Нам дороги эти позабыть нельзя

Нам дороги эти позабыть нельзя

 

Публикация Анны Коморниковой о строителе  дороги Братск – Усть-Илим Иване Моисеевиче Мясниковиче из книги: Усть-Илим – на далекой таёжной реке… : [Усть-Илимск – 35 лет]. – Усть-Илимск : «Пятый цвет», 2009. – С. 47-50: фото.

«Над Москвой беспокойные ветры поют,

Над Москвой облака, словно письма, плывут,

Я по карте слежу за маршрутом твоим,

Это странное слово ищу «Усть-Илим»...

 

Когда Александра Пахмутова писала эту знаменитую песню, Усть-Илим был еще только мечтой. В то лето 1963 года среди вековых сосен белели выгоревшие на солнце и исхлестанные ветрами и дождями палатки первых строителей. Так начинался Усть-Илим. И по праву первыми его строителями были те, кто пробил в тайге 250-километровую трассу жизни «Братск - Толстый мыс». Водитель восьмого автохозяйства коммунист Иван Мясникович - один из тех, проявил мужество и работал, не считаясь ни со временем, ни с обстоятельствами...

Это эпизод из радиопередачи, посвященной 45-летнему юбилею производственного объединения «Братскгэсстрой» - самой крупной строительной организации Советского Союза. Иван Моисеевич трепетно хранит уникальную кассету с аудиозаписью, потому как в радиоэфир попали и его воспоминания о первых днях и месяцах работы на Всесоюзной стройке. Пусть несколько эмоциональных предложений, но это история, в которой Иван Моисеевич Мясникович - один из главных героев...

Белорус по крови Иван Мясникович служил в группе советских войск в Германии в отдельном автомобильном батальоне, который обеспечивал горючим и боеприпасами десятую танковую дивизию третьей танковой армии. 1962-й был годом демобилизации, и поэтому парни часто собирались в коптёрке или красном уголке и обсуждали, куда податься после армии. В дивизии служили сибиряки, украинцы, молдаване, белорусы. Естественно, все были наслышаны о крупномасштабной Всероссийской стройке в Братске. А в печати уже просочилась информация, что начались изыскательные работы по строительству Усть-Илимской ГЭС. Многие дембели думали о том, что неплохо было бы туда попасть. Неожиданно на дивизию пришло десять комсомольских путевок. Так как Иван состоял в комсомольском активе батальона и был вхож в штаб, он не поскромничал и попросил все путевки для своего батальона. Можно представить, что повезло немногим - в дивизии десять тысяч человек, а в батальоне 370. Задолго до демобилизации кинули клич, кто желает отправиться покорять сибирскую тайгу. Со всей группы советских войск набралось 1200 человек. На сборном пункте несколько суток формировали эшелон. Перед отправкой состоялся торжественный парад. Ефрейтор Мясникович стоял в одной трибуне с генералами и говорил напутственные слова добровольцам. Вот так, прямиком из армии, не заезжая домой, дембели отправились на Усть-Илим.

Железнодорожный путь протекал через Белоруссию, проезжали родной город Ивана Моисеевича Житкович Гомельской области. Сердце у парня щемило, три года не видел брата и мать, и вдруг выпала такая возможность.     С Николаем Тормозовым, старшим сержантом батальона, отпросились у начальника эшелона и отправились к брату Ивана. Свалились как снег на голову. Пришлось обмануть родных, что часть передислоцируют в Сибирь, времени мало, поэтому и набегом. Сутки у брата, сутки у матери, естественно, сильно отстали от своего эшелона.

Как догоняли, это отдельная и долгая история с приключениями – сначала до Гомеля, потом до Москвы, Красноярска... Свой эшелон так и не догнали, но добрались-таки до станции «Падунские пороги». На станции таких же отставших было уже пятеро. На календаре - конец ноября, мороз -39. Надо было что-то предпринимать. Иван Моисеевич пошел к начальнику станции, попросил связаться с диспетчером «Братскгэсстроя». Велели ждать машину. Через некоторое время отставших привезли в гостиницу, отмыли, отогрели, а утром отправились в столовую. Там опоздавшие и встретили своих.

Многих добровольцев уже сагитировали по бригадам и участкам. Иван сразу поинтересовался, какая организация строит дорогу на Усть-Илим. Выяснилось, что АТУ-7. Начальником участка был Михаил Георгиевич Воробьев. Тут же отдали документы в кадры и поехали искать общежитие, однако мест уже не было. Пришлось отправляться в Анчириково - первый пункт строительства дороги Братск - Усть-Илим. Там только начали ставить палатки.

Парни соорудили из бочки печку, поставили трубу, нарубили дров - так и начали свою трудовую деятельность на Усть-Илиме четверо отважных парней  Иван Мясникович, Николай Басов, Николай Тормозов, Казбек Какаев. Остальные шестеро однополчан попали на другие автоучастки. Седьмой автоучасток занимался конкретно строительством трассы. Позже он был переименован в АТУ-8. Здесь работало около 600 человек, в том числе восемь водителей автоколонны № 3. Если летом особых проблем не было, то зима доставляла хлопот. Водогрейка на улице, никаких мастерских, из-за отсутствия подогрева старались в мороз машины не глушить. Работали посменно, но это не значит, что после семи часов отдыхали. Бывало, что сутки за рулем безвылазно. Техника, конечно, ломалась, ремонтировали тут же, но если поломка была серьезной, машину на буксире тащили в Братск. Иван Моисеевич признает, что работа была однообразной, но ничуть не надоедала. Бытовые условия также были далеко не райскими - в первое время жили по тридцать человек в палатке, но никто не жаловался.

