тесном соседстве, оказывая друг на друга взаимное влияние, перенимая некоторые формы хозяйствования (охота, рыбалка, земледелие), однако устойчивость традиционного уклада и самобытность вынудила коренное население постепенно откочевать в отдаленные северные районы. Две тунгусские юрты долго стояли на поляне, как реликвии прошлого, пока не подгнили и не были снесены новыми поселенцами.
Со временем деревня развивалась, а к середине XIX века был зафиксирован значительный рост Невона. К этому времени левый берег исчерпал возможности для расширения села, так как с одной стороны крутой склон, а с другой - низкий берег Ангары, который периодически подвергался затоплениям. Это поставило вопрос о необходимости расширения села. Новое место для развития находилось выше прежнего, было в отдалении от береговой линии.
Село развивалось, наряду с ним развивалось земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Но не только хозяйственная часть прогрессировала, так в 1877 г. была открыта церковь святого Иннокентия, затем воскресно-приходская школа.
Невонские семьи жили не сами по себе, их жизнь была связана селом, его обычаями они переплетались широкой сетью связей друг с другом, сельчан объединяли общие интересы и условия жизни. Вместе они принимали участие в партизанском движении 1919 г., Второй мировой войне. Множество судеб жителей села сливалось в единую судьбу.
Современная история Невона связана со строительством Усть-Илимской ГЭС, для которой он стал своеобразным плацдармом. Из села в полсотни дворов Невон стремительно вырос в поселок. Несмотря на модернизацию, которая нанесла ощутимый урон историческому облику старинного села, Невон сохранил свое первоначальное ядро, донеся до нас образ самобытной Ангарской деревни.
Невонцы, жившие в суровых северных условиях, в течение столетия выработали в себе трудолюбие и смекалку, гостеприимство и твердость духа. Следует заметить, они умели не только работать, но и отдыхать. Все праздники проходили очень большими компаниями, под веселые песни и пляски, это было главной традицией села Невон. И по сей день, некоторые традиции сохранились, например, фольклорная группа «Сударушка».
На сегодняшний день Невон является пригородом Усть-Илимска. В селе построена большая школа. Дом культуры и другие учреждения спутники современной жизни.
А нам необходимо гордиться, помнить и равняться на наших предков, которые, преодолев все испытания, построили красивейший город Сибири - её жемчужину - Усть-Илимск и сохранили историческое поселение - Невон.
Литература
1. Карнаухов, А. Ф. О чем шумит Ангара. - Саратов: Саратовский писатель, 2004.
2. Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII - нач. XX вв.: сб. статей / сост. А. Н. Геращенко. – Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007.
Баженова, Д. В. Невон: страницы истории освоения земли Усть-Илимской / Д. В. Баженова, Е. В. Зуев // Усть-Илимск: вчера, сегодня, завтра: материалы I региональной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012. - С. 40-42.
- 7794 просмотра