Строительство железнодорожной линии «Хребтовая – Усть-Илимская»: страницы истории

Разбуженная тайга

На географической карте от ст. Хребтовая до поселка гидростроителей Усть-Илимска всего несколько сантиметром. Кажется, что расстояние можно преодолеть одним махом. Однако, если внимательно присмотреться, то заметишь, что тонкая линия будущей железнодорожной магистрали на своем пути пересекает множество речек, болот, не встречая ни одного селения. Вокруг нетронутая тайга, глушь, синие вершины гор.

Так было четыре года назад. Сейчас стометровая просека прорезала таежные дебри. Накатанная автодорога змейкой убегает в распадки сопок, извивается – и так до самой станции Хребтовая. День и ночь на 214-километровом перегоне слышится шум машин, тракторов, экскаваторов. Почти на всем протяжении трассы, от Баларихты до пос. Северного ведутся работы. Все дальше на север уходят стальные рельсы дороги. А вместе с ней словно пробуждается от долгого сна этот край, с его кладовыми богатств и своеобразной суровой красотой.

Новая Игирма. 70-й километр. Это первая станция строящейся железнодорожной ветки. «Под Новый 1966 год в старой Игирме высадился десант из тридцати человек СМП-266, – рассказывает первооткрыватель трассы, прораб Алексей Дмитриевич Пещеров.

– Несколько вагончиков, три трактора и две автомашины. Добирались своим ходом. Тридцать километров шли четыре дня, чтобы добраться до будущей станции. На берегу маленькой речки Игирмы стояло зимовье геологов. Здесь и остановился наш табор. В то время стояли страшные морозы – минус 62 градуса. Целую неделю «носа не высунешь на улицу». Когда чуть отпустило, начали ставить палатки, очищать площадки от леса. С этого и начинается биография трассы. Многие из тех, кто положил верный кирпич в новом поселке, забил первый костыль железнодорожного полотна, ныне трудятся на других стройках, но и сегодня большая группа старожилов передает трудовую эстафету молодежи. Это старший мастер Василий Томашенко, Д. И. Суховей, В. П. Юфанов, Нечаев, Пиренко, Занин и другие.

Сегодня Игирма крупный поселок в тайге. Построены хороший клуб, школа, магазин, здесь расположена опорная база трассы. Бригада Виктора Лакомова собирает звенья рельсового полотна и отправляет их на передовую, где ведется их укладка, с каждым днем железная дорога продвигается почти на километр.

«Сама укладка пути – наиболее быстрая и высокомеханизированная операция, – го­ворит начальник СМП-158 Т. М. Сороковиков. – В конце января бригада путеукладчи­ков Ибрая Талипова дошла до Тубинского моста. Позади 155 километров. Следом, с разрывом до одного километра, ведется балластировка полотна.

Пройдено две трети трассы. Остался самый трудный участок – Тубинская долина. Здесь зона вечной мерзлоты, через каждые двести метров нужно ставить трубы искусственных сооружений, преодолеть крутые подъемы, выполнить огромный объем земельно-скальных работ. Темпы укладки сдерживает строительство мостов. Уникальной конструкции мост необходимо возвести на 167 километре. В помощь мос­товикам думаем создать свою бригаду».

Летом нынешнего года фронт путеукладочных работ переместился на территорию Усть-Илимского района. Именно на двадцать-тридцать километров по обе стороны в настоящее время самые напряженные участки трассы. Рабочие СМП-219 готовятся продолжить трудовые подвиги своих предшественников, строителей СМП-266 и СМП-158. Как говорят специалисты-транспортники, после Диабазовой укладка пути пойдет более быстрыми темпами. Весной и летом, в основном, будет вестись интенсивная отсыпка полотна, возведение мостов и искусственных сооружений. В эти зимние дни наступление па трассу ведется с двух сторон – с Усть-Илима и Хребтовой. Направление же одно – север. Транспортные строители торят желанием пустить первый рабочий поезд по стальной магистрали в конце юбилейного года.

Фото В. Удовиченко

Разбуженная тайга // Усть-Илимская правда. – 1970. – 31 января. –  С. 3.