          Иван Моисеевич свою водительскую карьеру начал с автомобиля ЗИЛ-585. Самосвал еще называли «веселым». Мясникович вспоминает, что, когда приехали на место, был отсыпан участок от кольца до аэропорта - восемь километров. А дальше тайга. Постепенно объемы нарастали. Сначала возили из-под двух маленьких экскаваторов, потом пришли еще два - помощнее. Одновременно на участке работали 120-140 человек, десять бульдозеров, четыре экскаватора, несколько десятков самосвалов. Темпы строительства увеличивались во многом благодаря грамотному управлению Ивана Ивановича Наймушина, который всегда смотрел дальше других.

Официального финансирования строительства дороги еще не было, а Наймушин, чтобы работа не останавливалась, умудрялся экономить на строительстве в Братске.

Постепенно в Анчириково на смену палаткам стали приходить брусовые домики. Их ставили для специалистов и семей. Скоро и Иван Моисеевич поселился в более комфортные условия вместе с женой и дочерью...

Стройка  организованно  шла. Определенного плана не было, но иподгонять никого не требовалось.

В 65-м к очередному съезду партии взяли обязательство сдать сквознойпроезд. Иван Моисеевич поясняет: «Сыпали с Братска, прошли Кобляково, дошли до Седаново. Это был уже 90-й километр, потом ещё примерно столько же, и Эдучанка. До Усть-Илима оставалось около 80 километров. Вот тогда в январе 1965  года первую группу из 15 автомобилей МАЗ-205 и один четырехкубовый экскаватор перебросили по зимнику в Усть-Илим. Теперь дорогу сыпали с двух сторон - шли навстречу друг другу. К очередному съезду партии строители должны были встретиться».

После «зилка» дизельныйшеститонникМясниковичу казался монстром.

Пересесть на такой автомобиль считалось профессиональным ростом. На Усть - Илимскую землю одним из первых Иван Моисеевич ступил 25 января 1965 года. Его сменщик Василий Рамусь приехал на три дня раньше. Бригады отсыпали дорогу навстречу друг другу и встретились на речке Бадарме. Тот самый сквозной проезд был открыт в сентябре 1965 года. С этого времени грузы можно свободно отправлять в обоих направлениях и в любую погоду. Для строителей это был настоящий праздник, по этому поводу приехал и Наймушин.

Зима 1966-го запомнилась своим суровым характером. В ноябре, вспоминает Иван Моисеевич, было 15 актированных дней. Мороз доходил до -60. Но,несмотря на это, работали, перевозили грузы. Машины замерзали, соляркапревращалась в солидол, а строителям хоть бы что. На памяти Мясниковичанет ни одного трагического случая. Да, многие не выдерживали. Иван Моисеевич по именам вспоминает ребят, которые уехали со стройки, не дождавшись ее завершения. У всех были на то свои причины. Кому климат не подходил, а кто надеялся на большие заработки.

Мясникович не скрывает, что деньги зарабатывали достойные. Может, для москвичей это были не деньги, но большинство не жаловались. Кто не ленился, зарабатывал премии, шел на подработки, к тому же подъемные неплохие платили. На жизнь и шикарный по тем временам парадный костюм хватало. Спрашиваю: «А костюмы-то для чего?» «Все успевали: и работать, и отдыхать на танцах, еще и школу попутно заканчивали. Я в Кобляково в седьмой класс пошел вечерней школы, экзамены сдавали вместе с деревенской ребятней», - отвечает Иван Моисеевич.

Точной даты сдачи дороги в эксплуатацию Мясникович не припоминает, говорит, сдавали в то время, когда уже вовсю строился город, ГЭС, ЛПК. Так что бурного праздника по поводу окончания строительства не было. Все внимание и силы были пущены на другие не менее важные социальные и промышленные объекты. Иван Моисеевич и все, кто несколько лет пробивал сквозь тайгу дорогу, героями себя никогда не считали. Ни разу у белорусского парня не возникало желания все бросить и вернуться на историческую родину. С каждым годом все больше и больше прирастал к Илимской земле, с каждым годом она становилась все роднее. Как только Мясникович с семьей обосновался в Усть-Илиме, поступил в техникум, где получил специальность техника-механика. Где и кем только ни работал Иван Моисеевич - водителем, диспетчером, начальником участка механизации. Только на руководящих должностях проработал десять лет, а еще всегда был активистом. Ездил по Союзу, агитировал молодежь. Даже в родной Белоруссии в газете «Новое Полесье» агитку писал «Приезжайте к нам на Усть-Илим». Со многими строителями из Венгрии и Болгарии долгое время поддерживал связь.Ездил в гости к ним и с радушием принимал у себя.

Сейчас Ивану Моисеевичу 68. Он, как и раньше, полон сил и духа патриотизма. Активности и бодрости у него столько, что молодые позавидуют. Мясникович  продолжает работать. Шутит: ≪Начинал с самосвала, на  нем и до старости буду ездить≫. Работу водителя считает самой интересной. На глазах менялась техника, люди, открывались новые маршруты. А еще на дороге завязались самые крепкие узы дружбы. Иван Моисеевич не забывает в профессиональные праздники (по праву их два - День строителя и День автомобилиста) поздравить Николая Басова, Владимира Гульковского, Василия Рамуся, Василия Малахова и многих других.

До сих пор на работу Иван Моисеевич идет как на праздник. Говорит, ни с чем несравнимое ощущение, когда едешь, и каждый второй водитель сигналом приветствует. И пусть дороги уже не такие гладкие, как раньше, пусть ям и колдобин на пути много, дороги эти родные и любимые...