Илимский аэродром. Тайны военных лет

Илимский аэродром. Тайны военных лет

РОВНО 63 года назад - 24 октября 1943 года - недалеко от Усть-Илимска потерпел катастрофу американский истребитель «Кобра». Управлял им русский летчик Григорий Петрович Чуйко, считавшийся пропавшим без вести. Как оказался американский самолет в таежной сибирской глуши? Вот уже несколько лет поисковая группа экспериментального лицея под руководством историка Виктора Александровича Голощапова занимается сбором информации. Отрывок из проектной работы выпускников лицея Георгия Терентьева, Виталия Перетолчина, Ивана Лизуры «Аляска-Сибирь - трасса мужества» мы предлагаем читателям.

Еще в начале войны - осенью 1941 года - в Москве на конференции стран-союзников был рассмотрен вопрос о военных поставках. Согласно подписанному протоколу,  с 1 октября 1941 по июнь 1942 года включительно Великобритания и США обязались поставлять Советскому Союзу самолеты, танки, зенитные и противотанковые орудия, олово, алюминий, свинец и другие виды вооружений и материалов.

       Существовали три пути доставки груза: водный - через Арктику, сухопутный - через Иран, воздушный - через Аляску - Сибирь. Протяженность воздушного моста 6306 километров от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, Киренск (Иркутская область) до Красноярска.

Важным участком стал наш Илимский таежный военный аэродром. Он был построен на естественной почве в кратчайшие сроки в 1942 году. До этого садились только легкие самолеты «У-2». Нужна была взлетная полоса, которая могла бы принимать тяжелые военные самолеты американского производства.

В течение лета посреди большого поля между Нижнеилимском и деревней Игнатьево строили аэродром. В строительстве участвовали наши земляки, позднее, после затопления, переселившиеся в Усть-Илимск: Виталий Павлович Перфильев, Валентина Степановна Шестакова, Александр Михеевич Сизых, Александра Ивановна Ступина, Николай Николаевич Ступин, Анна Семеновна Черемных. Тогда, совсем не подозревая, эти 14-16-летние подростки внесли огромную лепту в Победу над фашизмом.                      Для всех жителей райо­на открытие аэродрома стало событием. Без техники, с помощью лошадей и ручной силы людей в рекордно короткий срок юные сибиряки смогли построить взлетную полосу.

Позже с замиранием сердца они смотрели, как на горизонте появлялись маленькие точки и постепенно превращались в боевые машины. Один за другим грузовые самолеты заходили на посадку.

Местные жители относились к объекту крайне ответственно. Как-то на порогах разбилась баржа, груженная бочками с авиационным керосином. Бочки раскидало по воде на десятки километров. Через несколько дней все до одной, аккуратными рядами, они стояли вдоль берега.

Сибиряки гостеприимно встречали специалистов, которые обслуживали аэродром.

Нижнеилимский аэродром был запасным между Киренским и Канским. Однако часто в нем на ночлег скапливалось до двухсот американских истребителей «Кобра». В сопровождении бомбардировщиков экипажи советских летчиков возвращались с Запада на Аляску для приема следующей партии.

 В Нижнеилимске экипажи отдыхали, самолеты заправляли горючим, затем летели дальше. Этот путь был очень опасен, ведь расстояние между аэродромами составляло около пятисот километров, а под крылом по линии горизонта - бескрайняя тайга. Многим летчикам не удалось пройти трассу мужества.

По воспоминаниям В.П. Перфильева, известия о гибели самолетов приходили часто. Из-за разрозненности и закрытости информации удалось узнать только о трагической участи капитана Григория Петровича Чуйко. До сих пор останки самолета и летчика лежат где-то в лесу или на дне озера.

     За время действия трассы «Аляска-Сибирь» произошло 44 катастрофы, погибли 115 русских авиаторов, случилось более сотни различных трагедий. До сих пор в тайге попадаются обломки военных самолетов с останками экипажей.

В середине 1945 года по знаменитой Красноярской авиалинии прошли последние "лендлизовские" машины. В начале 1946 года перегоночная трасса «Аляска-Сибирь» прекратила свою деятельность. Более ста летчиков-перегонщиков не вернулись на свои базы...

После войны аэродром стал принимать гражданские самолеты. Садились легкие и тяжелые грузопассажирские «Дугласы». Последний самолет - «АН-2» местного отделения авиаохраны лесов - приземлился в Нижнеилимске 26 сентября 1974 года.

К публикации подготовила Марина Тяжелкова. - Вечерний  Усть-Илим. - 2006. - 24 окт.