Павлюкевич Людмила Михайловна – участник строительства железной дороги «Хребтовая – Усть-Илимская»

214 километров мужества

Сегодня во многих городах проходят праздничные мероприятия, посвященные 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Это более четырех тысяч километров железнодорожного пути, проложенного в сложнейших условиях, многокилометровые тоннели и десятки тысяч строителей, в числе которых и жительница поселка Железнодорожный Людмила Павлюкевич.

Эта легендарная женщина участвовала в строительстве железной дороги Хребтовая - Усть-Илимская. Вместе со своей бригадой, состоявшей практически из женщин, Людмила Михайловна прошла все 214 километров магистрали.

Самая женская работа...

Вообще, официально БАМ начался в 1974 году, но за 10 лет до этого комсомольцы со всей страны начали съезжаться в Сибирь по комсомольским путевкам. В начале 60-х годов прошлого века началось строительство железнодорожных магистралей, которые соединили будущие промышленные центры со страной. Одной из таких легендарных магистралей и была ветка Хребтовая-Усть-Илимск. Но для Людмилы все началось на станции Зяба, куда в 1963 году она приехала с Украины. Тогда ей не было и 18 лет. Сразу определилась в монтеры. Начинала свой трудовой путь со станции Зяба, под Братском. И в зной, и в трескучие морозы бригада работала на укладке путей, подбивала шпалы под рельсы, засыпала между ними щебенку. Самым трудным было сверлить шпалы из твердой лиственницы. Чуть зазеваешься, упустишь дрель, и ватные штаны тут же на нее замотает. Нередко приходилось девчатам выгружать из вагона и переносить шпалу весом 72 килограмма.

– А мороз аж трещал! Туман стоял по две недели, но мы работали не покладая рук, – рассказывает Людмила Михайловна. – Рабочий день заканчивался, а бригадир Виктор Лакомов, которому потом было присвоено звание Героя Социалистического Труда, уго­варивал: «Ну, девочки, надо разметить еще одну шпалу...». Мы все понимали, ведь объект надо было сдать в срок, а то и досрочно. А летом едкий креозот (маслянистая жидкость с сильным запахом, получаемая из древесного и каменноугольного дегтя – авт.) стекал со шпал нам на одежду. Тогда мы пошили специальные фартуки. Хоть и тяжело было, но я не хотела уходить на какие-то другие участки. С детства не боюсь работы, семья наша пережила голодные послевоенные годы, после 7-го класса я, чтобы помочь родителям, пошла дояркой на ферму. Хотела стать зоотехником, даже поступила в техникум, а тут узнала, что по комсомольской путевке можно поехать на БАМ, И я сделала свой выбор. Как оказалось, раз и на всю жизнь!

Механизм морозов не выдерживал

В том же 1963 году Людмила вышла замуж. Супруг Иван приехал из Белоруссии, также по комсомольской путевке. Работал сначала плотником на Кежемской станции, потом водителем на подъемном автокране КАТО.

– У меня была длинная густая коса, – вспоминает Людмила Михайловна. – Любила носить украинскую вышитую кофточку и штапельную юбочку-шестиклинку. А еще я гордилась, что у меня, такой еще «зеленой», уже были дорогие наручные часы. Отец выиграл их в лотерею и подарил мне перед отъездом. Такой меня Ваня и увидел. Когда мы приехали, пронеслась весть, что «хохлов привезли». И парни приехали с нами знакомиться. Иван потом рассказывал; «Смотрю, с косой девка, вроде ничего». Так и стали встречаться.

Встречались недолго и вскоре поехали расписываться на товарном поезде в Кежемский сельсовет. Потом молодой паре дали в общежитии маленькую комнату. В 1964 году родился первенец – сын Виктор. Людмила Михайловна до сих пор помнит, как он появился на свет. Работала до последнего срока беременности, и вот муж отправил ее на товарняке рожать в Братск. «Схватки начались по дороге, мучилась долго. Машинист испугался, что я рожу прямо в поезде. Но успела дотянуть до роддома! Когда Вите исполнилось 9 месяцев, отвезла его к маме и опять вышла на работу», – рассказывает Людмила.

Строительство железнодорожной линии Хребтовая-Усть-Илимская осуществляли несколько строительно-монтажных поездов. Единый прорабский участок возглавлял Александр Куменок, в дальнейшем ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда. Бригада, в которой работала Павлюкевич, продолжала трудиться на станции Хребтовая по укреплению железнодорожного плотна и бороться со сложным рельефом. Если встречался поворот, то шпалу с рельсом надо было поднимать над землей на 30-40 сантиметров. А потом подбивать все домкратом, который весил 20 кг. «Домкраты были винтовые, – рассказывает Людмила Михайловна. – На него ложился ключ, потом крутишь его вдвоем, чтобы рельсу поднять. Механизм этот морозы не выдерживал, ломался».

Всё успевали: дружить, работать, отдыхать

Но не сломались перед трудностями люди, которым приходилось жить в полевых вагончиках по три семьи: шесть полок на шесть человек. Людмила Павлюкевич вспоминает, что было очень холодно, спали в одежде, валенки, стоявшие в ряд в крошечном коридорчике, едва подсыхали.

