Автомобильный транспорт: роль в строительстве ГЭС и города

Автомобильный мост Братск-Усть-Илимск
Строительство Братской ГЭС, объем плотины которой равен двум пирамидам Хеопса, обслуживали 240 экскаваторов, 318 кранов, 300 авто-машин. Подвоз материалов, шедших сюда со всех концов страны, осу-ществлялся ежедневно по железной дороге, без которой немыслимо снаб-жение современного крупного строительства.
И все же исключения бывают. Такое исключение – Усть-Илимская ГЭС, в 250 километрах севернее Братска. Впервые в мировой практике все необходимое для такой огромной стройки – от продуктов до железобетон-ных ферм – было перевезено автомобильным транспортом.
По просьбе корреспондента Агентства печати «Новости» экспери-мент комментирует кандидат технических наук Игорь Бескин, специалист по проблемам транспорта в условии Сибири и Севера.
 
Этот автомобильный прецедент  рожден суровой необходимостью. Вопрос стоял так, либо строить ГЭС с помощью автомобильного транс-порта, либо ждать окончания строительства железной дороги  Хребтовая – Усть-Илимск. Прокладывать железную дорогу в условиях Сибири – де-ло трудное и длительное. Досрочный ввод гидростанции, в свою очередь, сулит для стране большие выгоды.
Так возник автомобильный мост Братск – Усть-Илимск. Он позволил уже в 1966 году перевезти 41 тысячу тонн грузов. Через год эта цифра увеличилась втрое. Никогда прежде автомобилисты не решали подобной задачи. Большой и стабильный поток грузов по строго определенному маршруту – это функция железнодорожного транспорта. Чтобы осилить эту сложную задачу, автомобилистам пришлось перенять методы органи-зации железнодорожных перевозок, в частности часовой график. Это по-могло программировать работу всего транспортного конвейера, предот-вратить простои и равномерно загрузить дорогу.
Рациональная организация движения сократила продолжительность рейса Братск – Усть-Илимск – Братск с двух суток до 26 - 28 часов. На трассе оборудованы пункты отдыха и стоянки машин с воздухоподогре-вом.
Я останавливаюсь на этих частностях потому, что опыт братчан несомненно, еще не раз пригодится строителям Сибири и Севера, напри-мер, в предстоящем строительстве четвертой ступени Ангарского каскада – Богучанской ГЭС.
Каждые сутки из Братска на Усть-Илимск уходит автомобильный по-езд из 120-130 машин с прицепами. Он везет в дальний путь не только гру-зы, но и комплекты железобетонных деталей для монтажа панельных жи-лых домов. Эту задачу уже не раз пытались решить, однако слишком ве-лики были  потери от повреждений при перевозках: из трех комплектов на месте собирали один-два дома. Братчане создали для этой цели специаль-ный подвижной состав. И если в прошлом году было перевезено четыре пятиэтажных дома на 90 квартир каждый, то в нынешнем году автомоби-листы доставляют на Усть-Илимск по одному дому в месяц.
Братский транспортный эксперимент таит большие резервы для про-мышленного освоения районов Сибири. Вследствие суровых природных условий транспортные расходы здесь иногда настолько высоки, что порой делают экономически не выгодным строительство самого объекта. Видимо, в таких случаях проще, дешевле, быстрее построить автодорогу и пустить по ней автомобильные поезда вместо железнодорожных.
Этот эксперимент стал возможен благодаря опыту, накопленному в строительстве Братской ГЭС. Его успех обусловлен не только технической организацией, но прежде всего глубоким понимание и умелым использо-ванием принципов проводимой в СССР экономический реформы. Весь производственный цикл – от ремонта до зарплаты шофера связан воедино временем процесса, рентабельностью. Не случайно стоимость автотранс-портных работ здесь втрое меньше, чем на других стройках Севера.
 
Автомобильный мост Братск-Усть-Илимск // Усть-Илимская правда. – 1970. – 26 февраля. – С. 2.