СтатьяГород романтиков

Город романтиков

Нина Михайловна Прокопенко. Статья об истории строительства учреждений культуры в городе Усть-Илимске Н. М. Прокопенко, заместителя председателя горисполкома в 70-90-е годы, в настоящее время управляющей делами администрации города Усть-Илимска из книги : Культура и время.

Мы, три подружки, приехали на Усть-Илим 10 августа 1965 года вслед за песней А.Пахмутовой. Я до сих пор помню этот дождливый день,  тяжелые  хмурые тучи висели над сопками, когда наш АН-2 приземлился в аэропорту пос.Невон.

Мы создавали школу работающей молодежи, формировали классы. В это же время создавалась начальная школа, других школ в ту пору не было. Мы познакомились с управлением строительства Усть-Илимской ГЭС, организациями, которые были на Усть-Илиме, без них школы бы не было.

Я человек активный, деятельный, комсомолка,  уже осенью была избраны в состав Комитета комсомола Усть-Илимской ГЭС. На Усть-Илиме было несколько домиков вдоль  дороги на Братск, столовая, палатки на берегу Ангары и небольшой деревянный клуб.

Строительство поселка и ГЭС развертывалось  быстро, молодежь со всего Советского Союза с  большим желанием ехала на Усть-Илим и руководство БГС решило построить Дом культуры. Занятое  решением больших целей и дел, руководство строительства  УИ ГЭС не очень-то задумывалось над названием улиц и ДК, решено было: улица  Строителей, Братская, ДК «Гидростроитель». Мы, комитет  комсомола, возмутились: как это, как в Братске! Город молодой, романтика, комсомольская стройка! И  комитет комсомола поручил мне выступить на  партхозактиве. Вопросы были производственные, но мне слово дали. И я  волнуясь, горячо, доказывала всем, что в новом городе, должны быть красивые названия, не стереотипные.

Меня выслушали, улицу назвали Светлова, а ДК – «Гренада». Мы ходили гордые и довольные. «Гренада» в те годы была настоящим центром Усть-Илима, любимым местом занятий и отдыха.

Позже меня пригласили работать в Горком КПСС, в отдел  пропаганды и агитации, а в 1978 году Ю.Ф.Федотов, «налегая на О»  сказал: «Михайловна, пойдем работать со мной в исполком», и  с тех пор моя жизнь была связана с исполкомом, Администрацией города. Я курировала отрасли образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Это были годы бурного роста и развития Усть-Илима, мы гордились, что живем и работаем на переднем крае, делаем нужное для всей страны дело. Была уверенность в будущем.

ГЭС, ЛПК и город строились, а вот объекты культуры, как и везде в СССР, строились по остаточному принципу, строительство их решалось очень тяжело и с большим отставанием, выделенных денег не хватало. Музыкальная и художественная школы  располагались  в левобережной части города в приспособленных  помещениях.

Дома пионеров не было. Годы шли, а учреждения не строились. Думали мы думали и чтобы не потерять выделенные деньги как не освоенные, решили строить не два объекта, на которые не хватало денег: музыкальную школу и дом пионеров, а один, а помещения потом поделить – разместить  дом пионеров и музыкальную школу.

Один бог ведает, сколько мы натерпелись. Ю.Ф.Федотов раз  двадцать собирал отделы культуры и образования, рассматривали чертежи, варианты размещения и  по осям и по этажам. Никому не хватало места! Все были недовольные. А решение  принимать надо, два объекта все равно не на что строить. Время уходило, могли и эти средства остаться неосвоенными.

В конце концов Ю.Ф.Федотов страсти остудил и сказал: «Будем строить одно здание, иначе ничего не будет – ни музыкальной школы, ни дома пионеров. Построим еще  когда-то, потом будем делить». Как в воду смотрел. Здание начали  строить. Долгострой получился. Ассигнования шли не в полном объеме, строительство Усть-Илимской ГЭС заканчивалось и уже никому не было  дела до  музыкальной школы. Достраивалась уже в начале 90-х годов. Прошла революция. Пионерская организация  распалась и дом пионеров потерял актуальность. Внеклассная работа больше велась в школах и здание уже делить не надо было. В здании разместилась музыкальная  школа №1 и все остались довольны! Школьники могли получать профессиональное  музыкальное образование.

История была и с художественной школой №1. Ее не было в проекте застройки. Но с развитием города, со строительством жилья, полагалось выделять 10% от капитальных вложений на строительство объектов соцкульбыта.

Вот это и помогло. При уточнении проекта застройки левого берега было решено, при строительстве новых домов  по ул.-------------- сделать встроенно-пристроенные помещения  для размещения учреждений. Долго спорили, обсуждали много  предложений. Я долго  убеждала всех при обсуждении проекта  застройки, что нам нужно  здание художественной школы. Школа располагалась в жилом доме по Братскому шоссе, очень неудобные кабинеты, жуткое освещение, постоянно затопленное сверху.

В конце концов решили в этих помещениях разместить детский клуб, художественную школу и контору  ЖКХ, опорный пункт правопорядка.

Была заказана проектная документация. Но когда  дома «привязывали» к местности, выяснилось, что из-за условий грунта (скальник!) привязать ко всем трем домам пристрой невозможно, а только к одному. И снова надо было выбирать, что строить. Правда, теперь страсти кипели не так бурно.

Я предложила строить художественную школу. И главное, с нами согласился зам.председателя исполкома по строительству Шевченко В.А. и обещал решить  все  вопросы  по строительству.

Конечно, было еще много всяких сложностей с  проектом и финансированием, со сроками строительства, с выделением денег. Но главное было решено – появились в левобережной части города две необходимых школы, на радость горожан, особенно, детей.