В феврале 1967 года началось строительство железной ветки на участке Диабазовая - Усть-Илимск. Этим отрезком пути руководил Владимир Удовиченко. В 1969 году штаб строительства уже располагался в поселке Железнодорожный. Осваивались на новом месте и первопроходцы.

Семью Павлюкевич поселили в бараке на улице Гагарина. В 1972 году у них родилась дочь Марина. На этот раз Людмила задержалась в декрете всего на два месяца. Какое-то время поработала банщицей, а потом, когда устроила дочь в детский сад, опять вышла монтером в родную бригаду.

– Уставали, конечно, – говорит Людмила Михайловна. – Вставали в пять утра, собирали сумку с обедом, и на вахту. В перерывах ели в вагончике, а когда и просто сидя на путях. Все «удобства» – на свежем воздухе. С работы приезжали на шести переполнен­ных автобусах, сразу бежали в детский сад за детьми, потом с ними шли в магазин прямо в ватниках, там еще надо было отстоять очередь за продуктами. Но несмотря ни на что, находили время и в клуб на танцы сходить, и в кафе посидеть, и в хоре попеть. Народ был очень сплоченный. Отмечали дни рождения весело, работали с песнями, никогда не унывали.

А Людмила Павлюкевич успевала еще заниматься общественной деятельностью – была депутатом поселкового совета.

После первого поезда

И вот 27 декабря 1970 года на станцию Усть-Илимская пришел первый поезд! Его почетными пассажирами стали Александр Куменок, Виктор Лакомов, Ольга Ямщикова, Клара Дерендяева, Михаил Коростенский, Надежда Рябцева, Александр Шпагин и, ко­нечно же, Людмила Павлюкевич.

На следующий год перед путейцами была поставлена новая задача – уложить подъездные пути от станции Усть-Илимская до станции Правобережная, а затем до станции Промышленная. Бригада Людмилы Павлюкевич прокладывала трамвайную линию к ЛПК. Данный период для моей герои­ни оказался не менее сложным. А два случая запомнились особенно.

– Для опоры электрических столбов мы с Валей Лалоян вручную копали ямы глубиной 4,5 метра. Я спускалась вниз, меленькой лопаткой насыпала землю в ведро и подавала его наверх своей напарнице. Однажды я накидала землю в ведро, а Вали вверху не оказалось, и мне вдруг стало так плохо и страшно! Шапку даже с себя рванула от безысходности. Ведь из этой ямы был виден только кусочек неба. А Валя просто отлучилась куда-то на время. Я ее потом очень просила больше не отходить. Однажды у Тубинского моста точно так же копали ямы под опоры. Я нахожусь в этой яме, и вдруг едет поезд! Глубина большая, дорога ходуном ходит. Все ждала, что кто-нибудь подаст лестницу, но никого не было. Как пережила этот момент, вспомнить страшно! После этих случаев я стала страдать клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства – авт.).

– Свою жизненную историю Людмила Михайловна рассказывает так четко и наглядно, как будто все это произошло вчера. В свои 74 года эта статная женщина, с поставленным голосом, с заразительным смехом, и сегодня является олицетворением настоящего сибирского характера. Пройти такую трассу мужества и остаться самим собой, не утратив былого задора, – пожалуй, эта черта присуща только бамовцам. Каждый из них достоин глубокого уважения. Людмила Павлюкевич хорошо помнит, с кем трудилась бок о бок. Это Ольга Ямщикова, Михаил Коростенский, Галина Щемилинина, Людмила Марченко, Римма Портас, Валентина Литвинец, бригадир Василий Подлесняк, Валентина Лалоян, Валентина Габдрафикова и другие. Многие из них остались жить в поселке Железнодорожный, который стал их второй родиной.

Людмила Павлюкевич отработала сначала в СМП-158, а затем в СМП- 219, как и ее супруг Иван Николаевич, более 30 лет. Вот уже 56 лет они неразлучны! Оба имеют многочисленные награды за самоотверженный труд. Особенно дорожит Людмила Михайловна бронзовой медалью ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве».

 

Наталья Иванишина

Автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала члену совета ветеранов «Мудрость» Татьяне Романенковой и педагогу дополнительного образования Железнодорожной школы № 1 Светлане Гуляевой.

 

Хроника строительства железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская

Август 1961 года окончательно выбрано направление железнодорожной линии.

Январь 1966 года бригада рабочих из СМП-289 во главе с Петром Сахно (будущим командиром десанта в Звездном на БАМе) начала прорубку просеки от Хребтовой на Усть-Илимск. С трассы Абакан-Тайшет в Хребтовую прибыла мехколонна №12 и начала отсыпку полотна железной дороги от Хребтовой.

27 декабря 1970 года открыто сквозное движение поездов.

4 ноября 1973 года на «отлично» была принята в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Хребтовая - Усть- Илимск.

Строительство двухсотчетырнадцати километровой линии заняло восемь лет.

 

Иванишина, Н. 214 километров мужества / Наталья Иванишина // Вестник Усть-Илимского ЛПК. –  2019. – 26 июля (№ 26). – С. 10 : фот.